Презентация на тему "Чередование гласных в корнях слов"

Презентация: Чередование гласных в корнях слов
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Чередование гласных в корнях слов"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 21 слайда. Средняя оценка: 3.5 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 10-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Чередование гласных в корнях слов
    Слайд 1

    Чередование гласных в корнях слов. (Повторение и обобщение изученного. Подготовка к ЕГЭ.) Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №14» г. Кимры Тверской области Журавлёва Ирина Ивановна.2011 г. 1

  • Слайд 2

    2 Цели и задачи: повторить правило «Чередование гласных в корнях слов», обобщить изученное, подготовиться к тестам ЕГЭ. Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 3

    1) Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «и», если нет суффикса «а», то пиши «е»: соберу – собираю. Искл.: сочетать – сочетание (чета). Запомнить: обжиг (от обжигать), выжига. Им – ин - а, я: снимать – снять. ____________________________ 2) Кос – кас. Если после корня есть суффикс «а», то в корне пиши «а»: касаться – коснуться. Выбор гласной зависит от суффикса «а». 3 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 4

    Уб…раю комнату – уб…ру комнату, отп…рать замок- отп…реть замок, зам…реть от восторга – зам…рать от восторга, раст…реть сахар в ступке – раст…рать сахар в ступке, уд…рает без оглядки – уд…рёт без оглядки, разж…гать костёр – разж…чь костёр, выч…тать одно число из другого – выч…сть одно число из другого, редкое соч…тание – соч…тать краски, рассч…тать – расч…т, расст…лать скатерть – расст…лить скатерть, бл…стеть на небе – бл…стать на небе, пожать руки – пож…мать руки, прокл…нать кого – нибудь – проклясть кого – нибудь, занять позицию – зан…мать позицию… Прик…саться – прик…снуться, соприк…сновение – соприк…саться, к…сательная, к…сание. и е и е е и е и и е и е и е е е и е ё и е и и и и а о а о а а Бер – бир, пер – пир; дер – дир, тер – тир; мер – мир; жег – жиг, чет – чит; блест – блист, стел – стил. Кос – кас. 4 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 5

    3) Твар – твор, клан – клон, гар – гор, пазд – позд. Без ударения пиши «о»: кланяться – поклониться. Искл.: утварь, выгарки, изгарь, пригарь… ___________________________ 4) Зар – зор. Без ударения пиши «а»: зарница- зорька. Искл.: зоревать. Выбор гласной зависит от ударения. 5 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 6

    Скл…ниться над ручьём, скл…няться над водой, накл…нить голову, накл…няться над чертежом, прекл…няться перед кем – нибудь, откл…нение в сторону, кл…няться, прекл…нить колена, покл…н; Затв…рять дверь, чудесное тв…рение, раств…рить окно, кухонная утв…рь, тв…рчество, затв…рять ворота, нераств…римые вещества, раств…ритель металлов; Оп…здать на работу, прип…здниться на работе, часто оп…здывать на работу, п…здний вечер, оп…здавший ученик; Хорошо заг…реть, заг…рать на берегу моря, медленно сг…рать, сг…реть дотла, двигатель внутреннего сг…рания, заг…релый юноша, дог…равший костёр, красивый заг…р, выг…рки; Оз…рять пламенем, оз…рить солнцем, оз…рённый луной, яркие з…рницы, утренняя з…ря, з…ревать на лугу, з…рянка. о а о о о о о о о о о о а о о о о о о а о о о о о о о о а о о а а а а а а а Твар – твор, клан – клон, гар – гор, пазд – позд. Зар – зор. 6 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 7

    5) Скак – скоч. Перед «к» пиши «а», перед «ч» - «о»: скакать – вскочить. Искл.: скачок, скачи, скачу. Запомнить: заскочи на часок (от « заскочить») – заскачи по комнате от « заскакать»); перескочу через яму (от «перескочить») – перескачу (обгоню) (от «перескакать»). _________________________________ 6) Раст – ращ – рос. Перед «ст», «щ» пиши «а»: растение, выращенный, водоросли. Искл.: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, прорость и все производные от этих слов (росток – ростковый – выростковый). Запомнить: на вырост. _________________________________ 7) Лаг – лож. Перед «г» пиши «а», перед «ж» - «о»: предлагать – предложить. Искл.: полог. Выбор гласной зависит от последую-щей согласной. 7 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 8

    1) Он вск…чил и с волнением начал рассказывать о случившемся. 2) Ск…куны мчались по прерии, и их гривы развевались на ветру. 3) Медведь быстро и ловко, ск…чками, помчался за ним. 4) Первую рытвину проск…чили благополучно, вторую тоже… 5) Ск…кать на лошади он умел с детства. 6) Вск…чив в вагон, он замахал нам рукой. 7) Заносчивый выск…чка, он на всех смотрел свысока. 8) Подск…чив от неожиданности, она села и с недоверием стала смотреть на меня. 9) Ск…чи во весь опор. 10) Надо выск…чить за ворота и , добежав до колокола, бить в набат. о а а о а о о о а о Скак – скоч. 8 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 9

    1. Выр...сший щенок уже не грызёт обувь.2. В школьном возр...сте я серьёзно занимался плаванием.3. Чужие дети р...стут быстро и незаметно.4. Машиностроение - важная отр...сль промышленности.5. Из-под земли появился тонкий р...сток.6. Мать-и-мачеха - это лечебное р...стение.7. Чтобы выр...стить дерево, нужны годы.8. Саженцы подр...сли.9. Близнецы подр...стали и всё меньше становились похожи друг на друга.10. Р...стовщик - человек, дающий деньги в долг под проценты. о а о а а а о а а о Раст -, ращ -, рос-. 9 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 10

    1) Наши дела сл…жились блестяще. 2) Эта книга дана в качестве прил…жения. 3) За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. 4) Посмотрим, что нынче творится под пол…гом вражеской тьмы! 5) Надо изл…гать свои мысли ясно и кратко. 6) Имя прил…гательное обозначает признак предмета. 7) На ученика возл…жили обязанности старосты кружка. 8) Пол…гаю, что он прав. 9) От перемены мест сл…гаемых сумма не меняется. 10) Прил…жение – это особый вид определения. о а а о а о о а о а Лаг – лож. 10 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 11

    8) Мак – мок. Мак – погружать в жидкость (обмакнуть кисть в краску). Мок – пропускать (или не пропускать) жидкость, терять качества (промокать под дождем). __________________________ 9) Равн – ровн. Равн – одинаковый, равный (сравнять счет). Ровн – гладкий, ровный (заровнять канаву, подровнять волосы). Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень. Выбор гласной зависит от смысла. 11 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 12

    Обувь пром…кает, обм…кнуть блин в сгущёнку, хорошая пром…кашка, непром…каемое пальто, вы` м…кать всю жидкость, разм…ка`ть в луже, пром…кну`ть написанное. Держать р…внение в рядах, р…вномерное движение, разр…внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр…внять кусты сирени, увеличить ур…вень производства, р…вняться на передовиков, решить ур…внение, удачное ср…внение, зар…внять канаву, великолепная р…внина, разделить пор…вну. о а о а о о а о а а а о а а о а а о а о Мак – мок. Равн – ровн. 12 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 13

    10) Плав – плов. Всегда пишется «а», кроме пловец, пловчиха, плывуны. 13 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 14

    Пл…вцы, попл…вок, распл…влять, пл…вка, пл…вучесть, пл…вчиха, пл…вуны, пл…вучий, спл…вной, жук – пл…вунец. Плав – плов. о а а а о а а а а ы 14 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 15

    Самостоятельная работа. 15 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 16

    Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения не вполне осуществились: замешкавшись, мы выехали, когда солнце подн_лось уже высоко. Дорога шла р_внинной местностью, не поднмаясь, не опускаясь. Всюду, куда хватал глаз, расст_лалась необозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли у дороги, не видно было никакой другой р_стительности. В полдень мы распол_жились на отдых у небольшого селения на берегу маленького озера. Ребятишки самого различного возр_ста , заг_релые, бронзовые, купались в нём, плавали наперегонки, соревновались, как настоящие пл_вцы. Покормив лошадей, мы поехали дальше. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Подл_жив под голову захваченный на всякий случай непром_каемый плащ, я задремал. Очнулся – по – прежнему прост_ралась перед глазами та же бесконечная степь, но солнце уже совсем скл_нилось к горизонту, почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звёзды. Наконец вдали замелькали электрические огни. Через час мы въехали в город. 16

  • Слайд 17

    Готовимся к ЕГЭ! 17 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 18

    А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? апл… дировать, ук...ротить, совм…щать; 2) изл…жение, пл…вники, вым…кнуть под дождём; 3) встр…чая, в…рховье, у…звлённый; 4) д…ректор, зад…рать, нап…дающий. 18 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 19

    А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня? г...ниальный, б...рлога, трад...ционный; г...реть, выр...стковый, пом...рить поссорившихся друзей; ск…куны, пог…рельцы, обл...жной дождь; прик…сновение, к…сой, зап…рать дверь. 19 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 20

    А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня? обозн…чение, задр…жать, т…инственный; обл…котиться, б…гровый, прил…жение; подв…ргать, к…личество, ист…рический; х…рактеристика, к…ричневый, эл…мент. 20 Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

  • Слайд 21

    Использованные ресурсы: Картинка http://www.nova-plosha.com/upload/product/big/b0000029673.jpg Учебник.  Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. 4-е изд. - М.: 2011http://gdz-matem.narod.ru/books2/russkiy_10_11_grekov_2005_2010.html Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. «Современный русский язык» http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html   21

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке