Содержание
-
Майндмэппинг (ментальные карты), их применение при работе с текстом.
Журавлева В.Б. ГБОУ школа №500 Пушкинского района г.С.Петербурга
-
Что это такое?
Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика. Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя, поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают.
-
Пример ментальной карты:
-
С чего начать?
В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным. «Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви. Итак, шаг первый. В центре листа рисуем тему или самое главное, опорное словосочетание.
-
Набросок ментальной карты
-
Идем дальше!
Майндмэппинг в процессе создания. Шаг 2. Обозначьте в виде толстых ветвей основные направления текста, его самые важные моменты. Шаг 3. Идите дальше, разветвляя каждое направление, добавляя сообразно и логично все больше фактов из текста, от более важных к менее важным.
-
Обратите внимание!
Огромный плюс использования ментальных карт состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!
-
Ментальная карта на уроке истории.
-
Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:
1. Яркие цвета Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим. 2. Особенные стили Будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.
-
3. Система обозначений Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени. 4. Иллюстрации и изображения Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.
-
Ментальная карта по литературе
-
5. Дополнительные заметки Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта. 6. Однозначность Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.
-
Компьютерные программы, которые помогут создавать ментальные карты вам и вашим ученикам
Многие имеют и бесплатную версию, совместимы с платформами мобильных телефонов, позволяют экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее. iMindMap — очень удобна в обращении, НО ПЛАТНАЯ И НЕ ДЕШЕВАЯ! Coggle, Xmind, Mapul, MindMeister, WiseMapping.
-
Безусловные плюсы майндмэппинга
1.С интеллект картами воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс освоения материала идет быстрее. 2. Это может сэкономить время, поскольку при написании длинных конспектов у вас уходит время и на написание, и на последующее перечитывание не очень важного материала.
-
Кроме того,
Последовательно раскладывая информацию по полочкам-ветвям, можно неожиданно для себя увидеть ситуацию с новых сторон, разобраться с деталями и обнаружить незаметные на первый взгляд выходы и возможности. А это уже новые горизонты не только для образования, но и для абсолютно любых занятий в жизни!
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.