Презентация на тему "Ошибки в сочетаниях однородных членов"

Презентация: Ошибки в сочетаниях однородных членов
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Ошибки в сочетаниях однородных членов" по русскому языку. Презентация состоит из 11 слайдов. Для учеников 6-9 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.47 Мб.

Содержание

  • Презентация: Ошибки в сочетаниях однородных членов
    Слайд 1

    Ошибки в сочетаниях однородных членов

  • Слайд 2

    Теория Несопоставимые понятия. Лексическая несочетаемость. Несочетаемость видовых и родовых понятий. Скрещивающиеся понятия. Неясность при разных рядах однородных членов. Неправильное попарное соединение однородных членов. Морфологическая несочетаемость. Ошибки при использовании сопоставительных союзов. Нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом. Неоднородные синтаксические конструкции. Управление при однородных членах. Комментарий Практические задания Редактирование. Тест. План

  • Слайд 3

    Теория 1. Ошибочным является соединение в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно-неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы, в сравнении с вечностью и Монбланом. 2. Источником ошибки может быть лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: в ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а делают). 3. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: «В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин» (под «кондитерскими изделиями» подразумевались, очевидно, конфеты, торты и т.д., т.е. нечто помимо «пирожных», но первое понятие включает в себя второе, при нежелании продолжить перечисление можно было после слова пирожных добавить: и других кондитерских изделий). 4.В перечисление однородных членов не должны входить скрещивающиеся понятия, т.е. понятия, частично совпадающие по своему логическому объему, например: «В доме отдыха были журналисты, писатели, туристы» (очевидно, имелось в виду, что журналисты и писатели не были туристами и наоборот, но такое сочетание нельзя считать оправданным). Исключение составляют некоторые закрепившиеся обороты, например: международные фестивали молодежи и студентов.

  • Слайд 4

    5. Стилистически неудачны конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: «Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия» (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для указанной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц...»). 6. При попарном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип упорядоченного их подбора, но не должно быть случайных сочетаний, например: «Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах» (вместо: ...в книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах). 7.Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив; ср. при рубрикации: «Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции» (вовсех трех случаях следовало использовать одинаковую форму - или имя существительное, или инфинитив). 8.Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом, изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы,например: «Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки» (вместо: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки). Иногда создаются неправильные пары союзов: не только... а также (вместо: не только... нои), как... а также (вместо: как... так и), например: «За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школы, больница, а также драматический театр и ряд культурно-просветительных учреждений». Неудачно расположены частица не и союз а в предложении: «Не опасна сама болезнь, а ее последствия» (вместо: Опасна не сама болезнь, а ее последствия).

  • Слайд 5

    9. При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласоваться с ним в падеже. Положение это иногда нарушается, например: «Фактические данные приводятся в различных газетно-публицистических жанрах: статья, корреспонденция, очерк» (однородные члены следовало поставить в предложном падеже). Обобщающее слово, выступающее в функции родового понятия, должно включать в себя все однородные члены в качестве видовых понятий. Это требование нарушено в таком, например,предложении: «Средства производства: земля, ее недра, фабрики и заводы, шахты и рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки и средства связи - принадлежат народу» (не все однородные члены подходят под понятие «средства производства»). 10.Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (в частности, причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения. Положение это иногда нарушается, например: «На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали»; «Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным». 11. Управление при однородных членах предложения. При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово допустимо тогда, когда каждое из управляющих слов требует того же падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, подбирать и готовить кадры, протравливать и яровизировать семена, надеяться и рассчитывать на помощь. план

  • Слайд 6

    А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом. Лесные поляны покрылись яркими звездочками земляники, обильно цветущей в этом году. Сестры увлекались и хорошо разбирались в музыке. В “Ровеснике “ печатают много интересных статей. Комментарий В предложении 3 нарушены нормы управлений при однородных сказуемых: разбирались в музыке, но увлекались музыкой. Зависимые слова должны грамматически правильно соотноситься с каждым из однородных членов, поэтому предложение должно быть перестроено. (Ср: Сестры увлекались музыкой и хорошо разбирались в ней.) план Комментарий к тестовому заданию

  • Слайд 7

    Редактирование Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонными и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям. Созданы благоприятные условия не только для опубликакования научных работ, но и внедрения их в практику. Выделяется специальное время для производственной практики учащихся средних школ на заводах, опытных участках, лесхозах. Мы не должны бояться трудностей, смело идти вперед, преодолевая все и всяческие трудности. Эти сведения получены как из официальных, так из неофициальных источников. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его не полным. За счет средств социального страхования миллионы трудящихся направлены в дома отдыха, санатории, курорты, а их дети – в оздоровительные лагеря, туристические базы и т. д. В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами. В каждой бригаде имелось в среднем тридцать работников и триста гектаров пашни. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждений. В качестве материала для романа “Война и мир” Л.Н.Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы. план ответы Практические задания

  • Слайд 8

    Тест I Я люблю математику, рисование и ходить в театр. Очень полезно для тренировки памяти и внимания учить стихи и прозу наизусть. Наука окрыляет и в жизни смысл дает. Книга поможет в труде и выручит в беде. II Ученые более двадцати лет изучали личность человека, память которого считается выдающейся и который вообще ничего не умел забывать. Каждый знает, что нужно следовать голосу совести и как нелегко бывает сделать. Часто человек начинает осознавать, что жил он не так и ничего хорошего в жизни не сделать. Ты просто человек, ничего не умеющий делать и не зная, как выйти из положения.

  • Слайд 9

    III 1) Хорошо развитая воля не позволит человеку быть малодушным, беспринципным и слабым. 2) В Софийском храме в Киеве найдены фрески, изображающие играющих и поющих скоморохов. 3) Без музыкального дара и песен был невозможен ни праздник, ни пиршество, ни похороны. 4) Оказывается, в Киеве одиннадцатого века были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. IV По мнению Д.Лихачева, по-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. В XVI веке северные земли, лежащие за Полярным кругом и ставши известными русским купцам, были неведомы народам Западной Европы. В 1763 году план кратчайшего морского пути через Северный Ледовитый океан от берегов Европы в Тихий океан разработал М.Ломоносов, уверенный, что вдали от берегов тяжелых льдов нет и что от Шпицбергена суда беспрепятственно пройдут до Камчатки через полюс. ответы

  • Слайд 10

    Исправьте грамматические ошибки. Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и по другим показателям. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику. Выделяется специальное время для производственной практики учащихся средних школ на заводах , на опытных участках, в лесхозах. Мы должны не бояться трудностей, смело идти вперед, преодолевая их. Эти сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников. Выступавшие в прениях, не возражавшие против основных положений доклада считают его неполным. За счет социального страхования миллионы трудящихся направлены в дома отдыха, в санатории, на курорты, а их дети – в оздоровительные лагеря, на туристические базы и т.д. В городе построены не только школы, но и больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения. Была выделена специальная комиссия координировать все работы и руководить ими. Каждой бригаде, состоящей из тридцати работников, полагалось триста гектаров пашни. В ходе обсуждения было сделано много замечаний и внесено ценных предложений. В качестве материала для романа “Война и мир” Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и официальные документы. задания план Ответы на практические задания

  • Слайд 11

    Ответы на тест тест план

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке