Содержание
-
Картотека упражнений по развитию речевого дыхания
Рекомендации для родителей Учитель-логопед: Адамова М.С.
-
Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы. Необходимо тренировать и правильное речевое дыхание, которое отличается от физиологического. Нарушение дыхания почти всегда имеет место у детей с дизартрией. Часто это связано с задержкой созревания дыхательной функциональной системы. Для детей с дизартрией характерно большая частота дыхания, недостаточная его глубина, укороченный речевой выдох, наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Различают 3 типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной. У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. Детям с нарушениями речи для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений. Для развития речевого дыхания можно применять следующие игровые упражнения.
-
«Вдох – выдох»
Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две – три секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот. Носом вдох, а выдох ртом, (Соответствующие движения.) Дышим глубже, а потом Шаг на месте, не спеша, Как? Покажем малышам. Примечание: при выполнении упражнений направленных на дифференциацию носового и ротового выдоха хорошо использовать зрительный контроль (выдох на «султанчик»).
-
«Муха»
Цель: Учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать воображение. Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь. Примечание: закончить игру можно рисованием мухи или складыванием оригами.
-
«Волшебные заклинания»
Цель: развитие фонационного дыхания Содержание: Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА. Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО. Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое. Обращаем внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон), артикуляцию.
-
«Снегопад»
Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха. Содержание: Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребенку, пусть он правильно сдует её: Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. А. Барто Примечание: Можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок из ваты будут бумажные листья.
-
«Бабочка»
Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку: Бабочка – коробочка, Полети на облачко, Там твои детки- На березовой ветке! Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела».
-
«Куры»
Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины и ритма), развитие внимания, выдержки и формирование правильной осанки. Ход: ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносит «так – так – так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3 – 5 раз.
-
«Футбол»
Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю. Содержание: Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками (карандашами).
-
«Шторм в стакане»
Цель: Развивать силу и направленность ротового выдоха. Содержание: Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку, чтобы вода забурлила. Примечание: Следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
-
«Гуси»
Цель: Развитие речевого дыхания. Содержание: Руки на поясе, медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно: «Г – а – а – а».
-
«Жук жужжит»
Цель: Развитие речевого дыхания. Содержание: Руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выполнять с одновременным вдохом носом. Выдыхая произнести: «Ж – ж – ж», опуская руки вниз.
-
«Лопнула шина»
Цель: Развитие речевого дыхания, длительности и плавности выдоха, автоматизация звука «Ш». Содержание: Дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину» и одновременно выполняют вдох через нос. На выдохе дети плавно и медленно произносят «ш – ш – ш». Руки при этом медленно скрещиваются так, что правая рука ложится на левое плечо, а левая рука на правое плечо.
-
«Поиграем животиками»
Цель: формирование диафрагмального дыхания. Содержание: В а р и а н т 1 В положении лёжа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало ещё интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. В а р и а н т 2 В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 или музыкальные звуки (до-ре-ми – вдох, ми-ре-до – выдох) от трёх до семи раз подряд.
-
«Узнай по запаху»
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния. Оборудование: 2-3цветка, имеющих разные запахи. Содержание: Дети по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребёнка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребёнок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребёнка положить ручки на живот и проконтролировать, таким образом, своё дыхание. Взрослый говорит: «Глубоко вдохни, а потом, не спеша выдохни. Вот так – 1, 2, 3 – 1, 2, 3». Примечание: Аналогично с фруктами и ягодами.
-
«Носик и ротик поучим дышать»
Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания. Содержание: Ребёнок учиться контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. В а р и а н т 1 Сначала ребёнок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком на свой нос. Затем 2-4 раза производится вдох носом, а выдох ртом. Вдыхая носом, ребёнок дотрагивается указательным пальчиком до носа; а выдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. В а р и а н т 2 Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребёнок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком). Дыхательные упражнения выполняются под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3.
-
«Подуем на плечо»
Цель: выработка темпа и ритма физиологического дыхания. Содержание: Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия. Подуем на плечо, (голова прямо – вдох, голова повёрнута направо – выдох) Подуем на другое. (голова прямо – вдох, голова повернута налево – выдох) Нам солнце горячо Пекло дневной порою. (голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох) Подуем и на грудь мы (голова прямо – вдох, опустить голову – выдох) И грудь свою остудим. Подуем мы на облака. (голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох) И остановимся пока. Запомнив текст песенки, дети могут петь её вместе со взрослым..
-
«Звуковая ниточка (дорожка)»
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука. Содержание: Дети соединяют пальцы рук, собранные в щёпоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук. Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (в течение 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить ( 3-6 секунд). В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки у, о, и, э. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку тянуть и некоторые согласные звуки, например с, з, ш, ж, щ, л и р.
-
«Ручки поднимаем – звуки распеваем»
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация изолированных звуков. Содержание: После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно пропевая звук а, а затем опускают руки вниз, произнося звук у. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку делать движения руками и одновременно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: с-з; ш-ж; л-р.
-
«Слоговая зарядка»
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах. Содержание: Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырёх слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - произносится слог ГА, при движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО, затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» проговаривается слог ГУ, а из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ. Рекомендуется делать слоговую зарядку рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом: «СА-СО-СУ-СЫ», «ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ» и «ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ», «ША-ШО-ШУ-ШЫ» и т.д. С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов полезно проговаривать слоги со стечением согласных такие, как «МНА-МНО-МНУ-МНЫ», «ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ» или «СТА-СТО-СТУ-СТЫ».
-
«Одуванчики»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Содержание: Игру проводят в летнее время на свежем воздухе. Педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.
-
«Пузырь»
Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с – ш. Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем повторяя за педагогом «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга произнося с ( или ш), подражая выходящему воздуху. Примечание: После сигнала «Лопнус» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух выходит медленно и длительно: ссс или шшш).
-
«Веселые пантомимы»
Цель: Развитие дыхания, сообразительности, воображения. Содержание: Детям предлагается изобразить: Как они греют озябшие руки Раздувают угасающий костер Надувают воздушные шары Пилят дрова (при имитации- руки на себя – вдох, от себя - выдох). Рубят дрова (руки над головой – вдох, наклон вперед – выдох). Примечание: Веселые пантомимы можно закончить настоящим надуванием воздушных шариков или пусканием мыльных пузырей на прогулке.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.