Презентация на тему "Основы стихосложения.Симметрия и асимметрия в лирике" 9 класс

Презентация: Основы стихосложения.Симметрия и асимметрия в лирике
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.07 Мб). Тема: "Основы стихосложения.Симметрия и асимметрия в лирике". Предмет: русский язык. 20 слайдов. Для учеников 9 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Основы стихосложения.Симметрия и асимметрия в лирике
    Слайд 1

    Основы стихосложения.Симметрия и асимметрия в лирике

  • Слайд 2

    Стиховедение – наука о законах строения стиха. Основные разделы этой науки: метрика(учение о внутренней мере стиха, о закономерностях его ритмической организации), фоника (учение о сочетании звуков), строфика (учение о сочетании строк)

  • Слайд 3

    Метрика Системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая); Размеры силлабо-тонической системы стихосложения

  • Слайд 4

    Фоника Рифма – созвучие концов стихов Виды рифм: По степени согласованности рифмующихся звуков: точные/неточные (свободный-подобный, слышен-дышит ) По количеству рифмующихся звуков: бедные/богатые (я – поля, где вы-девы) По расположению последнего ударного гласного: мужские/женские/дактилические

  • Слайд 5

    Строфика Строфа – группа стихов, объединённая каким-либо формальным признаком, завершенное смысловое и синтаксическое единство стихотворных строк, опирающееся на систему рифм

  • Слайд 6

    Виды строф Двустишие («Черная шаль» А.С. Пушкин) Терцины (трехстишие) («Божественная комедия») Четверостишие (катрен) Пятистишие Шестистишие Октава Сонет (14 строк) ______________________________________ Онегинская строфа Ахматовская строфа («Поэма без героя») ------------------------------------------------------------- Астрофические («Иллиада») Строфы непостоянной длины («Кому на Руси жить хорошо»)

  • Слайд 7

    Типы интонирования стиха: Декламативный Разговорный Напевный

  • Слайд 8

    * * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною.Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою,Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.

  • Слайд 9

    Автора окружает романтическая, поэтическая обстановка: темная южная ночь, видны лишь очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки, только подчеркивающего тишину; поэт один – наедине со своим чувством. Стихотворение исполнено чувством спокойной тихой нежности, душевного равновесия и гармонии.

  • Слайд 10

    Фоника

    В стихотворении преобладают слова со звонкими согласными (особенно «л», «м», «н»), автор избегает неблагозвучного скопления согласных, особенно глухих. Легкость и звучность – типичное свойство пушкинского лирического стиха.

  • Слайд 11

    Ритм и рифма

    Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырехстопнымиямбами, длинные и короткие стихи симметрично следуют друг за другом. Рифма перекрестная с обычным для Пушкина чередованием мужскихрифм в нечетных стихах с женскими в четных (аБаБ). У Пушкина - и вообще в русской поэзии - в перекрестных рифмах чаще встречается другой порядок – АбАб: обрывистое мужское окончание сильнее подчеркивает завершенность четверостишия; о здесь Пушкин предпочел более плавное завершение женской рифмой

  • Слайд 12

    Ритмический рисунок ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉа ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ˘Б ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉа ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ˘Б _________________________ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉа ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ˘Б ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉа ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ ˘ˉ˘Б

  • Слайд 13

    Структурно-смысловая симметрия в первом катрене

    Симметричен характер смыслового наполнения ритмико-интонационных периодов: первый стих в обеих парах начинает тему, второй завершает На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. 1. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою,

  • Слайд 14

    Структурно-смысловая симметрия в первом катрене (продолжение)

    Каждый стих представляет собой завершенную ритмико-интонационную структуру, так как содержит законченное предложение (или два предложения), то есть метрическое членение совпадает с синтаксическим. Однотипно и строение стихов: интонационная граница между полустишиями совпадает с цезурой. На холмах Грузии1 / лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною.Мне грустно и легко;/ печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Обстоятельственный детерминант выделяется интонационно (ускорением тема чтения).

  • Слайд 15

    Второй катрен на фоне первого

    Отсутствует пробел между катренами. В конце первого катрена стоит не точка, требующая интонации каденции (понижения голоса, обозначающего конец фразы), а запятая – интонация антикаденции (повышение голоса в конце синтагмы, обозначающее незавершенность фразы). Во втором катрене интонационно-синтаксическиое членение не соответствует ритмической организации: фраза не кончается вместе со стихом, а переносится на следующий

  • Слайд 16

    Второй катрен на фоне первого (продолжение)

    Вместо спокойной симметричной композиции первого четверостишия – композиция неуравновешенная1, стих беспокойный: метрическое и интонационно-синтаксическое членение речи то совпадает, то расходится, напевная стихотворная интонация уступает место неровной, изменчивой, выражающей прерывистый характер речи. Чувство задумчивой нежности (катрен 1) переходит в душевное волнение (катрен 2) Фраза не кончается вместе со стихом, а переносится на следующий: Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего В строке «И сердце вновь горит и любит — оттого» синтаксическая пауза стоит не посредине стиха, на цезуре, но смещена к концу стиха – это приводит к нарушению стихотворной структуры, ритмическому разлому стиха. Составной союз оттого что произносится обычно слитно, как одно фонетическое слово. В стихотворении союз интонационно разделен, его вторая часть приносится на следующую строку. Это направляет наше внимание на раскрытие причины «Отчего же?» - ждет ответа читатель. Контраст частей нередко лежит в основе композиции лирического стихотворения

  • Слайд 17

    Лирика – литературный род, в центе которого эмоции?

    - стихотворение в прозе (лирическая прозаическая миниатюра). «Как хороши, как свежи были розы...» И. С. Тургенева; - поэма в прозе: «Мертвые души» Н. В. Гоголя; - лирическая проза: «Легкое дыхание» И. А. Бунина; - роман в стихах: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

  • Слайд 18

    Заключительный стих концентрирует лирическую мысль и чувство, выражает основную идею. Слова о том, что сердце поэта не может не любить, эмоционально воздействуют на нас – они подводят итог всему сказанному, как бы содержат в себе всю энергию предыдущих стихов.

  • Слайд 19

    Это стихотворение о сильной, всепоглощающей любви, подчиняющей себе все чувства, о любви животворящей. Эта тема, видоизменяясь, проходит через ряд стихотворений поэта (наиболее яркое – «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)), когда нет любви – нет самой жизни; любовь придает ощущение полноты жизни.

  • Слайд 20

    Лирика – ритмически организованное повествование?

    вольный стих – стихотворная форма, отличающаяся разным количеством стоп в строках (разной длиной стихов): Медведь / Попался в сеть. / Над смертью издали шути как хочешь смело: / Но смерть вблизи – совсем другое дело (И. А. Крылов); - белый стих – стихи с отсутствующей рифмой: Уж не вырваться из клеточки / Певчей птичке конопляночке / Знать, и вам не видеть более \Прежней воли с прежней радостью (А. А. Дельвиг); - верлибр (свободный стих) – стих, лишенный рифмы и метра, но сохраняющий заданное членение на соотносимые и соразмерные строки: Она пришла с мороза / Раскрасневшаяся, / Наполнила комнату/Ароматом воздуха и духов, / Звонким голосом и совсем неуважительной к занятиям / Болтовней... (А. А. Блок); - ритмическая проза – лишенная других признаков стихотворной организации художественная речь, построенная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов: Во дни сомнений, / во дни тягостных раздумий / о судьбах моей родины / ты один мне поддержка и опора, / о великий, могучий, правдивый и свободный / русский язык! (И. С. Тургенев).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке