Презентация на тему "Обучающее выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева "Бирюк"" 7 класс

Презентация: Обучающее выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева "Бирюк"
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.85 Мб). Тема: "Обучающее выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева "Бирюк"". Предмет: русский язык. 28 слайдов. Для учеников 7 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Аудитория
    7 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Обучающее выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева "Бирюк"
    Слайд 1

    Выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»7 класс

    МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Слайд 2

    Текст изложения Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро. — Ты разве одна здесь? — спросил я девочку. — Одна, — произнесла она едва внятно. — Ты лесникова дочь? — Лесникова, — прошептала она. Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню. — Чай, не привыкли к лучине? — проговорил он и тряхнул кудрями. Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною. Я поблагодарил его и спросил его имя. — Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк *. — А, ты Бирюк? Я с удвоенным любопытством посмотрел на него. От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается». Вот как отзывались соседние мужики о Бирюке.

  • Слайд 3

    Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Он сумел раскрыть проблемы общества и взаимоотношений разных поколений XIX века, которые актуальны и по сей день.

  • Слайд 4

    Вспомним!

    Читали ли вы уже рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»? Как называется цикл произведений И. С. Тургенева, в который входит рассказ? В чём заключается главная мысль рассказа? Кто такой Бирюк? Какими качествами обладал Бирюк? Как его можно описать?

  • Слайд 5

    Описание— это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

    Какие характерные черты описания как типа речи вы помните? Обратимся к обобщающей таблице

  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8

    О чем говорится в прочитанном мной тексте? Что описывается? Сколько вы обнаружили объектов описания? Прочитайте выразительно вслух только тот момент, где описываются внешность и суровый нрав Бирюка. На какие признаки и детали автор обращает наше внимание ? Обсудим!

  • Слайд 9

    МОЛОДЕЦВ народной словесности: удалец, храбрец. Например, добрый молодец

    Разберёмся…

  • Слайд 10

    ЗАМАШНЫЙустар. то же, что зама́шковый; спряденный или сотканный из замашки, т. е. посконный.

    Разберёмся…

  • Слайд 11

    ВЯЗАНКАустар. связка хвороста, дров.

    Разберёмся… ХВОРОСТустар. сухие опавшие ветви деревьев, тонкие сучья, тонкие стволы.

  • Слайд 12

    Вспомните, какое языковое явление называют фразеологизмом? Найдите в описательной части текста (в описании Бирюка) фразеологизмы и определите их значение. Вспомним!

  • Слайд 13

    БОЯТЬСЯ КАК ОГНЯУстойчивое сочетание (фразеологизм). Очень сильно бояться чего-либо, кого-либо.

    Проверим!

  • Слайд 14

    КАК СНЕГ НА ГОЛОВУУстойчивое сочетание (фразеологизм). Внезапно, неожиданно.

    Проверим!

  • Слайд 15

    молодца (молодец) Словарно-орфографическая работа

  • Слайд 16

    могучие (словарное слово, запомни!) Словарная работа Словарно-орфографическая работа

  • Слайд 17

    мышцы (в окончаниях после Ц пишется Ы) Словарно-орфографическая работа

  • Слайд 18

    чёрная (чернеть) Словарно-орфографическая работа

  • Слайд 19

    окрестные (крест – этимологически родственное слово: дословно обозначает «место вокруг креста») Словарно-орфографическая работа

  • Слайд 20

    На сколько частей мы можем разделить фрагмент, в котором описывается внешность и нрав Бирюка? Прочитайте первую часть. О чём в ней говорится? Как мы её озаглавим? Прочитайте вторую часть. Как мы озаглавим её? Какое заглавие может иметь третья часть? Прочитайте её ещё раз. От какого лица вам необходимо будет написать изложение? Обсудим!

  • Слайд 21

    Пример оформления таблицы

  • Слайд 22

    Составим сложный план!

    [-=,-.-.-]. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

  • Слайд 23

    Составим план!

    Составим сложный план!

  • Слайд 24

    Сущ. Сущ. Составим сложный план!

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Оцени пересказ своего товарища!

    Перескажем! Удалось ли отразить все микротемы? Не были ли упущены значимые детали в описании? Сохранился ли описательный стиль изложения? Не было ли допущено речевых и фактических ошибок?

  • Слайд 27

    1. Русский язык. 7 класс.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 2. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учебное пособие / О.М. Казарцева. – 5-е издание. – Москва : Флинта : Наука, 2003. – 496 с.3. https://ilibrary.ru/text/1204/index.html

    Ресурсы

  • Слайд 28

    СвиринаАнастасия ЕвгеньевнаСтудентка 4 курса факультета филологии НФИ КемГУАдрес электронной почты: svirstya@gmail.com

    Сведения об авторе

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке