Содержание
-
Этимологизация. Внутренняя форма слова. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010
-
Александр Афанасьевич Потебня (1835-1831) В слове мы различаем внешнюю форму, т.е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание. Как вы понимаете слова выдающегося лингвиста?
-
Рассмотрим, например, слово «подснежник».
Буквы, из которых слово состоит Звуки По внешней форме мы отличаем это слово от всех других. Внешняя форма
-
Вторая сторона – содержание (значение) слова – определяется в словаре. Травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.
-
Внутренняя форма слова, его этимология, говорит о том, что цветок растёт под снегом. Мы зрительно представляем себе проталинку и на ней – тоненький стебелёк с белым венчиком. Не правда ли, размышляя над внутренней формой слова, вы что-то открыли для себя? Только открыли особым способом, вызывая в воображении образ.
-
Подумайте.Чем отличается внутренняя форма слов «зарплата» и «жалованье»?
-
Слова «зарплата» и «жалованье» обозначают как будто одно и то же Зарплата – то, что заработано человеком, плата за труд. Это отношение равных людей, основанное на юридическом праве: один вкладывает свой труд, другой обязан заплатить за труд деньги. Жалованье – то, что работнику по милости жалует, дарит хозяин. Это отношение господина и подчинённого, основанное не на праве, а на воле хозяина. Так, внутренняя форма слов позволяет осознать различие в их значении.
-
Важно! В произведении словесного искусства все качества языка становятся значимыми. Обращение к внутренней форме слова, выявление его образного значения путём осмысления морфем – яркое выразительное средство языка, которое называется этимологизацией.
-
Художники слова постоянно размышляют над материалом своего творчества. Задаются вопросом: почему мы так говорим? Вдумываются в связи слов, их сходство и различие, особенности звучания, оттенки значения. Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака «Словарь». Что думает о словах автор?
-
СЛОВАРЬ Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: "Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой..." В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С.Я.Маршак
-
Выводы.
Вся жизнь человека, история народа и человечества заключена в словах с корнем –век- (век, человек, вековать, век от веку…). Искусство с помощью своего «потайного фонаря» - творчества - обнаруживает смысл, который спрятан в слове, вытекает из происхождения слова и благодаря которому слово становится образом.
-
Этимологизация помогает открыть в словах новый смысл, как бы обновить их. Вчитайтесь в стихотворение Л.Мартынова «Чёт и нечет». Выпишите пары слов, над которыми размышляет автор. Что открывается в них внимательному читателю?
-
ЧЁТ И НЕЧЕТ Попробуешь Слова сличить - И аж мороз идёт по коже! Недаром "Мучить" и "учить" Звучат извечно столь похоже. Но и бывает смысл иной, Доподлинно необъяснимый: Казнящий ли владел казной Или казной владел казнимый? Земля и тля. Вина - вино. Апрель и прель. Мороз и проседь... Всё это будто не одно, Но от другого не отбросить! Берёзка - розга. Лик и лак. Увечить и увековечить... Неужто это просто так, Одна случайность - Чёт и нечет? Л.Мартынов
-
Мучить - учить Казна – казнить Земля- тля Вина-вино Апрель-прель Мороз-проседь Берёзка – розга Лик - лак Увечить – увековечить
-
Выводы
Что же открывается нам в этих парах слов? Ведь сопоставляются слова не однокоренные. Какие-то из них можно назвать паронимами, в других слышится едва заметное сходство звучания. В самом деле: мороз и проседь – что между ними общего? Только отдельные звуки. А ведь проседь – седая прядь в волосах – словно присыпана инеем от мороза.
-
Обобщим сказанное
Этимологизация – выявление скрытого в слове образного значения путём осмысления его морфем. Открывая в слове его внутреннюю форму, присущее ему образное начало, писатель изображает картину жизни и помогает нам задуматься над сущностью и взаимосвязями явлений.
-
Практикум
Прочитайте строфу из поэмы Б.Л. Пастернака «Девятьсот пятый год». Найдите сравнение, этимологизацию, метафору и олицетворение. Объясните, в чём смысл этих образных средств.
-
Точно Лаокоон, Будет дым На трескучем морозе, Оголясь, Как атлет, Обнимать и валить облака. Ускользающий день Будет плыть На железных полозьях Телеграфных сетей, Открывающихся с чердака. Б.Пастернак Словарь далее
-
Словарь
Лаокоон - жрец Аполлона в Трое, предостерегал троянцев не вводить деревянного коня греков в город, за что был убит вместе со своими обоими сыновьями двумя громадными змеями. назад
-
Покажите, как в приведённых ниже высказываниях А.Кнышева создана юмористическая окраска средствами этимологизации.
Свежесмороженная глупость. Штаны, протёртые с сахаром. Поцелуй его был притянут за уши. В доме всё было краденое, и даже воздух какой-то спёртый. «Проваливай!» - буркнул студент экзаменатору. «На тебя не напасёшься!» - жаловались коровы пастуху. Кто лев, то и прав.
-
Литература
Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.