Презентация на тему "Особенности русского ударения" 5 класс

Презентация: Особенности русского ударения
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Особенности русского ударения"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 31 слайда. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 5 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Особенности русского ударения
    Слайд 1

    Особенности русского ударения

    Урок 16.

  • Слайд 2

    Свободное, разноместное. Подвижность: Понять – понял – поняла Сестра – сёстры Стена – нет стены 3. Изменчивость

  • Слайд 3

    Сравни:

    Гремит музыка полковая. (А.С.Пушкин). Вертит очами так и сяк. (И.А.Крылов). Ворон не жарят, не варят. (И.А.Крылов).

  • Слайд 4

    Правы ли классики?

    И долго с бурыми волнами Боролся опытный гребец. (А.Пушкин) Воротись, дурачина, ты к рыбке: Поклонись ей, выпроси уж избу. (А.Пушкин) Заводские начальники По всей Сибири славятся… (Н.Некрасов)

  • Слайд 5

    Зубастой Щуке в мысль пришло За кошачье приняться ремесло. (И.Крылов) Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. (А.Пушкин)

  • Слайд 6

    Мы, старики, уж нынче не танцуем, Музыки гром не призывает нас. (А.Пушкин) Известно, что слоны в диковинку у нас- Так за слоном толпы зевак ходили. (И.Крылов)

  • Слайд 7

    Ищем произносительные архаизмы

    Кладбище – кладбище Ножны – ножны Удалой – удалый Безудержный – безудержный Случай – случай Паспорт – паспорт Библиотека – библиотека Жаворонок - жаворонок

  • Слайд 8

    Проверь себя

    Досыта Договор Залитый Иначе Камбала Августовский Досыта Договор Залитый, залитой Иначе Камбала Августовский

  • Слайд 9

    Закончи текст

    Однажды известному театральному режиссёру, основатель ленинградского ТЮЗа А.А.Брянцеву позвонили из школы: Вам звонит преподавательница… Не верб! – прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снова звонок и снова: Вам звонит преподавательница… Не верю! – И трубка опять повешена. В третий раз звонок: Товарищ Брянцев! Вам звонит преподавательница… Почему вы не верите? Потому что… Почему известный режиссёр не поверил, что с ним говорит учительница?

  • Слайд 10

    Эту историю рассказал известный русский учёный-лингвист Р.А.Будагов: «Как-то я слушал по радио передачу для детей «В мире животных». Научный сотрудник Московского зоопарка интересно и увлекательно рассказывал о том, как у медведицы в неволе родились медвежата, и какие они забавные. И вдруг прозвучало: «Новорожденные чувствуют себя хорошо». Я выключил радио. И всё из-за того, что…». Почему же выключил радио известный учёный?

  • Слайд 11

    А вот какой случай Р.А.Будагов привёл из собственной практики: «Читая лекцию о культуре языка в подготовленной аудитории, я неожиданно для самого себя поставил неправильное ударение в слове «принявший» и сейчас же заметил насмешливые огоньки в глазах моих слушателей – «ишь, поучает, а сам…». Я почувствовал, что потеряю внимание и доверие аудитории, если не исправлю ошибку. Пришлось извиниться и повторить предложение с правильным ударением «принявший». С каким ударение произнёс слово «принявший» известный учёный во второй раз, то есть правильно?

  • Слайд 12

    Между прочим

    Говорил он, между прочим, «Красивее», «Мы так хочем», «Досуг, шофер, процент, заем, Квартал, портфель, билютень», «Поверх плана выполняем», «Агент звонит целый день». В.Масс, М.Червинский

  • Слайд 13

    Шутка

    Мой дядя выяснял лет сорок И всё же выяснить не мог, Как говорить вернее: творог, А может, правильней – творог?! И как-то он в молочной лавке Его увидел на прилавке, - Лицо, как роза, расцвело, Решил купить он полкило.

  • Слайд 14

    Шутка

    Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя: «Ведь, вероятно, он не дорог, Пойдёт в ватрушку и в пирог… А как спросить: «Почём творог? А может, правильнее – творог?» Задачу эту смог решит Мой дядя, лишь дойдя до кассы,

  • Слайд 15

    Сказав: «Прошу вас получить За полкило творожной массы». Кассирша мало разбиралась В местоименьях, падеже И так сказала: «Не осталось! Она распродата уже!» В.Громов

  • Слайд 16

    Песенка об орфоэпии

    Не зная орфоэпии Во всём великолепии, Не ощутишь её волшебных чар. Жизнь кажется кошмаром, Когда одним ударом Не то, что нужно, ставят под удар.

  • Слайд 17

    Возил не шофер, а шофёр Не фарфор, а фарфор. Был оглашён не приговор – Судебный приговор. Ушёл шофёр на многие Не лета, а лета. И дверь за ним не заперта Была, а заперта.

  • Слайд 18

    Ошибка в ударении Граничит с преступлением, Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить под удар. Ф.Кривин

  • Слайд 19

    Догадайся по рифме

    В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала… (А.Пушкин) Вот у Коли, например, Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры. (А.Барто)

  • Слайд 20

    Стоит девочкам начать, Дай им только волю, - Будут целый день качать И баюкать Лёлю. (А.Барто) И как отрадно было видеть нам, Когда наш лён– на всём своём массиве,- Приподнятый, выравнивался сам И день за днём всё делался красивей. (М.Исаковский)

  • Слайд 21

    Зарецкий наш и честный малый Вступили в важный договор, Враги стоят, потупя взор. (А.Пушкин) Погиб! К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! (М.Лермонтов)

  • Слайд 22

    Догадайся по размеру и ритму

    О да – иначе не могли Ни те бойцы, ни те шоферы, Когда грузовики вели По озеру в голодный город. (О.Берггольц)

  • Слайд 23

    По телефону день-деньской Нельзя нам дозвониться! Живёт народ у нас такой – Ответственные лица: Живут у нас три школьника Да первоклассник Коленька.

  • Слайд 24

    Придут домой ученики, И начинаются звонки – Звонки без передышки. А кто звонит? Ученики, Такие же мальчишки.

  • Слайд 25

    … Звонят, звонят ученики… Зачем писать им в дневники, Какой урок им задан? Ведь телефон-то рядом! Звони друг другу на дом!

  • Слайд 26

    Звонят, звонят ученики… У них пустые дневники, У нас звонки, звонки, звонки. А первоклассник Колечка Звонит Смирновой Галочке Сказать, что пишет палочки И не устал нисколечко. (А.Барто)

  • Слайд 27

    Выучи наизусть

    Выполняя договоры, Инженеры и шофёры, Столяры и маляры – Потрудились все на славу, Чтоб за месяц до зимы Возвести домов кварталы.

  • Слайд 28

    Отгадай загадки

    Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный ……….. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё ………

  • Слайд 29

    Мнемонические пары

    Договор – приговор – разговор Каталог – диалог – некролог Шофёр – монтёр Облегчить – полечить Звонит – говорит Столяр – маляр Документ – инструмент – медикамент Портфель – щавель Средства для детства

  • Слайд 30

    Придумай рифму к словам

    Алфавит Баловать Ворота Заржаветь Звонят Каталог Квартал Красивее Начать Партер Петля Танцовщица Торты Банты

  • Слайд 31

    Кто быстрее?

    Километр, красивее, квартал, каталог, баловать, банты, ворота, договор, заржаветь, звонит, магазин, молодёжь, медикаменты, начать, обеспечение, партер, портфель, распоясался, случай, столяр, танцовщица, украинский, шофёр, щавель.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке