Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»
Подготовила: Сидорова Ольга Сергеевна Воспитатель старшего дошкольного возраста
-
“Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им”Г. Гегель
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Как известно, рассказ - описание является для ребенка наиболее простой и доступной формой связной речи, развитие которой начинается на 5-м году жизни. Под рассказом-описанием в науке принято понимать особый вид связной монологической речи, направленный на создание словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
-
При обучении детей старшего дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:
- развитие умения выделять существенные признаки и основные части предметов; - формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета; - обучение использованию языковых средств, необходимых для составления описательного рассказа.
-
Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.
-
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.
-
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, которые накапливаются в процессе исследования объекта. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовому понятию; - среда обитания или роста (для представителей животного и растительного мира); - размер; - цвет; - форма; - строение или составные части; - качество поверхности; - материал, из которого изготовлен объект; - способ использования (или какую пользу приносит); субъективная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный и др.).
-
По такой модели можно составить описание отдельного предмета, который принадлежит к определенной группе. Работу по опорным схемам желательно проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, а также игровых пособий со специальным набором рисунков, подобранных в соответствии с разными лексическими темами. В основу процесса формирования у детей осознанных умений и навыков построения связного описательного рассказа должны быть положены методы постепенности и последовательности.
-
Обучение должно проходить в три этапа.
На первом этапе работы воспитатель демонстрирует детям схему по определенной лексической теме и объясняет содержание условных обозначений. Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы размера, строения и т.п. присущи всем предметам определенной лексической группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них следует избирать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.
-
-
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений мы провели следующие игровые упражнения.
«Расшифруй знаки - символы». Воспитатель показывает ребенку схему по определенной теме. Ребенок самостоятельно объясняет содержание символов каждой клеточки. «Исправь ошибку». Воспитатель показывает ребенку схему по определенной теме и последовательно объясняет содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребенок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения. «Покажи правильный символ».Воспитатель показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
-
На втором этапе работы воспитатель должен дать детям образец описательного рассказа по определенной лексической теме. Описывая предмет, воспитатель обязательно должен последовательно показывать на схеме клеточки.
-
Третий этап работы – это самостоятельное составление ребенком описательного рассказа по опорной схеме. На первых порах при составлении описательных рассказов мы предлагали ребенку передвигать от клеточки к клеточке предмет, который он описывает. Это значительно облегчало ребенку выполнение задачи, ведь ему легче строить рассказ, когда он непосредственно видит нужный пункт опорной схемы рядом с предметом, который описывает. Потом мы усложнили задачу: предмет поставили на расстоянии от схемы, и ребенок строил рассказ, передвигаясь по схеме лишь взглядом.
-
При составлении детьми описательных рассказов по опорным схемам воспитателю следует обращать особое внимание на:
полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания; логику описания (соблюдения структуры описания, целесообразность последовательности); связность текста (правильность согласования слов в предложении); образность (использование средств лексической выразительности).
-
В некоторых случаях целесообразным будет проведение подготовительных речевых упражнений творческого характера. «Укрась слово». Ребенок должен подобрать к предмету слова-эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отображали субъективное отношение ребенка к нему. (например: Кот- ласковый, пушистый, веселый, красивый, игривый). «Какой? Какая? Какое?». Ребенок должен подобрать описательные слова-признаки к предмету. (например: Яблоко – красное, сочное, полезное, сладкое). «На какую фигуру похож?». Ребенок должен определить, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета. (например: Морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал).
-
Работа с родителями
-
Литература
1. Опорные схемы для составления описательного рассказа. Набор из 22 карточек-схем в картинках. Издательство: Школьная книга, 2014 г. 2. Диагностика развития речи дошкольника. Комплект из 3-х книг. Издательство: Школьная книга, 2014 г 3. Волкова Ю.С., Черткова Л.В.: Опорные схемы для составления описательных рассказов. Издательство: Сфера, 2013 г. 4. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников. Москва, В. Секачев 2012 г. 5. Ушакова О.С. Развитие речи для детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. Издательство: Сфера, 2012 г. 6. Волкова Ю.С.: Рассказы по рисункам. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Издательство: Сфера, 2010 г. 7. Тематический словарь в картинках. Азбука действий. Кто что делает? Издательство: Школьная книга, 2013 г.
-
Желаем успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.