Содержание
-
Кирилл и Мефодийсоздают азбукудля славян Дни Славянской Письменности Слова и звуки… Звуки и слова. В них полной жизни выраженье,Вся цепь существ, от тьмы до херувима. Все оживает в звуках и словах…В словах и звуках - вечный ключ сердец… Евдокия Растопчина (1867)
-
История На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные этапы письменности у них. В самом деле: для написания действительной истории необходимо использовать не только исторические хроники, грамоты, различные документы, но и отдельные, даже отрывочные записи на камнях, металлических предметах, глиняных сосудах и т. д. Уже одна находка предмета со славянской надписью часто доказывает, что в месте ее обнаружения жили славяне или, самое, малое, что жители этой местности были в общении со славянами. Такие отрывочные надписи, как правило, не датированы, хотя сопутствующие факты и обстоятельства говорят в пользу определенной эпохи, к которой относится находка. В истории развития славянской письменности мы можем различать три этапа и три разных группы. Эти три группы следующие: 1) руны, или "руница", 2) "глаголица" и 3) "кириллица" и "латинница", основанные на греческом или латинском письме
-
Сведения наши о славянских рунах очень бедны и отрывочны. Русские ученые этим не занимались. Одно несомненно: они существовали. В скандинавских источниках они называются «Venda Runis», то есть «вендскими рунами». Сохранились и сами надписи славянскими рунами. Количество их невелико. Во-первых, рунами писали очень давно и они вышли из употребления много веков тому назад, поэтому предметы, несшие рунические письмена, за давностью времени погибли. Во-вторых, славянскими рунами мало кто занимался в широком понимании этого слова. Однако не всякий ученый-«рунист» мог взяться за славянские руны: надо было знать хорошо и славянские языки, поэтому надписи славянскими рунами остались просто непрочитанными. В-третьих, литератур руническими письменами не существовало: руны употреблялись лишь для кратких надписей на могильных камнях, на пограничных знаках, на оружии, украшениях, монетах и очень редко на полотне или пергаменте. Откуда происходят руны, кто является их изобретателем, что означает само слово и какого оно языка - неизвестно. Д. Жункович предполагает даже, что само слово "руны" славянского корня: "руна", "руня" будто бы означает "борозда", "врез", а "руги" - "врезать", "гравировать”, то есть наскальные надписи. . Славянские руны
-
Другой группой предметов, несущих рунические надписи, являются культовые статуэтки, особенно частые в области поморских славян. На спинной стороне одной из статуэток есть надпись "ридегаст" и "ретра", т. е. имя божества и название города. Найдена она в Мекленбурге и сделана из бронзы. Спереди - также надписи. Подобные предметы-документы доказывают неоспоримо существование у среднеевропейских славян своей рунической письменности Руны употреблялись главным образом лишь для коротких сообщений: указание дороги, пограничный столб, знак собственности и т. д. Но знали руны, очевидно, многие, это не было тайнописью, иначе их не применяли бы в местах всеобщего пользования. Основой же для настоящей письменности, когда создалось уже государство, развилась торговля, усложнились людские взаимоотношения и т. д., явилась у славян, по-видимому, глаголица, которая с руницей имела мало общего - может быть, потому, что была заимствована из чужого этнического корня.
-
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить.Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Зарождение славянской письменности Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
-
Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Виды письменности
-
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские). Азбука
-
Славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык.Кирилл (около 827-14.2.869) и его старший брат Мефодий (около 815-6.4.885) родились вг. Фессалоники в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Кирилл хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию. Кирилл и Мефодий
-
Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.Перед отъездом в Моравию Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.) В 866 (или 867) Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим.Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 866г.
-
По мнению подавляющего большинства исследователей, «глаголица» древнее «кириллицы» Зародилась глаголица, по-видимому, на Адриатическом побережье Балканского полуострова, где она в отмирающем виде существует и теперь. Глаголица Глаголица существовала самое малое за 200 лет до Кирилла. Несомненно одно: глаголица на века древнее кириллицы. Именно поэтому на старинных пергаментах (палимпсестах) всегда кириллица перекрывает глаголицу.
-
Кириллица, одна из двух славянских азбук, названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества - Константина), который в 863 создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. Древнейшие памятники Кириллицы возникли, вероятно, одновременно с древнейшими памятниками глаголицы.
-
-
Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии , как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом. С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова. Кириллическое письмо
-
С 1991 года в нашей стране 24 мая официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина). Создатели славянской азбуки были канонизированы Православной церковью и почитались на Руси как великие гражданские мужи, запечатленные в памятниках и исторических мемориалах. Возрождение праздника славянской письменностии культуры
-
Д.С.Лихачев, выступая на X Международном конгрессе, сказал:«Не следует думать, что на Руси христианская культура была просто заимствована в ее византийской форме. Она явилась сюда трансформированной через Болгарию. И прежде всего со своим языком, который в России получил народное название «церковнославянский».
-
Государственный музей книги и книгоиздания Украины В залах Государственного музея книги и издательства Украины, который берет свое начало с 1957 года, экспонируется большое количество старинных книг. Первопечатные книги-интереснейшие памятники истории и Украинского государства. В 5 залах музея размещено более 3 тысяч экспонатов, которые рассказывают о возникновении письменности у славян, первые рукописные книги, возникновение и развитие типографии в Украине. Представлены образцы отечественной полиграфии и современного печатного дела. Экспозицию открывают уникальные образцы рукописей-памятники письменности 10-12 столетий.
-
Представлены факсимильные издания «Киевских глаголических листков» (10 столетия), «Остромирове Евангелие» (1056), «Изборник Святослава» (1073). Также можно увидеть памятку древней летописи- «Повесть минувших лет», созданной Нестером примерно в 1113 году, а также книга художественной литературы эпохи Киевской Руси-поэма «Слово о полку Игоревом», написанном после похода князя Игоря Святославича.
-
Огромный интерес вызывает «Апостол», изданный во Львове в 1574 году типографией Ивана Федорова, с именем которого связано книгопечатание на Украине. Среди научных изданий 16 столетия имел огромное значение «Лексикон словеноросъкий и имен толкование»,созданный знаменитым учеником, поэтом, гравером, типографом Памвою Бернидою. Знаменательным событием в культурной жизни был выход «Синопсиса» Инокентия Гизеля (1674 год)-сборника повестей отечественной истории с древнейших времен до 70 годов 17 столетия. Эта книга переиздавалась более 30 раз и более чем 100 лет была учебным пособием.
-
Вы также увидите старинные золотые, серебряные, кожаные и оксамитовые оклады, гравюры 16-18 столетий, первые печатные станки, современную полиграфическую технику. В экспозиции представлены лучшие образцы книжной графики, издания, отмеченные наградами на международных конкурсах. Деятельность Киево-Печерской типографии сыграла важную роль в развитии образования, науки и культуры украинского народа.
-
Первые славянские книги ныне большая редкость. Они хранятся в библиотеках в специальных хранилищах. В городе Новосибирске редкие книги хранятся в самой крупной библиотеке - Государственной Публичной Научно-Технической Библиотеке Сибирского Отделения Российской Академии Наук ( ГПНТБ СО РАН ). РЕДКИЕ КНИГИ В НОВОСИБИРСКЕ
-
ФОНД РЕДКИХ КНИГ И РУКОПИСЕЙ МУЗЕЙ КНИГИ ГПНТБ СО РАН Более подробную информацию можно получить в Интернете по адресу: http://www.spsl.nsc.ru/win/ork-sprv.html . Главную ценность любого музея составляют предметы-подлинники; богатая история комплектования общего библиотечного фонда ГПНТБ СО РАН и специализированного фонда редких книг и рукописей в прошлом и некоторые возможности приобретения книг даже в настоящее время создали почву для успешного формирования и функционирования Музея книги.
-
В России полный список рукописной (на славянском языке) Библии был собран впервые в 1499 г. новгородским архиепископом Геннадием, но он был почти никому не известен. До этого, то есть с 10 в. до 15 в., были в ходу лишь отдельные книги древнеславянской Библии, переведенной с латинского в 884 г. Редкие книги, хранящиеся в ГПНТБ СО РАН БИБЛИЯ или СВЯЩЕННЫЯКНИГИВЕТХАГО И НОВАГО ЗАВЕТА русскiй переводъ исполненный СВЯТЕЙШИМЪ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИМЪ СИНОДОМЪСъ 230 рисунками ГУСТАВА ДОРЕ
-
ИЗ ПЕРВОГО ИЗБОРНИКАСВЯТОСЛАВА 1073 г. Рукопись
-
ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ конец X - начало XI века глаголица
-
ПРИТЧА из книги первой ЗЕРЦАЛА Оттиск первой половины 1760 г.
-
В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года №568-1 о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной Церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. В период празднования в Успенском соборе Кремля, во всех храмах России совершается божественная литургия, крестные ходы, в Москве у памятника святым Кириллу и Мефодию - молебен, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки икон, графики. Мировые традиции праздника
-
Мировые традиции празднеств - "Дней Славянской письменности и культуры" просветителям, создателям славянской азбуки, святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию (24 мая) проводятся с 1986 года, а как государственные праздники - с 1991 г. В майские дни по всей стране проходят выступления ученых, представителей духовенства, поэтов, артистов, выставки художников. Это праздник русской национальной культуры, праздник славянского единства и дружбы народов.
-
Язык, великолепный наш язык,Речное ли, степное в нем раздолье,В нем клекоты орла и вечный рык,Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше,Березовая роща. Свет сквозной,Небесный дождь, просыпанный по крыше… Константин Бальмонт (1925)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.