Содержание
-
Ознакомление с семантикой предлогов и их синтаксической ролью
Выполнила: Батюшева О.А.
-
Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Абсолютно точно также как и окончания самостоятельных слов, предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
-
Употребление предлогов в письменной речи.
1) Предлог употреблен с сущ., имеющими конкретное значение (у дома, в парте, за рекой) и отвлеченное (с радостью, без страха, в восторге). 2) Предлог входит в предложение с бесприставочным глаголом (Соловей жил в клетке.); в предложении имеются глаголы с приставками (Мальчик пробежал по дороге.)
-
3) Графическое начертание предлога не расходится с произношением (в лесу, из дерева, с Валей). 4) Согласные звуки предлога оглушаются или озвончаются (в траве, к другу, с дуба). 5) Существительное, стоящее после предлога, начинается с гласной буквы (над окном, с улицы, от Оли, к огороду). 6) Согласный звук предлога и согласный, с которого начинается существительное, одинаковы (с Соней, в воде, к костру).
-
Некоторые учащиеся 4 класса СКОУ VIII вида допускают такие ошибки:
слитное написание предлога со следующим за ним словом («кморю», «срадостью») графически неправильное написание предлога («ис кувшина», «бес пальто») пропуск предлога («прыгнул воду», «подошел костру»)
-
Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении данного задания:
когда «предлог, оканчивающийся на согласный, вполне сливается со следующим за ним словом, начинающимся с гласного» когда «звуки предлогов з, б, в и др. слышатся как с, п, ф и др.» когда «одним и тем же звуком оканчивается предлог и начинается следующее слово» недостаточной конкретностью лексического значения существительного, которым управляет предлог
-
Причины этих трудностей:
Несформированность вербального анализа Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Не усвоение семантики предлогов Фрагментарность усвоения правил Неумение применять теоретические знания на практике.
-
Диагностика выявления трудностей:
Добавление предлогов в предложение. Инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено». Лена наливает чай … чашки. Почки распустились … деревьях. Птенец выпал … гнезда. Щенок спрятался … крыльцом. Пес сидит … конуры.
-
Проверка усвоения предложно-падежных форм существительных. Инструкция: «Дай правильный ответ». «Где лежит игрушка? Куда я поставила коробку? и т. д.)
-
Приёмы работы над правописанием предлогов
подсчет количества слов в предложении с акцентированием внимания учащихся на предлоге выяснение начальной формы слова, употребленного в предложении с предлогом вставка слова между предлогом и существительным и некоторые другие
-
Коррекционно-педагогическая работа.
Отработка предметного значения предлога с опорой на образец.
-
на около под в
-
Коррекционно-педагогическая работа.
Анализ словесного состава фразы (используем предложения с предлогами). Сравнить предлоги по значению. Самолёт летит над землёй. Дети сидят под деревом.
-
Вставьте в предложения пропущенные слова. Запишите только эти слова. Образец: Поздравляю с Днем рождения! Поступаю… работу. Я ухаживаю … мамой. Ждем … вас письмо. Буду там … субботы.
-
Спиши, вставляя противоположные по значению предлоги. Образец: писать без ошибок – писать с ошибками. Лететь под мостом – пролететь … мостом. Войти в дом – выйти … дома. Доехать до города – отъехать … станции.
-
Графический диктант. Образец: Птица жила у нас в комнате в клетке. _ _ ۷ _ ۷_ ۷ _. Ласточки с юга вернулись на север. В углу за шкафом жил щенок. Пчелы летают с яблони на яблоню. В селе за рекою потух огонек.
-
Коррекционно-педагогическая работа
Подобрать все возможные предлоги. Предложения записать, выделить окончания. Образец: Папа спешит … (работа). – Папа спешит на работу. Машина остановилась …(школа). Карандаш лежит …(стол).
-
Исправь ошибки и запиши предложения. Образец: Дед в печи, дрова на печи. (Дед на печи, дрова в печи.) На столе сапожки, под столом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.
-
Из данных слов составьте предложения. Назовите предлоги. Листья, облетели, деревьев, с. В, замерзла, речке, вода. Дети, букеты, из, делают, листьев. Синичка, людям, к, прилетела. Дрожат, зверюшки, холода, от.
-
Конспект урока.
Тема урока:«Правописание предлогов». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители А.К. Аксенова, М.Г. Галунчикова. Урок с использованием здоровьесберегающей технологии обучения. Тип урока: закрепление знаний.
-
Задачи урока
Образовательные: формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;выделять предлоги в потоке речи на слух;формировать навыки предложного управления;закреплять навыки о многозначных словах;формировать знания о семантическом (смысловом) значении предлогов (с, из).
-
Коррекционно-развивающие
Коррекционно-развивающие: развивать устную и письменную речь, фонетический слух, орфографическую зоркость умение выполнять вербальные (словесные) инструкции; коррекция зрительной памяти и внимания (использование плакатов)
-
Здоровьесберегающие
закреплять навык правильной посадки при письме; развивать мелкую моторику кисти; проводить зрительную гимнастику; закреплять навыки правильного питания; формировать правильное отношение к своему здоровью.
-
Воспитательные
воспитывать коммуникативную культуру учащихся; воспитывать аккуратность, усидчивость; формировать интерес к изучению русского языка.
-
Оборудование
карточки-опоры для синквейна; изображения сказочных героев; карточки (колобок) – рефлексия (оценка собственной деятельности; разрезные карточки словарных слов.
-
Ожидаемый результат
расширение знаний о предлоге; отработка умения написания предлогов со словами; оценка собственной деятельности.
-
I Орг. момент
Вот уже звенит звонок, Начинается урок, Ровно, правильно сиди, Всё ль готово погляди, Ножки правильно поставь, Разговоры все оставь.
-
II Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик маленький – Мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит – Никогда его не бросит. Средний палец самый длинный – Он всегда посередине. Этот указательный – Пальчик замечательный. Большой палец хоть не длинный – Среди пальцев самый сильный. Пальчики не ссорятся – Вместе дело спорится
-
III Число.Чистописание
- Запишите число, классная работа. 17 Семнадцатое марта. Классная работа. - Как проверить первую безударную гласную в слове «семнадцатое»? (Семнадцать – семь.) Подчеркните все опасные места. – Прочитайте буквы. а у п ё зъ – Вы узнаете какую букву будем писать, если найдёте букву, которая даёт согласный, парный, глухой звук. Он сегодня нам встретиться много раз. Правильно это буква «п».Пропишите данные образцы в тетради зеленой ручкой. Ппппрпшпл
-
IV Зрительная гимнастика.
Буква «П» пришла к нам в класс, Посмотрите, как сейчас, Это буква очень ловко Вверх и вниз без остановки Будет двигаться легко, Поднимаясь высоко. Глазками за ней следите, Ничего не говорите. (учитель выполняет движение указкой, на которой закреплена буква «П»)
-
V Словарная работа.
– Посмотрите на карточки и составьте словарные слова Получились слова: пшеница, берег, спасибо, пример, аптека. – Запишите слово в словарь и составьте словарные слова. – Какие карточки остались? (до, над) – Могут они обозначать слог в слове? (Пример: до-ро-га, ли-мо-над) – Словом могут быть? – Как называются такие слова? (Предлоги)
-
VI Сообщение темы.
- Послушайте загадку: В речи очень нужен я. Все слова мои друзья. Иногда похож на букву, Иногда похож на слог. Вы меня узнали? Конечно, я предлог.
-
- Тема сегодняшнего нашего урока «Предлоги». Расскажите, что вы знаете о предлогах.На доску вывешиваются плакаты (Плакаты вывешиваются по очереди)
Предлоги - Что такое предлоги? Предлоги – это слова. - Как пишутся предлоги со словами? Предлоги пишутся отдельно. Предлоги служат для связи слов.
-
На доске картинки
-
- К нам сегодня пришли сказочные герои. Назовите слово, которое соответствует картинке, запишите его и найдите в нем предлог. (Ответ: за, в, о, к, с, ко, об (обо). - Из какой сказки? - Кто в ней главный герой? - Посмотрите на запись, прочитайте и скажите, могут ли предлоги употребляться самостоятельно?
-
Вывешивается плакат:
Предлоги самостоятельно не употребляются.
-
VIII Работа с текстом.
- Давайте ещё раз убедимся, что предлоги необходимы для связи слов в предложении. 1. Прочитайте отрывок из сказки, изменив слово в скобках: Исп. класт.руха для (дед) колобок Положила студить его у (.кошко). - Ребята, скажите, зачем старуха положила студить колобок? Можно ли употреблять очень горячую пищу? - Да, пища должна быть теплой. - Запишите, раскройте скобки. С какой буквы пишется, что ставим в конце предложения.
-
IX Физ.минутка (динамическая пауза)
Как же долго мы сидели, Наши руки занемели, Наши ноги затекли, Ими топнем: раз, два, три. Руки в стороны, дружок, Раз, два, три, потом – прыжок. А теперь присядь быстрее, Не держись за батарею. Со здоровьем все в порядке, Если делаешь зарядку.
-
X Распознавание предлогов на слух.
Глазки закрывайте, Ушки напрягайте, Заданье шепотом Вам дам, Старайся сделать его сам. – Достаньте из конвертов карточки, положите только те предлоги, которые услышите. Перепрыгнул колобок через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на тропинку. Запишите только то, что продиктую. (Ответ: через порог, в сени, с крыльца, на тропинку.)
-
- Как можно доказать, что перед нами предлог?(Ответ: между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.)Вывешивается плакат:
Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово. С (с чего?) крыльца. С высокого крыльца. - В переводе с греческого языка слово «предлог» - это то что стоит перед словом.
-
XI Синквейн. Обобщение.
- Ребята, если ваш одноклассник заболел, как можно ему помочь? (Примеры ответов: позвонить, навестить, рассказать, что было в школе.) - Давайте представим, что мы пришли к заболевшему однокласснику, и он попросил рассказать об уроке. - Перед Вами три варианта ответов. Наш урок: – о сказках. С кем Вы согласны? – о предлогах. Расскажите ему о предлогах. – о колобке. Дети выбирают правильный ответ и рассказывают ещё раз всё о предлогах.
-
XII Релаксация.
Наклоните вниз головку, Вправо поверните ловко, Влево медленно верните И на парту опустите. Нам минутки тишины Очень иногда нужны.
-
XIII Домашнее задание.
Детям раздаются карточки с текстом: - Дома спишите, раскройте скобки, вставьте буквы. Устно придумайте свой конец. А что придумал Илья, узнаете завтра.
-
XIV Рефлексия. Оценка собственной деятельности.
- У каждого из Вас два колобка (грустный и веселый), если Вам было интересно и всё понятно, прикрепите на доску к своей фотографии веселого, радостного колобка. - А если было непонятно, прикрепите к своей фотографии грустного колобка.
-
XV Оценка деятельности.
- Ребята, вы сегодня все молодцы! Мне очень приятно, что ни одного грустного колобка не появилось.
-
Методические рекомендации родителям:
выполнять упражнения с реальными предметами, т. к. в данном случае присоединяется возможность самостоятельного манипулирования детьми соответствующими объектами по перемещению их в пространстве.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.