Содержание
-
-
Морфемика
Блок «Словообразование»
-
Морфологические способы образования. Способы образования слов. приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный бессуффиксный (только у существительных, образованных от глаголов и прилагательных) сложение
-
-
Алгоритм действия. Определяю часть речи. Разбираю по составу. Это подскажет возможные способы образования. Вспоминаю характерные для этой части речи способы образования и свойственные ей словообразовательные морфемы. Работаю методом исключения. Сразу ориентируюсь на основной способ образования данной части речи Обязательно «растолкую» (для именной группы) лексическое значение слова, тем самым проверю, не ушла ли морфема в «исходное» для образования слово.
-
Распределение способов образования по частям речи. Существительное. 1.Суффиксальный . Основной способ . 2.Приставочный . 3.Приставочно – суффиксальный . 4.Бессуффиксный . 5. Сложение. Прилагательное. 1. Суффиксальный. 2. Приставочный. 3. Приставочно– суффиксальный. 4. Сложение. Наречие 1. Суффиксальный. Если есть у наречия суффиксы - О, -Е , то оно образовано от качественного прилагательного.
-
Прилагатательное ср.р. каково? Суффиксальный, либо приставочно-суффиксальный, терпение бесконечно (без конца) Но различай омоформы на - О: Наречие Как? суффиксальный, говорил бесконечно Однако помни, что наречия с -О могут быть образованы и прист., - суффикс., способом Используй проверку – закрой суффикс; употребляется без него слово (т.е. есть прилага- тельное ) – суффикс., не употребляется – закрой приставку и если есть при - лагательное без этих приставки и суффикса, то способ образования приставочно – суффиксальный. 2.приставочный 3.приставочно - суффиксальный 4. сложение
-
1 путь (длительный) В каждом слове определяй способ образования. 2 путь (более короткий) 1. Если просят найти способ +, ищи сложные слова. 2. Если - бессуфф.., ищи только существительные, образованные от прилагат. и глаголов без суффик., 3. Если - приставочный, выписывай слова, имеющие приставки, и используй метод исключения. 4. Если - суффиксальный , выпиши слова, имеющие суффиксы, и используй метод исключения. 5. Если – приставочно – суффиксальный, выписывай слова, имеющие приставки и суффиксы. По словообразованию 2 типа заданий ЕГЭ : Слово указано, определяй способ образования. Указан способ – найди слово
-
Маленькие хитрости. Если слово имеет приставку НЕ и без НЕ употребляется, то способ образования – приставочный Если слово имеет приставки НИ, КОЕ – только приставочный В слове есть суффиксы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ - суффиксальный Если перед тобой деепричастие – суффиксальный Если наречие пишется через дефис и имеет приставку ПО - и суффиксы -ому, -ему, приставку ПО - и суффикс – И , приставки ВО – ( В - ) и суффиксы - ЫХ ( - ИХ ) , то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. 6. Если перед тобой существительное без суффикса, то способ образования либо бессуффиксный, либо приставочный . «Растолкуй» лексическое значение и посмотри, не «ушла» ли приставка в исходное для образования слово.
-
3. Устная работа. 1. Найди ошибку в распределении способов образования СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - суффиксальный , приставочный , приставочно – суффиксальный , бессуффиксный ,сложение . ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – суффиксальный , приставочный , приставочно – суффиксальный , бессуффиксный , сложение . НАРЕЧИЕ – суффиксальный , приставочный , приставочно – суффиксальный , сложение ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – суффиксальный , приставочный , сложение МЕСТОИМЕНИЕ – суффиксальный , приставочный , приставочно – суффиксальный ГЛАГОЛ – приставочный . суффиксальный , приставочно – суффиксальный , сложение ПРИЧАСТИЕ – суффиксальный . приставочный ДЕЕПРИЧАСТИЕ – суффиксальный
-
Повторим самые частотные морфемы. - приставки : без- (бес-) , воз-, (вос-), до-, за-, из-, (ис-), на-, о-, (об-), от-, (ото-), пере-, по-, под-, (подо-), пре-, пред-, (предо-), при-, с-, (со-), у-, чрез-, (чрес-); Многие суффиксы свойственны определенным частям речи. Так, суффиксы –ость, -ний (-ений), -ак, -ок, -ач, -ец, -лец, -тель, -чик, -щик, -ист, -ниц(а), -иц(а),-ец, -к , анин, -янин, -ин, -ость, -от-, -изн-, -й-, -ий-, -ний-, ений, -к-, -б-, -ик-, чик-, -ок-, -ец-, -оньк-, -ечк-, -очк-, -ышк-, -ищ-, -ин-, -ств-, -еств- характерны для имен существительных; суффиксы прилагательных –к-, -лив-, -чив-, -ист-, -оват-, (-еват-), -чат-, -ов-, -ск-, -н-, -ан-, (-ян-) , -енн-), -онн-, -ий, -ий, -ин- суффиксы наречий: -а, -о, -ых, -ому, -ему, -и, -у; суффиксы для причастий;-ащ-, -ящ-. -ущ; -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т; -нн-, -ш-; -вш-; -ш-;_-енн-; -ённ- суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши, -я для деепричастий; суффиксы -и; -е-, -ыва; -ива-,- ова-, -ева-, -ирова-, -нича-, -ва-, -ствова-, -ну - дляглаголов; суффиксы -то, -либо, -нибудь - для местоимений и наречий.
-
Морфемика (состав слова)
Имеют окончание – все остальные части речи Как определить окончание? Глаголы – спрягай. Сущ., прилаг., числит., местоим., причастия – склоняй. Помни! Если слово на е, ё, ю, яв окончание идет только гласный, а [Й] – в суффикс или корень Не имеют окончания деепричастия - наречия - инфинитив - простая сравнительная степень прил., - несклоняемые сущ., - производные предлоги - частицы
-
2. Определяй суффикс. Вспомни суффиксы, характерные той или иной части речи.
Помни! Если ты какую-то морфему определил как суффикс, проверь себя: нет слова - Есть слово (можно добавить окончание) Суффикс найден правильно . Дополнительно проверь правильность нахождения суффикса, подобрав 2 – 3 слова с ним. Прибавляй к суффиксу от оставшейся части по одной букве 1) Закрой её и читай слово
-
2) Наиболее эффективный способ нахождения суффикса - это лексическое истолкование слова (типа «это то, что…», «это когда…») Предопределение – это когда предопределяют
-
читается - 1) Закрой предполагаемую приставку, читай слово без неё 3. Определяй приставку не читается - найдена неправильно Передвигай её границы «отрывая» по одной букве найдена правильно Подбери 2-3 слова с ней . . 4. Выделяй найден правильно, если ты подберешь с ним слово без приставки и суффикса . Помни о чередованиях в корнях.
-
гласные о//е о//а о//ы о//е//и о//ы//у о//е снулём звука (это чередование в возможно и согласные л//ч к//ч/щ х//ш ц//к//ч г//ж//з м//мл д//ж//жд б//бл п//пл ф//фл …
-
Трудные производные слова Беж а ть бег Лет е ть лёт Смотр е ть смотр Труд и ть ся труд Игр а ть игра Восторг а ть восторг Возврат и ть возврат Бессуффиксный .
-
2. Какой способ образования объединяет слова ? 1. Антиобщественный, влить, допушкинский, неувядающий 2. Беззвучный, заокеанский, подземный, посвистывать. 3. Отлёт, высь, рассказ 3. Найди четвёртое лишнее в распределении способов образования 1. Неприятель, предобрый, увлечение, попридержать 2. маслобойка, законодатель, самокритичный, детсад 3. Подъём, разлом, обмен, пригород.
-
звук при - звук сверх - звук сверх-звук – ов - ой ультра-звук ультразвук-ов-ой звук-ов-ой звуч-н (ый) звучн-о звучн-ость без –звуч -н(ый) беззвучн-о беззвучн-ость со – звуч-н(ый) созвучн-о созвучн-ость созвуч-и [j-э] звуч-а-ть звуча-ни [j-э] за-звучать от-звучать отзвук по-звучать про-звучать о-звуч-и-т ь озвуч-ива-ть озвучивать-ся озвучива-ни[j-э] пере-озвучить
-
звук-о-глушитель звук-о запись звук-о-изоляци(я) звукоизоляци-онн-ый звуко-о-ператор звукооператор-ск-ий звук
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.