Презентация на тему "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам"

Презентация: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам" по русскому языку. Состоит из 17 слайдов. Размер файла 1.65 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    17
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам
    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»

    Подготовила: Сидорова Ольга Сергеевна Воспитатель старшего дошкольного возраста

  • Слайд 2

    “Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им”Г. Гегель

    Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Как известно, рассказ - описание является для ребенка наиболее простой и доступной формой связной речи, развитие которой начинается на 5-м году жизни. Под рассказом-описанием в науке принято понимать особый вид связной монологической речи, направленный на создание словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

  • Слайд 3

    При обучении детей старшего дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:

    - развитие умения выделять существенные признаки и основные части предметов; - формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета; - обучение использованию языковых средств, необходимых для составления описательного рассказа.

  • Слайд 4

    Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

  • Слайд 5

    Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

  • Слайд 6

    Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

    - принадлежность к родовому понятию; - среда обитания или роста (для представителей животного и растительного мира); - размер; - цвет; - форма; - строение или составные части; - качество поверхности; - материал, из которого изготовлен объект; - способ использования (или какую пользу приносит); субъективная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный и др.).

  • Слайд 7

    По такой модели можно составить описание отдельного предмета, который принадлежит к определенной группе. Работу по опорным схемам желательно проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, а также игровых пособий со специальным набором рисунков, подобранных в соответствии с разными лексическими темами. В основу процесса формирования у детей осознанных умений и навыков построения связного описательного рассказа должны быть положены методы постепенности и последовательности.

  • Слайд 8

    Обучение должно проходить в три этапа.

    На первом этапе работы воспитатель демонстрирует детям схему по определенной лексической теме и объясняет содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы размера, строения и т.п. присущи всем предметам определенной лексической группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них следует избирать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений мы провели следующие игровые упражнения.

    «Расшифруй знаки - символы». Воспитатель показывает ребенку схему по определенной теме. Ребенок самостоятельно объясняет содержание символов каждой клеточки. «Исправь ошибку». Воспитатель показывает ребенку схему по определенной теме и последовательно объясняет содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребенок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения. «Покажи правильный символ».Воспитатель показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

  • Слайд 11

    На втором этапе работы воспитатель должен дать детям образец описательного рассказа по определенной лексической теме. Описывая предмет, воспитатель обязательно должен последовательно показывать на схеме клеточки.

  • Слайд 12

    Третий этап работы – это самостоятельное составление ребенком описательного рассказа по опорной схеме. На первых порах при составлении описательных рассказов мы предлагали ребенку передвигать от клеточки к клеточке предмет, который он описывает. Это значительно облегчало ребенку выполнение задачи, ведь ему легче строить рассказ, когда он непосредственно видит нужный пункт опорной схемы рядом с предметом, который описывает. Потом мы усложнили задачу: предмет поставили на расстоянии от схемы, и ребенок строил рассказ, передвигаясь по схеме лишь взглядом.

  • Слайд 13

    При составлении детьми описательных рассказов по опорным схемам воспитателю следует обращать особое внимание на:

    полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания; логику описания (соблюдения структуры описания, целесообразность последовательности); связность текста (правильность согласования слов в предложении); образность (использование средств лексической выразительности).

  • Слайд 14

    В некоторых случаях целесообразным будет проведение подготовительных речевых упражнений творческого характера. «Укрась слово». Ребенок должен подобрать к предмету слова-эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отображали субъективное отношение ребенка к нему. (например: Кот- ласковый, пушистый, веселый, красивый, игривый). «Какой? Какая? Какое?». Ребенок должен подобрать описательные слова-признаки к предмету. (например: Яблоко – красное, сочное, полезное, сладкое). «На какую фигуру похож?». Ребенок должен определить, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета. (например: Морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал).

  • Слайд 15

    Работа с родителями

  • Слайд 16

    Литература

    1. Опорные схемы для составления описательного рассказа. Набор из 22 карточек-схем в картинках. Издательство: Школьная книга, 2014 г. 2. Диагностика развития речи дошкольника. Комплект из 3-х книг. Издательство: Школьная книга, 2014 г 3. Волкова Ю.С., Черткова Л.В.: Опорные схемы для составления описательных рассказов. Издательство: Сфера, 2013 г. 4. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников. Москва, В. Секачев 2012 г. 5. Ушакова О.С. Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. Издательство: Сфера, 2012 г. 6. Волкова Ю.С.: Рассказы по рисункам. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Издательство: Сфера, 2010 г. 7. Тематический словарь в картинках. Азбука действий. Кто что делает? Издательство: Школьная книга, 2013 г.

  • Слайд 17

    Желаем успехов!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке