Содержание
-
19.03.2025 1 — Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. Встретились однажды корень куста и корень слова. — Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто? — А я тоже корень, — отвечает другой. — Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь? — А я живу в словах, — ответил второй. — Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
-
19.03.2025 2 — Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет. — Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь! — А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй. Услышали их спор люди и говорят: — Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
-
19.03.2025 3 — Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? — Прочитайте слова. Море, морж, морская. — Найдите лишнее слово. Докажите. Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. — Сформулируйте тему урока.
-
Тема урока:Однокоренные слова
-
19.03.2025 5 Игра «Третий лишний» — Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Желток, железо, жёлтый. 2) Носильщик, нос, носатый. 3) Часовщик, часть, час. 4) Печурка, печать, печник. 5) Циркуль, циркач, цирковая. — А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? — Что у них ещё должно быть?
-
19.03.2025 6 Работа по учебнику Упр. 107 (с. 61). Упр. 108 (с. 61)
-
19.03.2025 7 — Послушайте рассказ. Чужак Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
-
19.03.2025 8 — Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? — Почему гости не сразу приметили чужака? — Не поможете ли вы ему найти своих родственников? — Составьте список родственников воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.
-
19.03.2025 9 Работа со словом из словаря Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали — Не одну нашли, а десять! Как её названье, дети? — Найдите слово картофельв орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы. — Составьте предложение со словом картофель,запишите. — Запомните написание этого слова.
-
19.03.2025 10 Материал для учителя Каждый из нас с детских лет помнит стихотворение Ю. Тувима: Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу... А откуда к нам пришли эти овощи? Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего картошки. Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем — тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-усски: картошка.
-
19.03.2025 11 Рефлексия — Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить. 1) Бегать, бегун, пробег, беговой. 2) Домашний, домишко, домовой, домик. 3) Светить, светлый, светленький, светильник. 4) Конюшня, конный, конница, коняга. — Какие слова называются однокоренными? — Как пишутся корни в однокоренных словах? — Оцените свою работу на уроке.
-
19.03.2025 12 — Назовите два признака однокоренных слов. Итог урока
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.