Содержание
-
Работа с текстом на уроках русского языка
-
Принимаем во внимание, что:
На этапе перехода из начальной школы в среднюю у ученика формируется комплекс умений, которые будучи несформированными вовремя, надолго оставят позади школьника, как только он столкнется с необходимостью усваивать и перерабатывать большие объемы учебной информации.
-
Принимаем во внимание, что
в этой связи наиболее важны практически и интересны для учителя при работе с учеником такие умения, как: - преобразование и интерпретация информации - оценка информации
-
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. «Преобразование и интерпретация самостоятельно полученной информации» Сформированность данного комплексногоумения предполагает, что ученик может без видимой сложности для себя:
-
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. «Оценка самостоятельно полученной информации» Сформированность данного комплексного умения предполагает, что ученик может без видимой сложности для себя:
-
Как представить это в виде совокупности аналитических и воспроизводящих учебных действий при работе с текстом? Комплексный лингвистически-содержательный анализ текста с элементами интерпретации полученной информации
-
Смысловые части Тезис, аргумент, вывод Средства и способы связи Содержание текста Структура текста Точка зрения автора Ключевые слова Основная тема текст АНАЛИЗ ТЕКСТА КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, формы пересказа ЭССЕ, СИНКВЕЙН, ТВОРЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ Выделение главной и второстепенной информации Выделение ключевых слов в смысловых частях Озаглавливание либо осмысление авторского заглавия Деление на смысловые части СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
-
Что делать? С какой целью? В каком порядке? Какими средствами?
-
Комплексная работа с текстом - это многоаспектная деятельность, включающая сначала вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с читательским восприятием текста как речевого произведения, затем – задания речеведческого характера, включающие такие понятия как “текст”, “стиль”, “тема”, “основная мысль”, основные средства связи между предложениями. За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера по фонетике, лексике, грамматике. И, наконец, - вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора.
-
Методическая цель: работа с текстом на уроках русского языка. Задачи: Провести комплексный анализ текста; продолжить обучение составлению продуманного текста, в котором надо контролировать отбор слов и грамматических конструкций;
-
Методическая цель: работа с текстом на уроках русского языка. Задачи: продолжить развитие и совершенствование коммуникативно- речевых умений учащихся; продолжить развитие умения участвовать в учебной дискуссии, аргументировать свои высказывания, сравнивать, анализировать тексты; развивать умение литературным языком выражать свои мысли, пользоваться научной терминологией развивать поэтические способности учеников, творческое мышление.
-
Методическая цель: работа с текстом на уроках русского языка. Задачи: воспитывать любовь к языку, бережное отношение с нему. формировать языковую культуру и культуру словоупотребления формировать патриотическое отношение к родным местам
-
Оборудование: Носитель текста. Желательно –электронный, но не критично, если и бумажный. Обязательно нумеровать предложения. Алгоритм работы, подробно изложенный на бумажном ламинированном носителе для многократного использования. В электронном виде неудобно, так как не везде открываются 2 окна. Электронные словари и справочники. Объем требует именно электронного носителя с удобной системой поиска. Черновик или блок-карта для создания типового аналитического резюме. Может быть как в электронном, так и в бумажном виде. По опыту, в бумажном – удобнее, в электронном – оптимистичнее идет работа. Иллюстративный материал на любом носителе.
-
1)Я часто выбираюсь из шума столичной жизни в тихий край, где в старом отцовском доме прошло мое беззаботное счастливое детство. 2)Совсем недалеко от Москвы, два часа на электричке, а хорошей машиной и того меньше – и милая моя Родина встречает меня. 3)Дом выдался из посада вниз, к реке. 4)Здравствуй, любимый дом, родной дом. 5)Поклонившись дому, осторожно захожу в калитку, которая словно ждала меня все эти долгие месяцы с прошлого свидания. 6) Как во сне подхожу к нашей березе: «Здравствуй и ты, береза. Не узнала меня?» 7)Высокая она стала. 8)Кора лопнула во многих местах. 9)Муравьи бегают по стволу и нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошек зимней избы. 10)Вершина стала выше трубы. 11)Не бели, березынька, родная, пожалуйста, пиджак, совсем я забыл, как ты, обнимаясь, оставляешь отметины… 12)Помню-помню, как ты пришла к нам… 13)Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись, только их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. 14)Оборвали мы тогда у тебя, выкапывая неумело, два больших корня. 15)Несли тебя через лавы, а брат предположил, что ты, вероятно, засохнешь, не приживешься в нашем тогда еще бедном саду. 16)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. 17)Но великая власть природы вернула тебя к жизни, исцелила, и тогда ты окрепла и набрала силу. 18) А где ты взяла эту силу под зимним окном? 19)Надо же так вымахать! 20)Уже выше отцовского дома. 21) Скоро надо уезжать из Тимонихи. 22)А так хорош этот неоглядный зеленый мир моей Родины! 23)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире. (По В.И. Белову)
-
1 этап. Чтение. Подготовленный ученик читает вслух текст . Хорошо послушать текст в актерском исполнении, но тогда трудно подобрать нужную редакцию. 2 этап. Текстовая принадлежность. Указать на авторство – Василий Белов, сборник рассказов «Поздние встречи», рассказ «Живой край».
-
3 этап. Определяем тему и основную мысль текста Опросом создаем «банк тем»: («Про что»?) свидание с родиной любовь к Родине воспоминания детства самое яркое воспоминание детства березка – символ Родины. Выбираем из него самую удачную «Березка – символ Родины» или создаем совокупную тему «Березка – символ любви к Родине». Определяем основную мысль. («О чем?») Она заключена в предложениях 2) и 23)
-
4 этап. Каким настроением проникнуто произведение? Как меняется настроение от абзаца к абзацу? Рисуем «цепочку настроения»
-
Рассмотрим, при помощи каких слов и выражений достигаются эмоциональные эффекты. Дополним цепочку выражениями-эмоциантами.Для детей их можно назвать «ключевыми» словами настроения
-
Рассмотрим, при помощи каких слов и выражений достигаются эмоциональные эффекты. Дополним цепочку выражениями-эмоциантами.
-
Предполагаемый результат работы на 1-4 этапах: понимание учащимися проблемно-содержательной и эмоциональной составляющих произведения.
-
5 этап. Работа в группах. Коррекция понимания содержания. Давайте найдем незнакомые или непонятные слова и узнаем, что скрывается за ними? Работаем со справочниками. из посада (устар.) - из ровного ряда строений на улице зимняя изба (диал.)– утепленная часть избы-пятистенки проклюнулись (просторечн.) – только-только появились, подобно новорожденным цыплятам, разбивающим скорлупу через лавы (диал.) – по тонкому мостику из связанных бревен вымахать (диал.)– сильно и быстро вырасти исцелила (устар., высокопарн.) - вылечила неоглядный (общеупотр.) – огромный настолько, что не хватает взгляда для одномоментного осмотра
-
5 этап. Работа в группах. Коррекция понимания содержания. Рассмотрим непонятные явления, о которых говорится в этом тексте.Работаем с пояснением учителя. Не бели, березынька – береза пачкает пыльцой и берестяной пылью, если прислониться к стволу. Автор обнял березу и испачкался. В нашем бедном саду –в этом значении «бедный» – негустой, небольшой, молодой еще сад. Выбор значения многозначного слова «бедный» определяется контекстным понятием «сад». Березу сажали, пока сад еще не разросся. А где ты взяла эту силу под зимним окном? – окна «зимней» части дома обычно сориентированы на внутренний двор, где почти не убирается снег зимой и куда лишь ненадолго заглядывает солнце летом. Здесь это символ неудачного места для посадки березы – темного и сырого. Однако даже в таком месте береза стремилась вырасти, чтобы оправдать возложенные на нее надежды мальчиков.
-
На этом этапе уместнее всего использовать иллюстрации к тексту.
-
6 этап. Работа в группах с художественными составляющими текста. Давайте повторим, какие средства выразительности языка нам знакомы, -Эпитет -Олицетворение -Сравнение -Лексический повтор и найдем их в тексте.
-
6 этап. Работа в группах с художественными составляющими текста. Давайте повторим, какие средства выразительности языка нам знакомы, и найдем их в тексте.
-
7 этап. Работа по определению особенностей строения текста и его деталей. Рассмотрим текст. - Из скольки абзацев состоит текст? - В тексте 5 абзацев. - Из скольки смысловых частей он состоит? Из четырех частей.
-
1)Я часто выбираюсь из шума столичной жизни в тихий край, где в старом отцовском доме прошло мое беззаботное счастливое детство. 2)Совсем недалеко от Москвы, два часа на электричке, а хорошей машиной и того меньше – и милая моя Родина встречает меня. 3)Дом выдался из посада вниз, к реке. 4)Здравствуй, любимый дом, родной дом. 5)Поклонившись дому, осторожно захожу в калитку, которая словно ждала меня все эти долгие месяцы с прошлого свидания. 6) Как во сне подхожу к нашей березе: «Здравствуй и ты, береза. Не узнала меня?» 7)Высокая она стала. 8)Кора лопнула во многих местах. 9)Муравьи бегают по стволу и нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошек зимней избы. 10)Вершина стала выше трубы. 11)Не бели, березынька, родная, пожалуйста, пиджак, совсем я забыл, как ты, обнимаясь, оставляешь отметины… 12)Помню-помню, как ты пришла к нам… 13)Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись, только их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. 14)Оборвали мы тогда у тебя, выкапывая неумело, два больших корня. 15)Несли тебя через лавы, а брат предположил, что ты, вероятно, засохнешь, не приживешься в нашем тогда еще бедном саду. 16)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. 17)Но великая власть природы вернула тебя к жизни, исцелила, и тогда ты окрепла и набрала силу. 18) А где ты взяла эту силу под зимним окном? 19)Надо же так вымахать! 20)Уже выше отцовского дома. 21) Скоро надо уезжать из Тимонихи. 22)А так хорош этот неоглядный зеленый мир моей Родины! 23)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.
-
Какие особенности рече-смыслового конструирования частей текста вы замечаете?
-
Во второй части много явных и скрытых обращений. Во второй части сосредоточены все устаревшие и диалектные слова. Во второй части преимущественно расположились олицетворения и сравнения. Во второй части мы видим лексический повтор. Во второй части я нашёл риторический вопрос. ПОЧЕМУ и С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ именно так сконструирована 2-я часть?
-
ПОЧЕМУ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Обсуждаем ответы группами. Потому что эта часть в центре текста. (-) (-) (+) (-) Потому что эта часть самая большая. (-) (-) (+) (+) Потому что в этой части лежит главная по смыслу информация текста, воспоминание, которое приводит героя к березе каждый раз. (+) (+) (-) (+) Потому что в этой части сосредоточены эмоциональные переживания героя и автора (+) (+) (+) (+)
-
Предполагаемый результат работы на 5-7 этапах: оценивание содержания, языковых особенностей и структуры текста; определение места и роли иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта обнаруживание пробелов в информации и нахождение путей восполнения этих пробелов; Активное или пассивное (слушатель) участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
-
Этап 8. Подготовка к воспроизведению данного текста. Расскажите об этом тексте своим друзьям. Как мы это сделаем? Озаглавим. (Выбираем из нескольких названий. Некоторые из них сориентированы на текст в целом: «Поездка на Родину», «Родина», но ограниченны по смыслу. Некоторые – сориентированы на вторую смысловую часть: «Береза», «Наша береза». Проводим комментированный рейтинг заглавий от групп Отдаем преимущество заглавию «В гости к детству»(+) (+) (-) (+)
-
2. Составим план, лучше – цитатный план, так будет легче пересказывать. 1)Я часто выбираюсь из шума столичной жизни в тихий край моего детства. 2)Здравствуй, любимый дом, родной дом. 3)Помню-помню, как ты пришла к нам… 4)хочется, чтобы мой дом и деревня моя остались в этом меняющемся мире.
-
3. Определим, как связаны абзацы (не части) в тексте между собой 1)Я часто выбираюсь из шума столичной жизни в тихий край, где в старом отцовском доме прошло мое беззаботное счастливое детство. 2)Совсем недалеко от Москвы, два часа на электричке, а хорошей машиной и того меньше – и милая моя Родина встречает меня. 3)Дом выдался из посада вниз, к реке. 4)Здравствуй, любимый дом, родной дом. 5)Поклонившись дому, осторожно захожу в калитку, которая словно ждала меня все эти долгие месяцы с прошлого свидания. 6) Как во сне подхожу к нашей березе: «Здравствуй и ты, береза. Не узнала меня?» 7)Высокая она стала. 8)Кора лопнула во многих местах. 9)Муравьи бегают по стволу и нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошек зимней избы. 10)Вершина стала выше трубы. 11)Не бели, березынька, родная, пожалуйста, пиджак, совсем я забыл, как ты, обнимаясь, оставляешь отметины… 12) Помню-помню, как ты пришла к нам… 13)Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись, только их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. 14)Оборвали мы тогда у тебя, выкапывая неумело, два больших корня. 15)Несли тебя через лавы, а брат предположил, что ты, вероятно, засохнешь, не приживешься в нашем тогда еще бедном саду. 16)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. 17)Но великая власть природы вернула тебя к жизни, исцелила, и тогда ты окрепла и набрала силу. 18) А где ты взяла эту силу под зимним окном? 19)Надо же так вымахать! 20)Уже выше отцовского дома. 21) Скоро надо уезжать из Тимонихи. 22)А так хорош этот неоглядный зеленый мир моей Родины! 23)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.
-
Этап 9. Пересказ. Работа в группах. - Давайте расскажем друг другу о поездке автора на Родину и встрече со старой березой. Обязательно добавьте свои впечатления от рассказа. Какими словами мы формулируем свои впечатления? - Мне понравилось… мне не очень понравилось… - Я понял, что… Мне кажется, что… Мне показалось особенно интересным , что…. Меня удивило…. Без каких слов ваши впечатления теряют свою достоверность? Без слов «потому что», «на это указывает» и «это видно из….» - Подберите аргументы для своих рассуждений
-
Этап 9. Составление индивидуального плана краткого пересказа. Как вы измените уже готовый план для рассказа о вашем прочтении этой истории? 1) Я прочитал отрывок из рассказа (какого автора? Какого рассказа?) о …… (о чем?) 2)Герой часто выбирается из шума столичной жизни в тихий край своего детства. 3)Герой здоровается с любимым родным домом. 4)Герой помнит, как береза пришла к ним в дом и прижилась под окном… 5)Герою хочется , чтобы его дом и деревня навсегда остались в этом меняющемся мире. - 6)Меня удивило…. потому что…. Мне кажется …. потому что… Я понял, что…. Потому что… Мне показалось интересным, что …. Мне понравилось… мне не очень понравилось …. , потому что …
-
Этап 10. Пересказ. Работа в группах. Продолжение. Рассказывают друг другу. Выбирают лучшего рассказчика из расчета на точность и эмоциональность передачи содержания, употребление новых слов и средств выразительности речи, четкость личного мнения и его аргументацию . (+) (+) (-) (+)
-
Этап 11. Индивидуальная работа (возможно – домашняя). Давайте запишем ваш рассказ в читательский дневник/тетрадь/альбом. Следите за соблюдением индивидуального плана.
-
Предполагаемый результат работы на 8-11 этапах: Пересказать текст подробно или сжато, устно и письменно, от лица автора и от собственного лица; соотнести факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-
Спасибо за внимание Вы- прекрасный учитель… У Вас замечательные ученики… Вместе вы сможете многого достичь!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.