Содержание
-
Трудные вопросы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Анашкина Анна Ивановна
-
Часть А:
- орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения); - лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики); - синтаксические нормы русского языка.
-
Часть В:
- средства связи в словосочетании; - морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги); - типы сложных предложений и их специфика; - средства языковой выразительности.
-
Часть С:
- композиционное оформление сочинения; - логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение); - грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка; - теория аргументации
-
Методика работы над частями А и В
1. Работа с теоретическими сведениями 2. Алгоритм решения «задач» частей А и В 3. Коллективные и индивидуальные тренировки 4. Творческие задания
-
Орфоэпические нормы (А1)
Правила, примеры на которое очень часто встречаются в вариантах ЕГЭ: 1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание: сОздан – созданА – сОзданы. 2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании: отнЯть – Отнял – отнялА – Отняли
-
3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на окончании: глубокий – углубИть 4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе: обеспЕчивать – обеспЕчение
-
Слова, в которых выпускники чаще всего делают ошибки:
портфЕль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь, облегчИл, нАчал, бралА, взялА, кОмпас, киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, рАпорт, каталОг, апострОф, баловАть, валовОй, вероисповЕдание, включИшь, вручИшь, гЕнезис, граждАнство, дефИс, диспансЕр, жалюзИ, завИдно, звонИшь, исчЕрпать, каучУк, мусоропровОд, намЕрение, обспЕчение, оптОвый, Отраслей, пАмятуя, по средАм, предвосхИтить, премировАть, принУдить, сирОт, сосредотОчение, столЯр, углубИть, украИнский, упорЯдочение, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, христианИн, щавЕль
-
Глаголы:
гнал, гналА, гнАло, гнАли; зАдал, задалА, зАдало, зАдали; нАчал, началА, нАчало, нАчали; Отнял, отнялА, Отняло, Отняли; прИдал, придалА, прИдало, прИдали; брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь; взят, взятА, взЯто, взЯты; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты; прИнят, принятА, прИнято, прИняты; клал, клАла, клАло, клАли.
-
Потренируемся!
А1В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) зАнята 2) облегчИть 3) обеспечЕние 4) тортЫ
-
Алгоритм рассуждения:
определи, к какой части речи относится слово; вспомни правило постановки ударения: зАнята – краткое страдательное причастие женского рода единственного числа, ударение падает на окончание – занятА; облегчИть – глагол, образованный от прилагательного легкий, такие глаголы обычно имеют ударение на окончании; обеспечЕние – существительное, образованное от глагола обеспечивать, место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе – обеспЕчение; тортЫ – существительное, обратимся к словарю – тОрты.
-
Лексические нормы (А2)
Паронимы (от греч. para — рядом, возле и onoma — имя) — это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения, например: прогрессивный — прогрессирующий, злой — злостный, водный — водяной и т. д.
-
Словарь паронимов, встречающихся на ЕГЭ
абонентское телеграфирование - абонентная плата водные запасы - водяной жук военная форма - воинское звание воинственное племя - воинствующий безбожник вражеская пуля - враждебная сила дипломатичный человек - дипломатическая миссия забота о животных - заботливость и терпеливость одеть ребёнка - надеть шляпу на голову отборный рис - отборочный тур памятная дата - памятливый ученик песочные часы - песчаный пляж практичная обувь - практическая работа предоставить слово - представить картину случившегося соседский мальчик - соседний дом сытый студент - сытный обед экономичная упаковка - экономический кризис эффектная женщина - эффективный метод
-
Потренируемся!
А2.В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ? 1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко. 2) КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям. 3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики. 4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.
-
Алгоритм выбора правильного ответа
1. Разграничиваем лексические значения паронимов путем подбора синонимов, антонимов или словосочетаний. 2. Проводим смысловой анализ предложений. 3. Определяем верный ответ. КОМИЧЕСКИЙ: смешной, забавный. Комический жест. КОМИЧЕСКИЙ:
-
Синтаксические нормы (А4)
То, в чем можно ошибиться на ЕГЭ: 1. Деепричастные обороты невозможны в безличных предложениях. Поднявшись на гору, стало совсем темно. Правильно: Когда он поднялся на гору, стало совсем темно. 2. Деепричастия невозможны в страдательных конструкциях. Поднявшись на гору, им было написано стихотворение. Правильно: Поднявшись на гору, он написал стихотворение. 3. Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в Д.п., если в них не входит инфинитив. Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно. Правильно: Когда мы готовились к ЕГЭ, нам было трудно. 4. Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в В.п., если в них не входит инфинитив. Сдавая ЕГЭ, его трясло от волнения. Правильно: Когда он сдавал ЕГЭ, его трясло от волнения.
-
Потренируемся!
А4 Укажите правильное продолжение предложения: Проводя эксперимент, 1. требуется соблюдать техническую безопасность. 2. была нарушена последовательность операций. 3. исследователь фиксирует свои действия в журнале. 4. у нас не было возможности завершить его до конца. Ищем один из трех вариантов: 1. Есть общий субъект, к которому относятся оба действия. 2. Это определенно личное предложение (можно вставить местоимения «я, ты, мы, вы») 3. Безличное предложение, в котором есть слово «можно, надо, нужно, следует, хочется, рекомендуется, требуется».
-
Синтаксические нормы (А5)
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом благодаря согласно вопреки ЧЕМУ? наперекор навстречу подобно
-
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
вследствие ввиду ЧЕГО? в случае
-
«ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ» ЗАПОМНИ!!! ПО ПРИЕЗДЕ В ГОРОД ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ
-
НЕПРАВИЛЬНО!!! ПО ПРИЕЗДУ В ГОРОД ПО ПРИБЫТИЮ НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИЮ СРОКА ПО ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ
-
Нарушение управления в словосочетании с предлогом
Запомни! Оплатить что – уплатить за что беспокоиться о ком – тревожиться за кого надеть что на что – одеть кого во что обращать внимание на что – уделять внимание чему отзыв о чем – рецензия на что предостеречь от чего – предупредить о чем заметить что – догадаться о чем
-
Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов
Как, так и; не только, но и; не столько, сколько; ЗАПОМНИ не так, как; ДВОЙНЫЕ хотя и, но; СОЮЗЫ не то что(бы), но(а); если не, то
-
Потренируемся!
Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву. Одной из форм духовной жизни, важным для человека, стало искусство. Одним из времен года, вдохновлявших туристов на походы и экспедиции, всегда было лето. Одним из ярких зрелищ, изображенных на картине Нестерова, стал летний пейзаж с травами, синеглазыми реками, взгорьями и темными лесами. У многих людей, зачитывавшихся в детстве былинами, русскими сказками, дух захватывало от описаний богатырских подвигов. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общечеловеческое звучание. Одним из официальных документов, дающим описание отличительных свойств, качеств кого-либо, является деловая характеристика. Один из фактов биографии Чехова, ставший недавно известным, - строительство им на свои средства четырех сельских школ. Некоторые из льдин, разгоняемых весной быстрым течением, разбивались с особенной силой. В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.
-
Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги) (В2)
Наречие (термин образован неточной калькой с лат. adverbium) — часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. Обстоятельственные: времени — вчера, сегодня, завтра, утром, днём; места - далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там; причины —сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле; цели — нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку. Определительные: качественные — холодно, зверски, грустно, странно; количественные — много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды.
-
Местоимение — часть речи, употребляемая вместо имени, не называющая предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывающая на них. Разряды местоимений: 1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. 2. Возвратное: себя. 3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. 4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). 5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). 6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. 7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова). 8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. 9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
-
Разряды частиц 1. Модальные частицы вопросительные: ли, неужели, разве; восклицательные: как, что за; ограничительные: только, лишь; указательные: вот, вон; усилительные: ни, ведь, все-таки, даже, же; уточнительные: именно, как раз. 2. Формообразующие частицы бы (для образования условного наклонения): пусть, пускай, да, давай, -ка (для образования повелит. наклонения): бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени). 3. Отрицательные частицыне, ни
-
Часть С
Композиционное оформление сочинения; логическое оформление сочинения ( в т.ч. абзацное членение); грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка; теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен/не согласен»).
-
План - алгоритм
1. Прочитайте текст. Найдите главное предложение. Если таких много, выберите только одно. 2. Переделайте его в вопросительное. Задайте этот один вопрос ко всему тексту. Если текст отвечает на этот вопрос – вы найдёте проблему, поднятую автором в тексте. 3. Прокомментируйте её, объясните, из каких слов автора видно, что это именно та проблема, которую вы нашли.
-
Тренируемся!
1. Начинайте текст с назывного предложения. 2. Почувствуйте тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет и т.д.) по отношению к именно тойпроблеме, которую вы написали в 1-ом абзаце. Из каких слов это видно? Вы нашли позицию автора и отношение автора к проблеме. 3. С красной строки запишите позицию автора по данной проблеме: «Автор убежден (с грустью говорит, иронизирует и т. д.) в том (о том, над тем )…» и далее саму позицию автора... 4. Разделяете ли вы позицию автора? Если да (нет), с красной строки запишите (желательно синонимами), с чем вы согласны (или не согласны), объясните почему.
-
5. Красная строка. Покажите на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась. Если не было в личной жизни или вы не помните ни одного похожего примера, то сочините свой пример на эту проблему (ту, которая была в первом абзаце). 6. Красная строка. Докажите, что именно этот пример убедительно выражает ваше согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме.
-
Проверьте себя!
- У вас должна рассматриваться только одна проблема,та, которую вы написали в первом абзаце! - Слово «ПРОБЛЕМА» должно быть написано в первом, втором абзаце обязательно! - Слово «ПРОБЛЕМА» может быть заменено на основной вопрос, который ставит автор. - Должно быть два аргумента (пример +исследование, т.е. почему именно этот пример, с вашей точки зрения, подтверждает логику ваших рассуждений, подумайте, как он помогает понять проблему, дает ли он возможность сделать верные выводы).
-
Памятка!
Закончить сочинение можно призывом, способом решения проблемы, заключить, что проблема эта вечна и человечество будет искать ответ на этот вопрос.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.