Презентация на тему "«Лексика». Знакомство с понятием «паронимы»"

Презентация: «Лексика». Знакомство с понятием «паронимы»
Включить эффекты
1 из 10
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку для старших классов. С помощью этой работы ребята познакомятся с таким лексическим термином, как паронимы и узнают, что они обозначают, как различать их в тексте. Помимо теоретической базы, план урока предусматривает и практическое задание для закрепления пройденного материала.

Краткое содержание

  • Изучаем паронимы
  • Лексическое значение паронимов
  • Практическое задание


Содержание

  • Презентация: «Лексика». Знакомство с понятием «паронимы»
    Слайд 1

    Повторение изученного из раздела «Лексика». Знакомство с понятием «паронимы»

  • Слайд 2

    Словарная работа

    Спишите, расставьте ударение в словах:

    Гомеопатия, граждане, гражданство, кета, паралич, правнучка, бархатистый, каменистый,

    мускулистый, грушевый, кедровый, доцент, прадедовский, зубчатый, мелкозубчатый, развитой,

    малоразвитый, возрастной, великовозрастный.

  • Слайд 3

    Самопроверка:

    • Гомеопатия, граждане, гражданство,
    • кета, паралич, правнучка,
    • бархатистый, каменистый,
    • мускулистый, грушевый, кедровый,
    • доцент, прадедовский, зубчатый,
    • мелкозубчатый, развитой,
    • малоразвитый, возрастной,
    • великовозрастный.
  • Слайд 4

    Паронимы – однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию,

    но различающиеся приставками или суффиксами и не совпадающие по значению.

    Например:

    Уплатить – оплатить, одеть – надеть, главный – заглавный, безответный – безответственный, длинный – длительный, дипломатичный – дипломатический.

  • Слайд 5

    Задание №1

    Выберите правильный вариант ответа.

    1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.

    А) Он прошёл непростой житейский путь.

    Б) Житейский опыт помогает людям в трудных ситуациях.

    2. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.

    А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления пищи.

    Б) Президент рассказал об экономической обстановке в стране.

  • Слайд 6

    3. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО.

    А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого.

    Б) Юрист объяснил мне правила вступления в наследство..

    2. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ.

    А) Я всегда тщательно исполняю домашние задания.

    Б) Эту песню исполнил известный певец..

  • Слайд 7

    Задание №2

    Укажите правильный вариант словосочетания:

    • Гуманное решение – гуманитарное решение
    • Жёсткий поступок – жестокий поступок
    • Успевающий человек – преуспевающий человек
    • Решающий человек – решительный человек
    • Выглядеть комично – выглядеть комически
    • Слова осуждения – слова обсуждения
    • Абонент не отвечает – абонемент не отвечает
    • Человеческий род – человечный род
    • Обратный билет – обратимый билет
  • Слайд 8

    Подберите синонимы к словам:

    • Банальный
    • Инфантильный
    • Конструктивный
    • Расточительный
    • 5. Романтичный
    • 6. Искусный

    Слова для справок

    1. Плодотворный. 2. Мечтательно-созерцательный

    3. Много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек

    4. Умелый, хорошо знающий своё дело

    5. «Избитый», пошлый. 6. По-детски недоразвитый

    5. «Избитый», пошлый

    2 . Мечтательно-созерцательный

    6. По-детски недоразвитый

    Плодотворный

    3. Много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек

    4. Умелый, хорошо знающий своё дело

  • Слайд 9

    Домашнее задание:

    • Стр. 30 (контекстуальные антонимы)
    • Стр. 32 (антитеза, оксюморон, паронимы)
    • Упр.51, 54, 55 – устно
    • Упр. 56 – письменно
  • Слайд 10

    Использованная литература:

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи»; Москва, Просвещение, 2008

    2. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н., Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 классы; Москва, ТЦ Сфера, 2006

    3. Книгин И.А., Словарь литературоведческих терминов; Саратов, Лицей, 2006

    4. Львова С.И., Цыбулько И.П., Репетитор: ЕГЭ-2009. Русский язык; Москва, Просвещение, 2009

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке