Презентация на тему "Методика изучения пунктуации в школе"

Презентация: Методика изучения пунктуации в школе
Включить эффекты
1 из 85
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Методика изучения пунктуации в школе", включающую в себя 85 слайдов. Скачать файл презентации 0.2 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    85
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методика изучения пунктуации в школе
    Слайд 1

    Методика изучения пунктуации в школе

    Выполнили: студентки 3 курса, 31 группы Лошкарёва Е., Шелюхина В.

  • Слайд 2

    Понятие пунктуации

    Пунктуация – раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме

  • Слайд 3

    О принципах русской пунктуации

    Синтаксический принцип (основа русской пунктуации) делает оправданным параллельное изучение в школе синтаксиса и пунктуации. Правила, сформулированные на синтаксической основе, составляют необходимы минимум употребления знаков, без которых немыслимо беспрепятственное общение между пишущим и читающим. На их основе определяется пунктуационная грамотность. Грамматическая основа унифицирует пунктуацию, т.к. в сходных конструкциях по аналогии ставятся одинаковые знаки препинания. Синтаксическое членение речи в конечном счёте отражает членение логическое, смысловое, т.к. грамматически значимые части совпадают с логически значимыми, со смысловой стороной речи, поскольку назначение любой грамматической структуры – передать определённую мысль.

  • Слайд 4

    Наблюдение над интонацией как одним из средств организации предложения при изучении пунктуации может помочь определить место знака и выбор его и сопоставить многочисленные случаи несовпадения членения устной и письменной речи.

  • Слайд 5

    Понятие о пунктограмме

    Пунктограмма– это обозначение графическими средствами членения письменной речи на предложения, предложения на его части, показа отношений между членами и частями предложения. В качестве графических средств используется пунктуационный знак или его отсутствие, сочетание знаков препинания.

  • Слайд 6

    Показатели пунктограммы (с точки зрения функции знака препинания):

    Правила, на которые распространяется пунктограммы, должны иметь единое основание (т.е. характер связи между членами и частями предложения) постановки знаков препинания. Знаки препинания, объединённые одной пунктограммой, являются однофункциональными (например: запятая и точка с запятой между однородными членами – разделяющие знаки препинания). Построения, для членения которых используются знаки препинания, объединённые одной пунктограммой, имеют одинаковое наименование. Но определяется пунктограмма только по совокупности названных признаков.

  • Слайд 7

    Словесное выражение пунктограммы

    Оно включает: название пунктуационного знака; наименование синтаксической единицы, для оформления которой употребляется пунктуационный знак. Пример: «Тире между главными членами предложения», «Знаки препинания при обособленных приложениях».

  • Слайд 8

    Опознавательные признаки пунктограммы

    Это могут быть: Предложение и его типы, характеризующиеся по полноте, по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, по количеству основ; Слова и словосочетания (осложняющие предложение однородные члены, сравнительные обороты, уточняющие члены предложения); Слова, словосочетания и предложения, стоящие вне грамматической связи; Предложения с нулевой связкой при составном сказуемом или с пропуском члена предложения; Чужая речь.

  • Слайд 9

    Классификации пунктограмм

    По графическому способу обозначения нормы (варианты пунктограммы) Пример: знаки препинания, по которым дифференцируются варианты пунктограмм, могут уточнять отношения между членами и частями предложения, или один из знаков может усиливать разделяющую или выделяющую функцию знака препинания. По трудностям, связанным с выделением условий нормы Пример: трудности в постановке знаков препинания могут быть неодинаковыми (так, учащиеся могут поставить лишнюю запятую, и наоборот). По разным уровням (от простого до сложного предложений)

  • Слайд 10

    Пунктуационная норма

    Пунктуационная норма - это не только пунктуационный знак и его употребление, но и отсутствие знака. Условие пунктуационной нормы (т.е. выделение запятыми) – квалификация слов и словосочетаний как вводных. Закрепляется пунктуационная норма и указываются условия её действий в пунктуационных правилах.

  • Слайд 11

    Деление правил по характеру пунктуационных норм

    Негативные правила («запрещают» употребление того или иного знака) Позитивные правила (указывают, когда и какой знак следует ставить; регулируют пунктуацию в конструкциях, имеющих широкое распространение; т.е. представляют основу школьной пунктуации)

  • Слайд 12

    Варианты пунктуационной нормы

    Варианты п.н. – это употребление в одной и той же функции в одноимённых построениях разных знаков. Пример: однородные члены разделяются запятой, но в этой же функции могут употребляться точка с запятой и тире.

  • Слайд 13

    Условия действия пунктуационной нормы

    Условия действия п.н.: синтаксические особенности предложения, указания на смысловые отношения между его частями, интонация. При наличии одного условия правила называются простыми (например: «Обращения выделяются запятыми»). Сложные правила – это правила, в которых присутствует несколько условий. В правилах должно быть столько условий, сколько их необходимо для определения нормы.

  • Слайд 14

    Деление правил по степени обобщения грамматического материала

    Обобщённые правила (раскрывают общие закономерности, выражают основные тенденции постановки знаков препинания, дают такие нормы, которые будут общими для аналогичных синтаксических построений). Частные правила (касаются частных случаев, создают варианты общего правила, уточняют его или ограничивают сферу его действия).

  • Слайд 15

    Система пунктуационных правил

    Пунктуация – это система правил расстановки знаков препинания. Элементами системы являются правила. Структура правил определяется взаимоотношением позитивных и негативных правил. Особенностями системы правил определяется последовательность их изучения.

  • Слайд 16

    Особенности системы правил

    Сначала излагаются позитивные правила, затем негативные. Сначала излагаются правила, в которых сообщается основная норма (однородные члены разделяются запятой), затем правила. Которыми сообщаются её варианты (однородные члены разделяются точкой с запятой, тире) Изложение материала надо начинать с правил, условия действия которых принимаются определяющими, ведущими в данной системе. При определении последовательности расположения правил в пунктуационной статье следует учитывать ход логических операций при применении правил.

  • Слайд 17

    Пунктуационные умения и навыки

    Пунктуационные умения и навыки – это в разной степени осознанные действия, при выполнении которых одна операция следует за другой, а изменения условий пунктуационной нормы требуют и изменения действий, их сочетания и последовательности

  • Слайд 18

    Условия формирования пунктуационных умений и навыков

    Строгое соответствие структуры предложения, системы действия при применении правила условиям пунктуационной нормы. Умение соотносить условия нормы с наличием их в предложении отрабатывается путём сопоставления примеров с полным и неполным составом условий нормы. Сопоставление смешиваемых конструкций при формировании навыка правильного переноса правила.

  • Слайд 19

    Причины ошибок в переносе правил

    Связанные с неточным знанием условий действия нормы: Пропуск одного из условий действия правила. Например: в ССП с общим второстепенным членом часто не указывается, что разделительный союз не должен повторяться. Ошибочный перенос условий действия нормы из одного правила в другое.Например: наличие общих условий обособления определений и приложений может быть причиной отсутствия запятой в предложении. Связанные с анализом предложения – с неточным установлением в нём условий пунктуационной нормы: Незнание грамматических признаков конструкции, к которой применяется правило, неумение обнаруживать эти признаки (т.е. «синтаксическая слепота»). Смешение грамматических явлений. Связанные с системой упражнений и взаимодействием навыков.

  • Слайд 20

    Виды правил и особенности их анализа

    Простое правило: в качестве единственного условия нормы выступает наименование синтаксической единицы; специальный анализ правила не проводится, обычно сообщается попутно с изучением синтаксической единицы; Правила, в которых в качестве условий пунктуационной нормы называются признаки, по которым квалифицируется синтаксическая единица. Такие правила можно назвать грамматическими и пунктуационными; Правила, в которых указываются дополнительные признаки, снимающие или уточняющие норму, даваемую основным правилом.

  • Слайд 21

    Построение и формулировка правил

    Правило может быть выражено СПП, в котором в главном предложении сообщается норма, а в придаточном с союзами если, когда – её условия. Например: «Обособляется определение, если оно распространено и стоит после определяемого слова» Это же правило можно дать в виде простого предложения ( «Обособляется распространённое определение, стоящее после определяемого слова») Удобны правила в форме СПП, в которых условия нормы выражены условным придаточным Определение обособляется Если распространено Если стоит после определяемого слова

  • Слайд 22

    Если пунктуационная норма определяется несколькими условиями, то важно обратить внимание на их связь и последовательность. Связь и зависимость условий, если правило выражается СПП, может показываться союзами и, или. Союз и указывает на совмещение условий; вместо союза и может употребляться союз а. Союз или дифференцирует употребление знака препинания в разных вариантах: указанные условия не совмещаются, а встречаются в разных построениях

  • Слайд 23

    Графические схемы правил

    Легко проиллюстрировать графическими средствами правила употребления знаков препинания между однородными членами. Части сложного предложения отделяются или выделяются знаками препинания, поэтому в графических схемах сложного предложения, точно отражающих его структуру, легко показать и знаки препинания между частями. Например: , Это графическая схема СПП, в котором Придаточное стоит после главного и отделяется от него запятой.

  • Слайд 24

    Все правила употребления знаков препинания в предложениях с прямой речью иллюстрируются графическими схемами, которые позволяют видеть основания употребления знаков препинания в таких предложениях: выделение чужой речи кавычками, постановку знаков в конце прямой речи с учётом коммуникативно-эмоциональной функции предложения, отделение двоеточием или тире прямой речи от слов автора. Например:: « ? » Дымов подошёл к Пантелею и спросил тихо: «Как его звать?»

  • Слайд 25

    Объяснение терминов и наименований, входящих в правило

    При ознакомлении с составными терминами возможны разные виды работ: Выяснение состава наименования и толкование значения его компонентов; Установление цепочки наименований по соотношению родовых и видовых понятий(например: предложение – сложное предложение – БСП); Выявление всех оснований, по которым производится деление понятий; Обобщения по отдельным классификационным признакам.

  • Слайд 26

    Выделение нормы и условий её действия

    В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак В конце предложения ставится вопросительный знак Если предложение вопросительное правило норма условия

  • Слайд 27

    Мотивирование отдельных положений правила

    Почему в правилах указано, что знаки препинания при однородных придаточных ставятся также, как и при однородных членах? Ответ на этот вопрос потребует развёрнутого суждения по определённому плану ( грамматические признаки однородности, одна и та же связь, выражаемая употреблением одних и тех же союзов, сопоставление пунктуационных правил) Возможны вопросы по обоснованию самой нормы. Например: «На что указывает тире между главными членами?» (этим знаком фиксируется нулевая связка)

  • Слайд 28

    Сопоставление правил

    Целесообразны сопоставления по норме и её вариантам там, где конструкция обслуживается несколькими правилами. В школе такие сопоставления чаще всего производятся путём постановки вопросов. Например: «Когда ставится тире при однородных членах с обобщающими словами? Когда ставится двоеточие между однородными членами и обобщающими словами?» Одновременное сопоставление: проводится в процессе одновременного изучения новых тем ( сопоставляемые материалы изучаются впервые) Последовательное сопоставление: сопоставляются материалы, первоначальное изучение которых во времени не совпадает.

  • Слайд 29

    Подбор и составление примеров

    Задания по составлению примеров могут быть следующие: Подбор примеров с учётом полного и неполного состава условий действия правил; Составление предложений по действию одного и того же условия. Возможен и такой вид работы, когда предложение перестраивается по указанию учителя.

  • Слайд 30

    Обнаружение грамматического факта

    Методика выделения признаков грамматических явлений, установления соответствия между наименованием синтаксической единицы и её характеристиками связана с выяснением ряда вопросов: По скольким признакам определяется грамматическое явление? Что характерно для отдельных признаков и приёмов обнаружения грамматических фактов? Какие из них существенные, а какие имеют второстепенное значение, в какой мере они надёжны? Какие признаки являются первыми сигналами, с которых начинается поиск фактов, дающих основание для решения?

  • Слайд 31

    Если конструкция определяется по совокупности признаков, какие связи существуют между признаками, какова последовательность обнаружения признаков и какие приёмы для этого используются? На что ориентирует учебник? Какие признаки синтаксических единиц и приёмы их обнаружения в нём приведены?

  • Слайд 32

    Использование алгоритмов

    Употребление запятой между однородными членами Союзное или бессоюзное соединение однородных членов бессоюзное союзное (однородные члены разделяются ,) Значение союзов противительные соединительные, разделительные (однородные члены разделяются ,) Повторяются или не повторяются союзы повторяются не повторяются (однородные члены разделяются ,) ( не разделяются ,)

  • Слайд 33

    Последовательность умственных операций в алгоритме определяется избранным путём, который должен: учитывать иерархию условий нормы; на первом плане предусмотреть операции, которыми устанавливаются факты, имеющие широкое распространение; не повторять «шагов»; быть прямым и наиболее коротким. Использование алгоритмов оправдано при изучении сложных, многоуровневых правил и отдельных систем правил.

  • Слайд 34

    Использование графических схем предложения

    Графические схемы единиц разных уровней обычно не совмещаются, либо такое совмещение возможно с частичным показом элементов простого предложения, чаще всего с указанием его грамматической основы. Например:Солнце село, и стало прохладно. , и .

  • Слайд 35

    Схемы простого предложения в основном бывают двух видов, которые показывают: Построение простого предложения в целом: связь слов в предложении; состав предложения, группировка его членов – состав подлежащего и состав сказуемого. Построение отдельных блоков, которыми осложняется структура простого предложения. Графические схемы таких блоков обычно представляют собой схемы, в которых можно показать части сложного предложения, последовательность их расположения и знаки препинания между ними.

  • Слайд 36

    Для показа структуры сложного предложения используются горизонтальные и вертикальные схемы. По степени обобщения материала графические схемы СПП могут быть разные – в схемах с большей степенью обобщения показывается только зависимость предложений и вид подчинения. параллельное подчинение последовательное В схемах с меньшей степенью обобщения указывается место одного предложения по отношению к другому, и знаки между ними. ,

  • Слайд 37

    Лингвометодический анализ пунктуации

  • Слайд 38

    Знаки препинания в конце предложения

    В начальной школе: правила о постановке точки, вопросительного и восклицательного знаков. В 5 классе: классификация предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; уточнение схемы разбора предложения. В 8 классе: вопросительные, побудительные, восклицательные предложения; закрепление постановки конечных знаков препинания; употребление многоточия; соотнесение знаков препинания со стилями речи. Формирование навыков: работа над выразительным чтением; свободные диктанты, изложения, сочинения.

  • Слайд 39

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Работа над правилом в 5-7 классах: изучение главных членов предложения. Формирование навыков: пунктуационный разбор, конструирование предложений, письменное толкование значения новых слов. Анализ правила Трудности, связанные с применением правила

  • Слайд 40

    Анализ правила

    Тире ставится на месте нулевой связки (при этом именная часть выражается существительным или количественным числительным в И.п., а также если оба главных члена или один из них выражается инфинитивом). Нулевая связка в устной речи отмечается паузой. Перед сказуемым могут быть указательные частицы это, вот и слово значит, перед которыми ставится тире. Тире не ставится: Если перед сказуемым стоят сравнительные союзы как, что, как будто, точно, словно и др. Если перед именной частью (выраженной существительным в И.п.) стоит частица не. Упражнения: предложения с причастным оборотом, стоящим после подлежащего (сочетание запятой и тире).

  • Слайд 41

    Трудности, связанные с применением правила

    Обусловленные способом выражения главных членов и смысловыми отношениями между ними (при этом пропускается тире или на его месте ставится запятая). Состав главных членов (их распространённость), порядок слов в именной части, их однородность Постановка лишних знаков (в случае, если именная часть сказуемого присоединяется к подлежащему сравнительным союзом). Выделение условий постановки тире в простых предложениях, входящих в состав сложного. Пропуск тире на месте нулевой связки – ошибка негрубая, а постановка запятой как разделительного знака между подлежащим и сказуемым – грубая.

  • Слайд 42

    Тире в неполном предложении

    Пропуск члена предложения может обозначаться тире, если в устной речи этот пропуск отмечается паузой. При отсутствии паузы на месте опущенного члена предложения тире не ставится. Упражнения: используются как двусоставные, так и односоставные предложения.

  • Слайд 43

    Пунктуация при сравнительных оборотах

    Это правило даётся в 8 классе в связи с изучением обстоятельств, а в 9 классе - при изучении сравнительных придаточных предложений. Сравнительные обороты выделяются запятыми. Например: Лук, как бархат, зеленеет. Если сравнительный оборот является именной частью составного сказуемого, то он не выделяется запятыми. Например: Лук как бархат. Сравнительный оборот, являющийся устойчивым словосочетанием, не выделяется знаками. Например: Как дым рассеялись мечты. Пропуск знака для выделения сравнительных оборотов – ошибка негрубая.

  • Слайд 44

    Пунктуация при однородных членах

    В начальных классах: описательное определение однородных членов; пунктуационные правила о разделении однородных членов запятой, если они соединяются бессоюзно или союзами а, но. В 5 классе: дополнение сведений о том, что однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с перечислительной интонацией. В 8 классе: признаки однородных членов (связь с одним и тем же членом предложения;одинаковая функция в предложении; произнесение с перечислительной интонацией; одинаковый способ выражения).

  • Слайд 45

    Связь однородных членов с одним и тем же членом предложения

    Обязательный и постоянный признак. Трудности при анализе: Осложняется анализ, если слово, к которому относятся однородные члены, оторвано от них или находится в середине этого ряда. Например: Сестре и брату к новому учебному году дядя подарил по набору масляных красок. Предложения, в которых однородные члены подчинённого ряда поясняют один из однородных членов подчиняющего ряда. Например: Пошёл снег и засыпал лесные дороги и тропинки. Предложения, имеющие при однородных сказуемых повторяющиеся слова, на которые падает логическое ударение. Например: Пассажиры сами опускали деньги в кассу и сами отрывали билеты. Умение подкреплять правильность определения членов предложения как однородных по слову, одинаково подчиняющему их или одинаково подчинённому им, предупредит ошибки.

  • Слайд 46

    Одинаковая функция в предложении

    Однородными могут быть как одноимённые, так и разноимённые члены предложения. Например: Я об этом буду говорить везде и всегда. Признаки различия однородных и неоднородных определений: По связи их с определяемым словом (однородны, ели каждое из них поясняет существительное). Например: Наступила дождливая, грязная, тёмная осень. По интонации (однородные произносятся с перечислительной интонацией). По значению (однородные перечисляют отличительные признаки разных предметов или обозначают различные признаки одного и того же предмета). Приём вставки союза и, если определения указывают на разновидность предметов. Однородные определения не следует смешивать с разделяемыми запятой определениями, находящимися в пояснительной связи ( между ними возможна постановка союзов то есть, а именно).

  • Слайд 47

    Использование вопросов

    Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Это признак-ориентир. С помощью этого приёма проверяется только правильность установления связи между словами. Этот приём не пригоден, если: Однородные члены отвечают на разные вопросы (сказуемые); Члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, но не являются однородными (согласованные определения в препозиции); Синтаксическая однородность членов предложения не сочетается с одинаковым способом их выражения

  • Слайд 48

    Употребление знаков препинания между однородными членами

    О.ч. разделяются запятой, если они соединяются: Без союзов; Противительными союзами (а, но); Например: Я не хотела быть начальницей, и всё-таки сделалась ею. Двойными сопоставительно-соединительными союзами; Например: Разноцветным ковром покрыты были как луга, так и склоны гор. Повторяющимися соединительными или разделительными союзами. Например: К семейству злаковых относятся и рожь, и пшеница, и ячмень. Запятая не ставится, если о. ч. соединяются неповторяющимися союзами и, да(и), или, либо.

  • Слайд 49

    Пунктуация при однородных членах с обобщающими словами

    О.ч. и обобщающие слова отделяются знаками – двоеточием и тире. Выбор знака определяется позицией о.ч. по отношению к обобщающим словам. Когда за обобщающим словом следует перечисление о.ч., ставится двоеточие. Если за о.ч. идёт слово, объединяющее в своём значении перечисляемые понятия, перед ним ставится тире. В роли обобщающих слов употребляются разные части речи (чаще местоимения и наречия с обобщённым значением. Пропуск запятой между о.ч. – ошибка грубая, а постановка между ними лишней запятой – негрубая.

  • Слайд 50

    Пунктуация при обращениях

    В 5 классе: понятие об обращении и о выделении его знаками препинания. В 8 классе: усилительная частица о, стоящая перед обращением, запятой от него не отделяется. Сфера употребления обращений ограниченна (они используются в диалогической речи, в публицистических выступлениях, эпистолярном жанре, в поэтической речи). Пропуск знака для выделения обращения – ошибка грубая.

  • Слайд 51

    Признаки обращения

    Оно называет того, к кому обращаются с речью; Произносится со звательной интонацией; Не является членом предложения; Не связано с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью; Выражается существительным в И.п..

  • Слайд 52

    Пунктуация при вводных словах и предложениях

    В 8 классе: понятие о вводных словах. Признаки вводности: вводные слова, выражающие разную степень уверенности; различные чувства; указывающие на источник высказывания, указывающие на порядок мыслей и связь между ними; указывающие на экспрессивный характер высказывания (по правде, честно говоря и др.); характеризующие отношение к способу выражения мысли (одним словом, по-нашему и др.); Указывающие на степень обычности излагаемых фактов (как водится, случается и др.); Обращённые к собеседнику с целью обратить внимание, вызвать реакцию на сообщение (согласитесь, заметьте себе и др.).

  • Слайд 53

    Вводные предложения

    К ним относят и вставочные конструкции, которые, как и вводные, синтаксически не связаны с предложением, в состав которого они входят, и интонационно обособлены, но в отличие от вводных не указывают на отношения говорящего к выражаемой мысли, а представляют собой самостоятельные высказывания, являющиеся добавочными сообщениями, пояснениями, попутными замечаниями, уточнениями. Для выделения вводных и вставных предложений используются запятые, тире и скобки. Пропуск знака для выделения вводных слов и вводных (вставных) конструкций – грубая ошибка. Ошибки, связанные с выбором знака, - негрубые.

  • Слайд 54

    Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения

    Обособленные члены предложения выделяются по смыслу и интонацией и выступают в роли добавочного (второстепенного) сказуемого. Их можно заменить сказуемым или простым предложением (обычно придаточным). Анализ правила: Интонационное выделение второстепенного члена и возможность его замены придаточным предложением не всегда свидетельствует о его обособлении. Например: С наступлением утра (пауза) отряд двинулся в путь. Обособленные члены предложения могут быть однородными или могут пояснять однородные члены предложения.

  • Слайд 55

    Обособление определений

    В 7 классе: первые сведения об обособлении определений (при изучении причастий). В 8 классе: правило обособления определений (выделяется запятыми распространённое согласованное определение, стоящее после определяемого слова). Условия пунктуационной нормы при выделении определений запятыми: состав определения – наличие при нём зависимых слов и место его по отношению к определяемому слову. Определение, имеющее обстоятельственное значение, независимо от позиции всегда обособляется.

  • Слайд 56

    Позиция определения

    Обычно обособляются определения, стоящие ПОСЛЕ определяемого слова, и не обособляются препозитивные определения. Постпозитивные определения могут не обособляться, если они относятся к определяемому слову с недостаточной лексической полнотой (не имеют полного согласования с определяемым словом, а также прилагательные и причастия, входящие в состав сказуемого). Если определение оторвано от определяемого слова, то оно (не зависимо от позиции) обособляется.

  • Слайд 57

    Состав определения

    Распространённые определения обособляются. Например: Листья, упавшие с деревьев, ковром устилали дорожки сада. Нераспространённые определения могут не обособляться. Например: Листья пожелтевшие по ветру летят.

  • Слайд 58

    Система правил

    2 группы правил: обособление согласованных определений; обособление несогласованных определений. В основу расположения правил и их группировки положено количество условий, необходимых для обособления: Обособление определений, относящихся к личным местоимениям (способ выражения определяемого слова). Обособление распространённых определений в постпозиции (состав определения + постпозиция). Обособление нераспространённых определений, стоящих после определяемого слова и входящих в ряд однородных членов (состав определения + постпозиция + однородность).

  • Слайд 59

    Схема алгоритма при обособлении согласованных определений

    Определите: Чем выражено определяемое слово: личным местоимением (определение обособляется); существительным: Место определения по отношению к определяемому слову: после определяемого слова: Каким определение является по составу: распространённым (определение обособляется); нераспространённым: Входит ли определение в ряд однородных членов: да (определение обособляется); нет (определение не обособляется). перед определяемым словом: Имеет ли определение обстоятельственное значение: да (определение обособляется); нет (определение не обособляется).

  • Слайд 60

    Обособление приложений

    Приложение – вид определения. Обособление приложения по-особому интонационно выделяется: оно произносится с поясняющей интонацией, немного пониженным тоном и в несколько убыстренном темпе. Обособление приложений зависит от: способа выражения определяемого слова (любое приложение обособляется, если оно относится к личному местоимению; в любой позиции обособляется распространённое приложение, поясняющее нарицательное существительное); позиции приложения (обособление распространённых и нераспространённых приложений, относящихся к собственным существительным); наличия при приложении зависимых слов ( у нераспространённых приложений); двойной функции приложения.

  • Слайд 61

    Употребление тире вместо запятой

    Чтобы усилить выделительную функцию знака, если приложению придаётся особый смысл, или предупредить смешение грамматических фактов, вместо запятой в той же функции употребляется тире

  • Слайд 62

    Алгоритм к правилам обособления приложений

    Определите: Есть ли при приложении зависимые слова: нет; да: Чем выражено определяемое слово личным местоимением (приложение обособляется); существительным: Собственным или нарицательным: нарицательным (приложение обособляется); собственным: Место приложения по отношению к определяемому слову: после определяемого слова (приложение обособляется); перед определяемым словом: Имеет ли приложение обстоятельственное значение: да (приложение обособляется); нет (приложение не обособляется).

  • Слайд 63

    Обособление обстоятельств

    В 7 классе: понятие о деепричастном обороте. В 8 классе: обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями (независимо от места их о отношению к глаголу-сказуемому) и существительными с предлогами (несмотря на, ввиду, в силу, вопреки, при условии и др.).

  • Слайд 64

    Предложения с уточняющими обособленными членами

    В эту группу входят: Уточняющие члены предложения(конкретизируют, поясняют значение других членов; могут стоять только после уточняемого члена, связь между ними осмысливается путём постановки слов а именно, то есть; уточняющие слова могут присоединяться к уточняемым словами или, то есть, даже, особенно). Пояснительные члены предложения(равны по объёму пояснительному слову и обычно выступают вторым наименованием, более конкретным понятием, чем пояснительный член) Уточняющие члены с оттенками добавления, усиления, ограничения(выделяются знаками члены предложения, выражающие добавочные замечания к сказанному и присоединяемые словами даже, особенно, например, в частности, в том числе, и притом и др.)

  • Слайд 65

    Обособленные дополнения с предлогами(школьный учебник к уточняющим членам относит и дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, вместо и др. Такие дополнения ограничивают или расширяют понятия, выражаемые существительными или местоимениями, указывая на исключаемые, включаемые или замещаемые предметы).

  • Слайд 66

    Пунктуация при прямой речи и цитатах

    Ознакомления учащихся со способами передачи чужой речи проводится практически. Сначала учитель уточняет понятие «чужая речь», затем сообщает, что существуют разные способы её передачи, и записывает предложения для анализа. При рассмотрении вопросов, связанных с пунктуацией прямой и косвенной речи, необходимо обратиться к графическим схемам правил.

  • Слайд 67

    Пунктуация в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними

    7 класс: обращается внимание на основания употребления каждого из знаков в отдельности. Размышления можно проводить в форме беседы: «Как выделяется прямая речь на письме? Какие знаки ставятся в конце прямой речи? В какой последовательности располагаются знаки препинания?» При изучении прямой и косвенной речи особое внимание следует обратить на значение глаголов-сказуемых, вводящих чужую речь. Эта работа начинается с 5 класса, а в 8 классе дети должны ознакомиться с разными значениями глаголов-сказуемых.

  • Слайд 68

    Пунктуация в предложениях с прямой речью, разрываемой словами автора

    С этими правилами учащиеся сталкиваются впервые в 8 классе. Особенность в том, чтобы найти в новых построениях уже известные учащимся обоснования употребления знаков препинания. Сохраняется принцип изложения материала по отдельным основаниям употребления знаков. Прямая речь выделяется кавычками: кавычки ставятся перед первой её частью и после второй. Отрезок прямой речи перед словами автора не закрывается кавычками, также кавычки не ставятся перед прямой речью, продолжающей слова автора. Слова автора с обеих сторон выделяются тире. Функция знака здесь выделительная, и знак парный.

  • Слайд 69

    Пунктуация в предложениях с прямой речью, стоящей внутри слов автора

    Прямая речь выделяется кавычками. Перед прямой речью для отделения её от слов автора ставится двоеточие, а после прямой речи для отделения её от следующих за ней слов автора ставится тире. Если по условиям текста нужна запятая, то после прямой речи ставится только запятая. Чтобы привести употребление знаков препинания к единообразию, следовало бы во всех случаях прямую речь от следующих за ней слов автора отделять тире. В тех же случаях, когда по условиям текста нужна запятая, рекомендовать комбинированный знак – запятую и тире.

  • Слайд 70

    Пунктуация при диалоге

    5 класс: первое знакомство с диалогом( определение диалога, правила постановки тире, если каждая реплика начинается с новой строки. 8 класс: ученики знакомятся с другим пунктуационным вариантом(реплики записываются в строку, каждая реплика берётся в кавычки, и одна от другой отделяется тире).

  • Слайд 71

    Пунктуация в предложениях с косвенной речью

    При изучении правил замены прямой речи косвенной необходимы наблюдения над интонацией и пунктуацией. Предложения с косвенным вопросом целесообразно сопоставить с вопросительным предложением, включающим косвенный вопрос. Например: Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную команду. – Говорили ли вы с тренером, кто войдёт в школьную команду? Предложения являются разными по цели высказывания.

  • Слайд 72

    Цитаты и знаки препинания при них

    При работе над этой темой, кроме указания сферы употребления цитат и их назначения, выделяются 2 вопроса: точность в передаче цитируемого текста и способы включения цитат в письменную речь. Точность цитирования подкрепляется библиографическими данными ( указывается автор текста, название работы, место и год издания, страница) Цитаты включаются в текст двумя способами: Как самостоятельные предложения; Как части предложения. Если цитируется стихотворение и при этом сохраняются строки и строфы подлинника, то кавычки не ставятся. Без кавычек пишутся эпиграфы, а ссылка на источник помещается ниже и пишется без скобок.

  • Слайд 73

    Пунктуация в ССП

    Основанием для употребления знаков в ССП является необходимость графически показать границы грамматически независимых простых предложений, входящих в его состав. Для этих целей используются разделяющие знаки: запятая и в редких случаях тире и точка с запятой. Необходимость в употреблении запятой отпадает, если связь частей ССП, соединённых неповторяющимися союзами и, да(и), или, либо, усиливается каким-либо способом, например наличием общего второстепенного члена или общего вводного слова. Успешное изучение пунктуации в ССП во многом зависит от степени усвоения учащимися правил постановки знаков препинания между однородными членами.

  • Слайд 74

    В школьных пособиях сообщается основное правило употребления знаков препинания в ССП: простые предложения, входящие в состав сложного, отделяются друг от друга запятой. К нему даётся ещё одно позитивное правило: вместо запятой ставится тире, если в предложении выражается быстрая смена событий или неожиданный результат. Кроме того, обычно сообщается негативное правило, по которому части, входящие в состав ССП, не разделяются запятой, если имеют общий второстепенный член или вводное слово и соединяются неповторяющимися соединительными или разделительными союзами.

  • Слайд 75

    Особенности упражнений

    Упражнения с использованием приёма сопоставлений разнообразны: сопоставительный анализ предложений, в том числе с использованием графических схем; упражнения, при выполнении которых перемежаются смешиваемые конструкции, пунктуация в которых регулируется конкурирующими правилами; упражнения, связанные с конструированием предложений.

  • Слайд 76

    Пунктуация в СПП

    Пунктуация в СПП регулируется двумя группами правил, имеющих разные основания. Придаточные предложения как зависимые предикативные единицы, которые могут стоять внутри других предикативных единиц, выделяются запятыми или разделяются запятой. Придаточные предложения, находящиеся в сочинительной связи, как функционально равноправные разделяются знаками препинания. Трудности пунктуации в СПП связаны с выработкой умения находить главное и придаточное предложения и определять их границы.

  • Слайд 77

    Обнаружение СПП затрудняется, если придаточное предложение присоединяется к главному малоизвестным союзом( Утром, ещё солнце не успело подняться, мы уже покинули гостеприимный распадок) или вопросительно-относительным местоимением в косвенном падеже с предлогом( Зимой мы не знали, по каким маршрутам отправятся туристы). Нередко учащиеся не обнаруживают придаточного предложения, если оно относится к деепричастию или причастию.

  • Слайд 78

    При изучении СПП целесообразно сопоставить употребление запятой между однородными членами, простыми предложениями, входящими в состав ССП и имеющими общий второстепенный член, и однородными придаточными предложениями. В школе обычно всё внимание сосредоточивается на пунктуации СПП, в которых союзом соединяются только 2 придаточных предложения, и значительно меньше даётся примеров, в которых союз и является замыкающим или по-особому группирует однородные придаточные предложения.

  • Слайд 79

    Особенности упражнений

    Уместны упражнения с использованием графических схем, а также упражнения, связанные с перестройкой предложений, и упражнения на замену одних конструкций другими. Особо следует выделить упражнения сопоставительного характера, главная цель которых – противопоставить предложения, при пунктуации которых проводятся ложные аналогии, допускаются ошибочные переносы правил. Обычны упражнения, связанные с заменой обособленных второстепенных членов придаточными предложениями и наоборот.

  • Слайд 80

    Пунктуация в БСП

    Трудности применения правил в БСП обусловлены несколькими причинами: Трудным является установление смысловых отношений; Затрудняет употребление знаков препинания отсутствие условий, чётко определяющих норму; Играет роль и отрицательное взаимодействие навыков

  • Слайд 81

    Особенности упражнений

    Выразительное чтение БСП с предшествующим ему или следующим за ним сопоставлением интонационной схемы предложения и знаков препинания в нём. Чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но имеющих разную пунктуацию, объяснение знаков препинания. Интонационно-смысловой анализ целого текста, сопровождаемый обоснованием употребления знаков препинания ( богатый материал для такого анализа можно найти в «Записках охотника» И. Тургенева: отрывок из «Бежина луга», начало рассказа «Бирюк», описание пения Якова из «Певцов», отрывки из «Леса и степи»).

  • Слайд 82

    Упражнения, дающие сопоставить разные пунктуационные нормы, например составление из данных простых предложений БСП с указанием возможных вариантов постановки знаков препинания и их объяснения ( В лесу мы находили подосиновики, маслята. Белые грибы не попадались. В лесу мы находили подосиновики, маслята – белые грибы не попадались.) Творческие диктанты с разными заданиями: Заменить союзные сложные предложения бессоюзными, опустив союзы; Дополнить продиктованные простые предложения, чтобы получилось БСП; Переставить части БСП.

  • Слайд 83

    Пунктуация в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи

    При изучении этой темы для учащихся будет новым то, что сложное предложение может состоять из частей, представляющих собой целое сложное предложение. При выделении частей сложного предложения с учётом разных уровней его членения принимается во внимание смысловая группировка простых предложений и их структурная слитность. Например, сложное предложение К вечеру солнце было чисто на западе, но с другой стороны погромыхивали тучи, сильно парило, и трудно было угадать, обойдётся или нет без грозы в эту ночьпо смыслу делится на 2 части: 1 – простое предложение, которому противопоставляются 2 простых, соединённых бессоюзно; 2 – СПП, присоединяемое к 1 части посредством союза и.

  • Слайд 84

    Темой «Сложное предложение» завершается изучение синтаксиса и пунктуации в средней школе. Усвоение сведений о сложном предложении и совершенствование навыков употребления знаков препинания в нём должно сопровождаться повторением и закреплением правил, изученных в предшествующих классах, систематизацией и обобщением материала по пунктуации, выяснением оснований употребления знаков препинания и их функции.

  • Слайд 85

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке