Содержание
-
«Изучение фразеологизмов в начальной школе» Учитель начальных классов: Соколова Наиля Сяитовна
-
Объектом исследованияявляется процесс обучения русскому языку в начальных классах. Предмет исследования – методика изучения фразеологизмов в начальной школе.
-
Цель работы: выяснить, как в начальных классах вести эффективную и систематическую работу по формированию у учащихся понятия фразеологизма, умения применять фразеологизмы в устной и письменной речи.
-
Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы. 2. Раскрыть сущность понятия «фразеологизм» и охарактеризовать современные подходы к вопросу о классификации фразеологизмов. 3. Определить приемы работы с устойчивыми выражениями в начальной школе. 4. Проанализировать школьные учебники по русскому языку в аспекте изучения фразеологизмов. 5.Разработать систему упражнений и конспекты уроков по изучению фразеологизмов. 6. Провести эксперимент для апробации предлагаемых упражнений.
-
Понятие фразеологизма Устойчивые словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис– «выражение» и логос- «учение». ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
-
Особенности фразеологизмов: 1. Сложность состава. 2. Семантическая неделимость. 3. Постоянство состава. 4. Воспроизводимость. 5. Непроницаемость структуры. 6. Устойчивость грамматической формы. 7. Строго закрепленный порядок слов.
-
Фразеологизмы в зависимости от их происхождения делятся на несколько групп: - исконно русские; - заимствованные; - старославянские.
-
Классификация фразеологизмов по семантической слитности компонентов: 1. Фразеологические сочетания. 2. Фразеологические единства. 3. Фразеологические сращения.
-
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Анализ учебников в аспекте изучения фразеологизмов.
-
Условия систематичности в развитии речи: -последовательность упражнений; -перспективность упражнений; -разнообразие упражнений; -взаимосвязь упражнений.
-
Виды тренировочных упражнений -отграничение фразеологизмов от свободных сочетаний; -выяснение лексического значения; -нахождение фразеологических оборотов в тексте; -замена слов и словосочетаний фразеологическим оборотом; -нахождение и исправление ошибок в употреблении фразеологизмов; -составление предложений и текстов с использованием фразеологических оборотов;
-
Виды заданий исследовательского и поискового характера: указать фразеологизм и предложить ребятам подготовить рассказ о нём; назвать сферу первоначального употребления оборотов, а фразеологизмы к ним дети должны подобрать самостоятельно.
-
Цель эксперимента – определение уровней понимания значения фразеологического оборота, умения находить фразеологизмы в тексте, употреблять в соответствии с ситуацией.
-
Показатели уровней: Понимание детьми значений слов, входящих в состав фразеологического оборота. Объяснение значения фразеологического оборота, его уместности в жизненных ситуациях. Овладение фразеологическим богатством русского языка, то есть умение употреблять фразеологические единицы в собственной письменной и устной речи.
-
-
Цель констатирующего эксперимента - выявить исходный уровень понимания учащимися фразеологизмов русского языка. Задания: 1. Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной фразеологизмы; 2. Соедини стрелкой части фразеологизма; 3. Закончи диалог одним из выражений: как две капли воды, быть на седьмом небе; 4. Вместо точек вставь нужное слово; 5.Правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, напиши одним словом, как ты понимаешь их смысл?
-
Результаты констатирующего этапа эксперимента
-
Обучающий (формирующий) эксперимент Урок русского языка в 3 классе Тема: Устойчивые выражения (фразеологизмы). Цель: введение понятия «Фразеологизм» Задачи: познакомить детей с понятием «фразеологизм»; наблюдать за значением и использованием фразеологизмов; формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение; развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями.
-
Анализ результатов показывает, что ученики класса теперь находятся в основном на 2-4 уровнях усвоения фразеологии, в то время как первый эксперимент показалсреди основных уровней 0 и 1.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.