Содержание
-
тема:
ОРФОГРАФИЯ
Гласные в КОРНЕ слова (повторение – обобщение)
Учитель русского языка и литературы МОУ Обшаровская СОШ № 2 Самарской области Приволжского района
Молчанова Анжела Михайловна
-
орфография (ОТ ГРЕЧ.orphos – правильный, grapho-пишу) , совокупность правил регулирующих
правописание слов.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип. Все значимые части слова (морфемы) пишутся так, как произносятся в сильной позиции.
Вода- воды
фонетический принцип. (написания в соответствии с произношением: расписать- роспись), (правописание приставок расписать- разрисовать), (чередующиеся гласные зор-зар, гор-гар, раст-ращ-рос и т. д.), ы-и после приставок и др.
Традиционный принцип (исторический) – это словарные слова, написание которых нужно запомнить.
Дифференцирующий принцип. ( написания, служащие для различения на письме слов –омофонов) поджег (глаг.) – поджог (сущ.) компания-кампания и т.д.
-
Написание гласных , зависящих от значения.
1. /МАК/- /МОК/
А пишется в словах со значением –погрузить.
Осо значением пропускать жидкость, мокнуть.
2. /РАВН/ -/ РОВН/
А со значением равный, одинаковый
О со значением ровный, прямой.
-
Практическое задание.
На каждом был непром-каемый плащ.
Сегодня вым-кнешь, завтра высохнешь.
Нужно галушки обм-кнуть в сметану.
Обломов взял перо, обм-кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.)
-
Написание гласных , зависящих отударения.
-гар-(загар) искл. изгарь, пригарь, выгарки, зорянка,
-гор- утварь.
-зар-
-зор-(зорька)
-клан-
-клон-
-твар-
-твор-
-
Правописание гласной в корне зависит от суффикса А.
Б и р -бер-
Д и р -дер-
М и р -мер-
П и р -пер-
Т и р -тер-
Ч и т -чет-
Бл и ст -блест-
Ж и г -жег-
Ст и л -стел -
а
-
Различай корни:
-дрож-, -драг- дрожь, вздрогнуть, вздрагивать.
-драж- раздражение
-драз- дразнилки, передразнивать.
-гад- загадка, гадание, погадать…
-год- годен, годиться.
-да- дать, подать, подаяние, преподать.
-дол- долина (низкое место), преодоление, подол.
-даль- далекий, даль, вдали, далеко.
-
Написание гласных, зависящих от букв , следующих за корнем.
1. /раст/-/ращ/-/рос/
Искл. отрасль, росток, Ростов, ростовщик, подростковый, Ростислав, росточек.
выр-стить, взр-стить, подр-сток, выр-щенный,нар-стание, нар-ст, перер-сти,
р-стовщик, Р-стислав.
-
различай:
возрастать
растаять
росинка
Ч. а с о
(росы)
-
Практическая работа.
Знаете ли вы , какое насл-ждение выехать весной до з-ри? На темно-синем небе кое-где мелькают звезды; влажный в- терок изр-дканаб-гает легкой дымкой. Вот кл-дут ковер на телегу, ставят на ноги ящик с самоваром…
Кто , кроме охотника, испытал как отрадно бр-дить на з-ре по кустам. З-ленойч-ртойл-житься след ваших нок по р-систой, поб-левшейтр-ве…
А то в-лишьзал-житьб-говые дрожки и поедешь в лес за рябчиками. Вес-лопроб-раться по узкой д-рожке… ( по И. С. Тургеневу)
-
Правописание гласных в корне.
Тренировочные задания по теме:
В каком ряду во всех словах пишется проверяемая безударная гласная в корне слова:
1. нагр-вать, стр-мление, соч-тающий
2. под-рить, хв-стун, просл-вляя
3. переб-решь, к-варный, ст-рона
4. об-яние, прк-снуться, л-скающий
(2)
-
В каком ряду во всех словах чередующиеся гласные:
соб-руться, заг-релый, оз-ренный.
с-туация, эп-демия, ок-заться,
ст-рона, бл-гословение, осм-леть,
п-чать, фр-зеология, эл-мент.
( 1)
-
В каком ряду пропущены непроверяемые гласные:
м-лчаливый, согр-вать, оз-рять,
изб-гающий, л-рический, зак-номерный,
Опр-делить, ч-ловечество, уб-диться,
Осм-леть, ср-жение, к-мпромисс.
(3)
-
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква.
к-мерсант, з-ря, раск-лить
д-кумент, акв-рель, г-рячность
р-ф-рендум, п-риодика
ф-номен, п-гмент, сож-лея
( 3)
-
Молодцы!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.