Презентация на тему "Особенности обследования детей с нарушениями развития старшего возраста"

Презентация: Особенности обследования детей с нарушениями развития старшего возраста
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Особенности обследования детей с нарушениями развития старшего возраста" по русскому языку. Состоит из 12 слайдов. Размер файла 0.37 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    12
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Особенности обследования детей с нарушениями развития старшего возраста
    Слайд 1

    Особенности обследования детей с нарушениями развития старшего дошкольного возраста

    Выполнила: Лапутина Наталья Алексеевна МБДОУ «Детский сад № 14» г. Ярцево

  • Слайд 2

    ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ (Методика Н. Ю. Боряковой) Цель исследования. Выявление качественного свое­образия продуктивной деятельности воображения у детей шестого года жизни: возможности ребенка к соотнесению знака и значения. Оснащение. Картинки-вывески с изображением кон­верта, буханки хлеба, ножниц, красного креста, сапога, тарелки и столовых приборов, книг, кукол, тигра в клетке, молочной бутылки, почтового ящика. Кукла Незнайка. Порядок работы. Исследование проводится индивиду­ально, испытуемому предлагается следующая инструкция: «Незнайка оказался в незнакомом городе, где люди гово­рили на непонятном языке. Ему пришлось по вывескам догадываться, где что находится. Помоги Незнайке». Дети по картинкам должны определить, какие заведения нахо­дятся под данными вывесками. Обработка результатов. В качестве основных учитыва­лись следующие психодиагностические критерии: • особенности мотивации; • готовность к сотрудничеству со взрослым; • понимание инструкции; • осознанное соотнесение символа с определенным значением; • способность к правильному словесному обозначе­нию; • точность вербализации; • степень самостоятельности; • стремление к достижению цели.

  • Слайд 3

    С учетом выделенных критериев, определяется уро­вень, к которому можно отнести результаты деятельности ребенка. I уровень предполагает способность к осознанию смысловой связи и адекватному словесному обозначе­нию. В данном случае ребенок проявляет интерес, его привлекает интеллектуальный поиск, он самостоятельно и правильно выполняет задание. II уровень характеризуется трудностями в выборе нужной лексической единицы, хотя ребенок понимает цель, поставленную перед ним, и устанавливает смысло­вую связь, но не может точно ее обозначить: употребляет неологизм («тетрадный магазин») или называет ситуацию («Там, где волосы стригут»). III уровень характеризуется ответами, которые ре­бенок дает, опираясь на свой жизненный опыт, однако предъявленный предмет ассоциируется у него с конкрет­ной ситуацией, а не с воображаемой; соотнести знак с определенным значением ребенок не может. IV уровень предполагает такие варианты ответов, когда ребенок ограничивается названием предъявленного предметного изображения. Цель задания им не осознается, предложенная деятельность оказывается недоступной.

  • Слайд 4

    Your Text Here Your Text Here Цель исследования. Выявление особенностей общения со взрослым у шестилетних детей. Оснащение. Для первого этапа обследования - игруш­ка Петрушка; набор строительного материал (кубики) и матрешка; детская книга о животных; детская книга о сверстниках. Для второго этапа обследования— ширмочка игру­шечный телевизор с пультом с 4 кнопками (около каж­дой кнопки наклеена картинка, напоминающая  одну из четырех ситуаций взаимодействия со взрослим).  Диагностическое обследование ре­бенка проводится в два этапа. На первом этапе взрослый знакомит ребенка с раз­личными экспериментальными ситуациями. На втором этапе взрослый предлагает ребенку игру в «Телевизор». Взрослый показывает ребенку ширмочку и говорит, что за ней находится экран телевизора. Ребенок может открыть занавес. Взрослый напоминает, что если нажать на первую кнопку— появится Петрушка и будет «танцевать», на вторую — он вместе со взрослым сможет строить дом для матрешки, на третью — смотреть книгу и разговаривать о животных, на четвертую — беседовать о хороших и плохих поступках детей, о поступках само­го ребенка. Предпочтение ребенка тому или иному виду общения определяется настойчивостью в удовлетворении различных видов контактов со взрослым в названных ситуациях, что предусмотрено методикой: из-за «неисправ­ности» телевизора окошечко все время закрывается. Обработка результатов, О преобладании определен­ной формы общения у детей в предложенных вариантах диагностической методики можно судить по устойчивости выбора определенной ситуации общения, по характеру эмоционального состояния ребенка, желательной для него длительности общения. Анализ речевых высказываний позволяет судить об инициативности ребенка в общении, о поводах обращения к взрослому, о характере его контак­тов. Выделенные в исследованиях школы М. И. Лисиной уровни общения детей со взрослыми являются в данной методике критериями сформированности общения. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ (Методика А. Г. Рузской в модификации Е. Е. Дмитриевой)

  • Слайд 5

    Цель исследования. Изучение особенностей эмоцио­нального отношения (эмпатии) у испытуемых 5—6 лет к сверстникам в условиях морального выбора. Оснащение. Набор геометрических фигур (круги, квад­раты, треугольники, прямоугольники, овалы) по 5—7 штук каждого вида; пенал для фигур; три разрезных картинки из десяти частей каждая. Порядок работы. Исследование проводится в два этапа. На первом этапе детей ставят перед необходимостью прогнозирования своего поведения в ситуации, которая позднее станет реально организованной. В этих целях ре­бенку индивидуально зачитывается рассказ и предлагается ответить на вопросы. Приведем текст рассказа. На втором этапе исследования выясняется, сможет ли ребенок увидеть затруднения своего товарища и окажет ли ему реальную помощь в ситуации морального выбора. Характер предлагаемой ребенку практической деятельности соответствовал предложенной для оценки ситуации на первом этапе исследования. Обработка результатов. На первом этапе исследования выявляется, в какой мере у испытуемых сформированы «знаемые» мотивы поведения. Как правило, и нормально развивающиеся дети, и дети с задержкой психического развития (ЗПР) прогнозируют оказание помощи своему товарищу. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ (Методика Л. Д. Кошелевой в модификации Е. Н. Васильевой)

  • Слайд 6

    Цель исследования. Изучение восприятия и простых целенаправленных действий у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Оснащение. Материал методики включает пять досок из пластика или плотного картона размером 40 * 50 см с врезанными в них фигурами. Порядок работы. Испытуемому предлагается вниматель­но рассмотреть доску (в течение 10 сек.), после чего доска переворачивается, выпавшие из своих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время хронометрируется. Проце­дура последовательно повторяется с каждой из оставшихся досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. Обработка результатов. Дети с олтофренией в степени дебильности понимают словесную инструкцию, выполняют доску № 1. Им доступно сличение форм вкладышей с ячейками. Некоторым детям с этим диагнозом необходимо объяснение и стимуляция, после чего они выполняют задание самостоятельно. Они испытывают затруднения при выполне­нии досок № 2 и № 3. Часто меняют характер деятельности, действуют методом проб и ошибок. Необходимо оказывать обучающую помощь. Выполнение заданий по доскам № 4 и № 5 оказывается недоступно. Дети с эпилептической деменцией бессмысленно, но очень настойчиво вставляют фигурки в неподходящие отверстия — это связано с вязкостью мышления. Не хотят принимать помощь. С трудом переключаются на другое задание. Дети с шизофренической деменцией вяло перебирают фигурки, кладут их сверху на доску, а не в отверстия, считая, что выполнили задание правильно. Иногда могут отказываться от выполнения простого задания, а более сложное— выполнить. Дети с задержкой психического развития уверенно справляются с заданием № I. Помощь при выполнении второго и третьего варианта методики носит стимулиру­ющий и организующий характер («Подумай!», «У тебя по­лучится»). Четвертое и пятое задание выполняется с более существенной помощью взрослого (образец, демонстрация способа действия). ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Методика «Доски форм» Э. Сегена)

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Цель исследования. Изучение особенностей прогно­стической деятельности детей 6—10 лет, дифференциальная диагностика разных степеней интеллектуальной недоста­точности (задержка психического развития, олигофрения), отграничение данных состояний от нормы. Оснащение. Методический материал представляет собой три набора карточек размером 4*4 см с написан­ными на одной стороне печатными буквами «А» или «Б» (размер букв 2*2,5 см). С лицевой и оборотной стороны карточек мелкими цифрами отмечен порядковый номер карточки (нумерация карточек в каждом наборе начи­нается с единицы). Возможно, особенно при повторных обследованиях одних и тех же испытуемых, использование других символов (цифры 1 и 2, геометрические фигуры, например, черный и белый круги размером с двухкопе­ечную монету или красный и синий квадраты размером стороны в 1 см и т. п.). Инструкция испытуемому перед предъявлением пер­вого набора: «Вот здесь у меня только такие карточки... (экспериментатор показывает две карточки, не входящие в набор с буквами «А» и «Б»), других у меня нет. Твоя задача угадать, в каком порядке следуют здесь буквы (экспериментатор показывает пальцем на первую карто­чку первого набора, держа ее так, чтобы испытуемый не мог видеть буквы). Все ошибки я буду записывать. Итак, начали! Какая сейчас будет буква?» Обработка результатов. При анализе учитываются сле­дующие количественные и качественные показатели: 1) количество ошибок предсказаний (показатель 1); 2) количество ошибок «отвлечений», то есть ошибок, возникающих после трех правильно предсказанных циклов последовательностей (показатель 2); 3) точность воспроизведения правильно предсказан­ных порядков чередования трех номеров (показатель 3); 4) стратегия прогнозирования (показатель 4). ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (Методика Л. И. Переслени, В. Л. Подобед)

  • Слайд 9

    Цель исследования. Изучение сформированностиса­морегуляции как общей способности к учению у старших дошкольников. Оснащение. Стандартный набор мелкого строитель­ного материала. Процедура проведения диагностического обследования на обоих этапах включает в себя следующие общие моменты: 1. Оборудование рабочего места испытуемого необходи­мым набором деталей строительного материала. 2. Предъявление задания в форме вербальной инс­трукции и графического образца, либо только в форме вербальной инструкции, требующей от ре­бенка предварительного планирования предстоящей деятельности. В случае затруднения в планировании экспериментатор предлагает ребенку действовать так, как он может. 3. Фиксирование в процессе эксперимента проявлений эмоционального отношения ребенка к заданию, осо­бенностей принятия инструкции и предварительного планирования, характера контрольных действий, сте­пени соответствия результата деятельности образцу, оценки ребенком результата собственной работы. В случае необходимости уточнения или дополни­тельного обоснования ребенком своей оценки, ему предлагается ответить на следующие вопросы: «Нра­вится тебе твоя работа? Почему она тебе нравится (не нравится)? У тебя получилось точно так же, как на рисунке? Почему ты так думаешь?» Обработка результатов. Сформированностьсаморегу­ляции у ребенка при выполнении заданий оценивалась по следующим основным критериям: 1)особенности принятия задания— принимает полно­стью; принимает общую цель деятельности; не при­нимает ни цели, ни способов деятельности; 2) качество самоконтроля в процессе предварительного планирования деятельности— заранее намечает про­грамму предстоящей деятельности, соотносит ее с предложенным образцом; способен к частичному планированию; вообще не планирует деятельности; 3) эффективность действий самоконтроля в процессе выполнения задания— самостоятельно замечает и исправляет допущенные по ходу работы ошибки; некоторые ошибки и неточности ребенок не замечает и не исправляет; ошибок не замечает. 4) эффективность действий самоконтроля при оценке результата деятельности— дает мотивированную оценку, сопоставляет результат с заданным образцом по всем параметрам; дает поверхностную оценку, отмечая лишь некоторые несоответствия с образцом, опускает при этом существенные детали; вообще не оценивает. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБШЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ У ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ (Методика В. В. Кисоеой)

  • Слайд 10

    Цель исследования. Изучение уровня переключаемости, концентрации внимания и темпа выполнения психо­диагностического задания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Оснащение. Два аналогичных корректурных бланка со случайным набором колец с разрывами, направленными в разные стороны (см. рис. 6). Порядок работы. Исследование проводится в два этапа, каждый из которых длится по пять минут (с пя­тиминутными перерывами между этапами). Для каждого этапа диагностики испытуемому предлагается один кор­ректурный бланк. Первый этап исследования направлен на изучение уровня концентрации и продуктивности внимания, темпа выполнения задания. Ребенку предъявляется бланк «Кор­ректурной пробы» и предлагается следующая инструкция:  «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». Внима­тельно просматривай кольца по рядам, находи среди них такие, которые имеют разрыв с левой стороны, и зачеркивай их. Помни, что зачеркивать нужно только такие кольца и никакие другие. Искать и зачеркивать названные кольца нужно будет до тех пор, пока ты не услышишь слово «стоп», В это время тебе нужно остановиться и показать мне то кольцо, которое ты увидел последним. После этого я отмечу в таблице место, где ты остановился, и скажу слово «начинай». В течение пяти минут, пять раз подряд (через каждую минуту) ребенку говорят слова «стоп» и «начинай». После того как пять минут истекут, экспериментатор произносит слово «конец». На этом выполнение задания заканчивается. Второй этап исследования направлен на изучение уровня переключаемости внимания. Ребенку предъявляется второй бланк «Корректурной пробы» и дается инструкция: «На этом листе ты будешь зачеркивать кольца по друго­му правилу— в  первой строчке зачеркиваются кольца с разрывом наверху, во второй строчке зачеркиваются коль­ца с разрывом с правой стороны; в следующей строчке опять зачеркиваются кольца с разрывом наверху, а затем опять кольца с разрывом с правой стороны и так далее по этому же правилу». Экспериментатор просит ребенка повторить правила и старается добиться, чтобы он их полностью усвоил. После того как пройдет установленное время экспериментатор говорит слово «конец», означающее завершение задания. Обработка результатов. Результаты выполнения «Кор­ректурной пробы» обычно выражаются количественно. Так, уровень концентрации внимания (К) может быть выражен с помощью индекса точности:   К= S2/n ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ (Методика «Корректурная проба», модификация Ландолъта)

  • Слайд 11

    Цель исследования. Изучение межличностных отно­шений ребенка дошкольного, младшего школьного и под­росткового возраста, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Оснащение. Стандартные картинки с изображением детей, детей и взрослых, а также тестовые задания, на­правленные на выявление особенностей поведения в раз­нообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих отношения с другими людьми. Порядок работы. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Завершается обследование опросом, в процессе кото­рого уточняются интересующие психолога данные. Обработка результатов. Диагностический материал подобран таким образом, чтобы психолог мог получить информацию о системе личностных отношений ребенка по следующим показателям: 1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми (мать; отец; оба роди­теля; братья и сестры; бабушка и дедушка; друг, воспитатель или другой авторитетный для ребенка взрослый). 2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка (любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению с другими детьми в больших группах; отгороженность от других, стремление к уединению; социальная адекватность поведения). Отношение к определенному лицу выражается коли­чеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответству­ющего отношения. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (Методика «Фильм-тест» Рене Жиля)

  • Слайд 12

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке