Презентация на тему "Народная этимология" 7 класс

Презентация: Народная этимология
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Народная этимология" для 7 класса в режиме онлайн. Содержит 34 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Народная этимология
    Слайд 1

    Народная этимология

    Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010

  • Слайд 2

    Стихийный процесс осмысления слов в языке называется народной этимологией.

    В живом разговорном языке слова иногда претерпевают удивительные превращения. Непонятные слова люди стремятся осмыслить, иностранные слова сблизить с русским корнем.

  • Слайд 3

    Подумайте!

    Почему бульвар превращается в гульвар? А поликлиника в полуклинику? Тут гуляют Тут не лежат, как в клинике, а только приходят лечиться.

  • Слайд 4

    К.И.Чуковский обнаружил, что дети всегда переосмысливают непонятные слова, «переменяя в услышанном слове один только звук, они заставляют это слово подчиниться их логике, их ощущению вещей». Вазелин- мазелин Мокресс - компресс Цепля – петля Пузов – кузов Колоток – молоток Улиционер – милиционер Песковатор – экскаватор Постарайтесь объяснить детскую логику при образовании слов.

  • Слайд 5

    В художественном произведении народная этимология служит выразительным средством языка.

    Вспомните «Левшу» Н.С.Лескова: какие выразительные слова мы там встретим!

  • Слайд 6

    Мелкоскоп

  • Слайд 7

    Двухсестная карета

  • Слайд 8

    Нимфозория

  • Слайд 9

    Свистовые

  • Слайд 10

    Аболон полведерский

  • Слайд 11

    Верояции

  • Слайд 12

    Буреметр

  • Слайд 13

    Непромокабли

  • Слайд 14

    Керамиды

  • Слайд 15

    Досадная укушетка

  • Слайд 16

    Клеветон Публицейские ведомости

  • Слайд 17

    Студинг

  • Слайд 18

    Непонятные иностранные слова становятся как бы русскими: в них что-то слегка меняется, поэтому они осмысливаются по-новому. Слово подчиняется пониманию вещей, которое свойственно рассказчику, и благодаря этому создаётся образ рассказчика. Он человек мудрый, владеет словом, имеет свой взгляд на вещи. Он такой же искусник, как Левша, только в сфере словесности. Это свидетельствует о высочайшем мастерстве писателя, нашедшего единственно необходимый стиль для воплощения своей мысли.

  • Слайд 19

    Игра слов

    Выразительное средство языка, основанное на этимологизации. Обращение к внутренней форме слова, выявление его образного значения путём осмысления морфем – яркое выразительное средство языка, которое называется этимологизацией

  • Слайд 20

    Нередко в словесности используется в качестве выразительного средства игра слов, основанная на этимологизации. Например, в привычном термине склонение существительных мы не замечаем прямого значения корня –клон-, а его можно выявить, и тогда слово будет понято по-новому. Как? Существительные склоняются под властью законов языка, подчиняются им и меняют свои окончания. Мы увидели это потому, что выявили внутреннюю форму слова.

  • Слайд 21

    Приём игры слов, основанной на этимологизации, использовал знаменитый русский сатирик 18 века Д.И.Фонвизин, создав «Всеобщую придворную грамматику». Это грамматика не простая, а придворная, в ней раскрываются законы придворной жизни.

  • Слайд 22

    Прочитайте несколько отрывков из «Всеобщей придворной грамматики» Д.И.Фонвизина. Как внутренняя форма слов помогает понять глубинный смысл высказывания? Вопрос. Какие люди обыкновенно составляют двор? Ответ. Гласные и безгласные.

  • Слайд 23

    Вопрос. Что разумеешь ты чрез гласных? Ответ. Чрез гласных разумею тех сильных вельмож, кои по большей части самым простым звуком, чрез одно отверстие рта, Производят уже в безгласных то действие, какое им угодно. Например: если большой барин, при докладе ему о каком-нибудь деле, нахмурясь скажет: О! - того дела вечно сделать не посмеют, разве как-нибудь перетолкуют ему об оном другим образом, и он, получа о деле другие мысли, скажет тоном, изъявляющим свою ошибку: А! - тогда дело обыкновенно в тот же час и решено. Вопрос . Сколько у двора бывает гласных? Ответ. Обыкновенно мало: три, четыре, редко пять.

  • Слайд 24

    Вопрос. Что разумеешь ты чрез придворных безгласных? Ответ. Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи других букв, никакого звука не производят. Вопрос. Что есть число? Ответ. Число у двора значит счет: за сколько подлостей сколько милостей достать можно…

  • Слайд 25

    Вопрос. Что есть придворный падеж? Ответ. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным.

  • Слайд 26

    Фонвизин по-своему истолковал термины грамматики, обнаружив прямое значение слов и применив его к социальным явлениям. И это помогло ему сказать о пороках, свойственных не только екатерининскому двору, - недаром сатирик назвал свою грамматику всеобщей, а любой системы, где действует право сильного.

  • Слайд 27

    Современный писатель Феликс Кривин в произведении, названном «Карманная школа», тоже обыгрывает грамматические термины посредством этимологизации, но делает это иначе.

  • Слайд 28

    Когда началась кампания за сокращение предложенческого аппарата, он первый выразил готовность работать без Подлежащего. С тех пор Безличный Глагол — единственный главный член предложения, и слово его обязательно для всех: от Прямого Дополнения до последней Точки. В штате у Безличного Глагола два Дополнения. Одно выполняет его прямые указания, другое — косвенные. Но Безличный Глагол управляет всем единолично. Его не интересует коллективная мысль, он к ней совершенно не прислушивается. Второстепенные члены давно уже привыкли к самоуправству Безличного Глагола и даже не пытаются его критиковать. Косвенное Дополнение обычно высказывается по всевозможным отвлеченным вопросам, а Прямое, хоть и находит в себе смелость выражаться со всей прямотой, но как-то всегда получается, что оно больше дополняет главный член предложения, чем возражает ему. Что же касается других второстепенных членов, то Определения во всем согласны с Дополнениями, а Обстоятельства примыкают к Определениям. Не изменяется Безличный Глагол, и ничего с ним не могут поделать. Еще бы! Он важная личность, он без Подлежащего работает!

  • Слайд 29

    Внешняя и внутренняя формы слов В безличном предложении нет подлежащего, а сказуемым является безличный глагол, единственный главный член предложения. У него могут быть прямые и косвенные дополнения, определения согласуются с дополнениями, а обстоятельства связаны с определениями способом примыкания. Но предложение у Кривина – общество, члены которого связаны друг с другом определёнными отношениями. Это олицетворение, созданное посредством выявления внутренней формы слов-терминов. Второй план и есть главный в художественном образе.

  • Слайд 30

    Сравните игру слов у Фонвизина и Кривина. Фонвизин прикладывает грамматические термины к общественному явлению. Писателя не интересуют грамматические значения терминов. Ему важно то прямое значение, которое скрыто в терминах. И получается яркая картина придворных нравов. Кривин олицетворяет грамматические явления, показывая их собственные свойства, и создаёт образ предложения – иерархической организации, социального явления. Оба писателя остроумны, оба создают художественный образ. Только делают это по-разному.

  • Слайд 31

    Создание «говорящих» имён и фамилий, основанное на игре слов, используется в произведениях словесности. Приведите примеры «говорящих» имён и фамилий из произведений, Фонвизина, Грибоедова, Островского, Гоголя «Говорящие» фамилии и имена приковывают наше внимание, заставляют заново осмыслить слово.

  • Слайд 32

    Используя «ложную этимологию» - созвучие части слова с другим русским или иноязычным словом, буквальное понимание частей слова, можно создать забавный «Бестолковый словарь».

    Антилопа – человек, потерявший аппетит. Беспечный – холодный дом. Водород – родник. Второгодник – ребёнок от одного до двух лет. Горшок – очень сильное впечатление от гор. Гуськом – совет в гусином стаде. Двуязычный – лживый. Достойный – ребёнок, ещё не умеющий стоять. . Древность – лес. Известняк – знаменитость. Крахмал – небольшая катастрофа. Кровообращение – квартирный обмен. Нагрудник – медаль или орден. Налицо – косметика. Наследство – грязь на полу. Носилки – одежда.

  • Слайд 33

    Обобщим сказанное

    Этимологизация – выявление скрытого в слове образного значения путём осмысления его морфем. Открывая в слове его внутреннюю форму, присущее ему образное начало, писатель изображает картину жизни и помогает нам задуматься над сущностью и взаимосвязями явлений. На этимологизации основана игра слов – средство создания комического эффекта для обнаружения скрытого смысла явлений.

  • Слайд 34

    Литература

    Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке