Содержание
-
Лекция 3. Словообразование
-
-
Словообразование – это установление родственных связеи между словами и изучение происхождения слов
-
Пеку – Печка Лодка – Ладья Молоко – Млечный путь Иметь – Возьму Кузнец – Ковать Ген - Жена Начало – Конец
-
-
Что же они такие непохожие? Почему у кареглазых родителей голубоглазыйребенок? И всегда ли они были такими разными?
-
Не вы меня изб?раете, но я изб?ру вас
-
Не вы меня избираете, но я изберу вас
-
Не вы меня избрасте но я избьрахъ вы
-
Наш древний язык был похож на латынь. Т.е. писался очень просто, как слышался. Почему?
-
-
Действовал принцип автономии, т.е. звуки не смешивались Роль разделителей играли ъ и ь
-
Второй важный принцип был принцип гармонии (слогового сингармонизма) Твердые согласные сочетались с соотв.гласными (к, г, х) Мягкие согласные с соответств. (ч’, ш’, ж’)
-
Третий важный принцип был принцип восходящей звучности (от глухого к гласной) СТРА-ХЪ И-СКА-ТЬ ПО-ДЪ И-МУ ЛЮ-БЬ-ЙУ
-
ПЕКУ ГЕНЪ СУХЪ ДУХЪ
-
Но так долго не могло происходить, потому что славяне очень мягкие и эмпатичные
-
-
И даже про злостного комара не могут говорить иначе, как уменьшительно-ласкательно
-
Сел комарик под кусточек, На еловый на пенечек, Свесил ноги на песочек, Сунул носик под листочек – Спрятался!
-
Сел комарик под кусточек, На еловый на пенечек, Свесил ноги на песочек, Сунул носик под листочек – Спрятался!
-
Не удивительно, что постепенно звуки стали смешиваться и после твердых согласных появились чужеродные гласные и [й]
-
ПЕКУ – ПЕКЪТИ – ПЕК’Т’И - ПЕЧЬ ГЕНЪ – ГЕНА – Г’ЕНА - ЖЕНА СУХЪ – СУХЪЙА- СУХ’Й’A - СУША ДУХЪ – ДУХЪЙА – ДУХ’Й’А – ДУША НА-КИНЪ-ТИ – НА-К’ИН’-Т’ - НАЧАТЬ
-
Так постепенно возникли чередования
-
БОРДА – БОРОДА – БРАДОБРЕЙ ВОРТА – ВОРОТА – ВРАТА ПОРХЪ ? СОН – СНА ДЕНЬ - ДЬНЯ
-
Тенденция к смягчению осталась до сих пор
-
Старомосковское произношение БОЮС (не С’) МОЛОШНАЯ (не ЧН) МАЛЕНЬКАЙ (не ИЙ)
-
СМСка ФЛЕШка ДЕВОЧКА, БАБУШКА ГРУЗЧИК, ВРУНИШКА КОТ – КОТИК ---- (только в русск.языке)
-
И наконец, почему кОс-кАс, лОж-лАг, бЕр-бИр, пЕр-Пир излОжить – излАгать, кОснуться – кАсаться собЕру – собИрать, отпЕрать - отпИрать
-
Это связано со становлением категории вида Совершенный-несовершенный
-
А вот то, что мы имеем
-
-
Как это все можно использовать?
-
Сиреневенький с ПРИ-ПОД-ВЫ-ПЕД-ВЕРТОМ
-
Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка
-
-
Варкалось. Хливкиешорьки Пырялись по наве, И хрюкотализелюки, Как мюмзики в мове.
-
PENTIUM ИЗМ ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ КРОШКА-КАРТОШКА ПЕРЕКРЕСТОК – ПЕРЕХОДИ НА ЛУЧШЕЕ
-
-
Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Рас-стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это - сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили - рассорили, Расслоили... Стенада ров. Расселили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж, ну который - март?! Разбили нас - как колоду карт!
-
Марина Цветаева ЗЕМНЫЕ ПРИМЕТЫ Дабы ты меня не видел – В жизнь – пронзительной, незримой Изгородью окружусь. Жимолостью опояшусь, Изморозью опушусь. Шорохами опояшусь, Шелестами опушусь. Дабы ты во мне не слишком Цвел – по зарослям: по книжкам Заживо запропащу: Вымыслами опояшу, Мнимостями опушу.
-
Марина Цветаева Смерть – это так: Недостроенный дом, Недовзращенный сын, Недовязанный сноп, Недодышанный вздох, Недокрикнутый крик.
-
-
Вл. Маяковский ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: - Лошадь упала! - Упала лошадь! -
-
Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные... Подошел и вижу - За каплищейкаплища по морде катится, прячется в шерсти... И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. "Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы сих плоше?
-
Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь". Может быть, - старая - и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И всё ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.
-
Домашнее задание 1.Повторить приставки (пре/при, с/з, Ъ), суффиксы (н/нн, о/е) 2.Придумаите рекламу, где смысл меняется от однои буквы
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.