Содержание
-
Выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»7 класс
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
Текст изложения Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро. — Ты разве одна здесь? — спросил я девочку. — Одна, — произнесла она едва внятно. — Ты лесникова дочь? — Лесникова, — прошептала она. Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню. — Чай, не привыкли к лучине? — проговорил он и тряхнул кудрями. Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною. Я поблагодарил его и спросил его имя. — Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк *. — А, ты Бирюк? Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается». Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.
-
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Он сумел раскрыть проблемы общества и взаимоотношений разных поколений XIX века, которые актуальны и по сей день.
-
Вспомним!
Читали ли вы уже рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»? Как называется цикл произведений И. С. Тургенева, в который входит рассказ? В чём заключается главная мысль рассказа? Кто такой Бирюк? Какими качествами обладал Бирюк? Как его можно описать?
-
Описание— это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.
Какие характерные черты описания как типа речи вы помните? Обратимся к обобщающей таблице
-
-
-
О чем говорится в прочитанном мной тексте? Что описывается? Сколько вы обнаружили объектов описания? Прочитайте выразительно вслух только тот момент, где описываются внешность и суровый нрав Бирюка. На какие признаки и детали автор обращает наше внимание ? Обсудим!
-
МОЛОДЕЦВ народной словесности: удалец, храбрец. Например, добрый молодец
Разберёмся…
-
ЗАМАШНЫЙустар. то же, что зама́шковый; спряденный или сотканный из замашки, т. е. посконный.
Разберёмся…
-
ВЯЗАНКАустар. связка хвороста, дров.
Разберёмся… ХВОРОСТустар. сухие опавшие ветви деревьев, тонкие сучья, тонкие стволы.
-
Вспомните, какое языковое явление называют фразеологизмом? Найдите в описательной части текста (в описании Бирюка) фразеологизмы и определите их значение. Вспомним!
-
БОЯТЬСЯ КАК ОГНЯУстойчивое сочетание (фразеологизм). Очень сильно бояться чего-либо, кого-либо.
Проверим!
-
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУУстойчивое сочетание (фразеологизм). Внезапно, неожиданно.
Проверим!
-
молодца (молодец) Словарно-орфографическая работа
-
могучие (словарное слово, запомни!) Словарная работа Словарно-орфографическая работа
-
мышцы (в окончаниях после Ц пишется Ы) Словарно-орфографическая работа
-
чёрная (чернеть) Словарно-орфографическая работа
-
окрестные (крест – этимологически родственное слово: дословно обозначает «место вокруг креста») Словарно-орфографическая работа
-
На сколько частей мы можем разделить фрагмент, в котором описывается внешность и нрав Бирюка? Прочитайте первую часть. О чём в ней говорится? Как мы её озаглавим? Прочитайте вторую часть. Как мы озаглавим её? Какое заглавие может иметь третья часть? Прочитайте её ещё раз. От какого лица вам необходимо будет написать изложение? Обсудим!
-
Пример оформления таблицы
-
Составим сложный план!
[-=,-.-.-]. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
-
Составим план!
Составим сложный план!
-
Сущ. Сущ. Составим сложный план!
-
-
Оцени пересказ своего товарища!
Перескажем! Удалось ли отразить все микротемы? Не были ли упущены значимые детали в описании? Сохранился ли описательный стиль изложения? Не было ли допущено речевых и фактических ошибок?
-
1. Русский язык. 7 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 2. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учебное пособие / О.М. Казарцева. – 5-е издание. – Москва : Флинта : Наука, 2003. – 496 с.3. https://ilibrary.ru/text/1204/index.html
Ресурсы
-
СвиринаАнастасия ЕвгеньевнаСтудентка 4 курса факультета филологии НФИ КемГУАдрес электронной почты: svirstya@gmail.com
Сведения об авторе
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.