Содержание
-
МОО БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Единые требования к формулированию заключений учителя-логопеда в системе взаимосвязи ППк- ПМПК Учитель- логопед СТОРОЖЕВА Е.И.
-
Задачи логопедического обследования
1) выявление объёма речевых навыков; 2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития; 3) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя; 4) определение соотношения импрессивной ( процесс восприятия речи на слух) и экспрессивной ( речевое высказывание) речи; 5) определение причин затруднения развития речи в процессе диагностики.
-
КЛИННИКО_ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Нарушение устной речи Нарушение письменной речи ДИСГРАФИЯДИСЛЕКСИЯ РАССТРОЙСТВО ФОНАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ:ДИСФОНИЯБРАДИЛАЛИЯТАХИЛАЛИЯЗАИКАНИЕДИСЛАЛИЯ АЛАЛИЯАФАЗИЯДИЗАРТРИЯРИНОЛАЛИЯ ФН, ФФН, ОНР
-
Классификации видов речевой деятельностипо форме речевой деятельности
Устная: • говорение – порождение речи, • аудирование – восприятие устного сообщения. Письменная: • письмо - создание письменного текста, • чтение - восприятие письменного текста.
-
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ дошкольника
ФИО дата рождения Домашний адрес РЕЧЕВОЕ ОКРУЖЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ: Общее звучание речи, коммуникация; ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ; ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ; РЕЧЕВОЙ АНАЛИЗ; ТЕМП, РИТМ, ДЫХАНИЕ, ГОЛОС; СТРОЕНИЕ И МОТОРИКА АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА; СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА; СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС; ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ; СВЯЗНАЯ РЕЧЬ; ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Особенности речи, связанные с заиканием.
-
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ младшего школьника
+ КЛАСС ПРОГРАММА ХАРАКТЕРИСТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ЧТЕНИЕ: Тип чтения; Скорость чтения; Выразительность; Специфические ошибки; Возможность работы с текстом; Понимание прочитанного ПИСЬМО ОСОБЕННОСТИ ГРАФИКИ; ДИСГРАФИЧЕСКИЕ ошибки ОРФОГРАФИЧЕСКТЕ И ПУНКТАЦИОННЫЕ ошибки.
-
ДИСЛЕКСИЯ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)Общие сложности детей с ОВЗ
бедный словарный запас (мало наречий, прилагательных, нет деепричастий, причастий, не используются слова, имеющие собирательное или абстрактное значение, синонимы и антонимы); ‒ затруднения в формировании грамматического строя речи; ‒ недостаточная речевая практика; ‒ сложности в применении изученного, переносе на другие не учебные темы; ‒ существенные сложности с дифференциацией чувств, эмоций, состояний и их передачей с помощью устной и письменной речи; ‒ сложности в понимании и использовании в своей речи переносного смысла.
-
ТНР
Общая характеристика: нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, дислексия – трудность овладения чтением; заикание) Восприятие – нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического. Мышление – трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Речь – отсутствие речи или невнятность, неправильность произношения звуков, расхождение между звуком произносимого слова и его образом. Память – снижена вербальная, сохранена логическая и смысловая. Внимание – неустойчивое, ограниченное.
-
ЗПР
Общая характеристика: замедлен темп формирования высших психических функций. стойкое состояние незрелости эмоционально- волевой сферы. интеллектуальная недостаточность. Восприятие – нет целостности, Мышление – наглядно-действенное, снижена познавательная активность. Речь – бессвязность, нет логики, ясности, бедность. Память – низкий объём и скорость, нарушена механическая. Внимание – сниженная концентрация.
-
ЛУО
Общая характеристика Трудности: .Словесно-логических операций. Низкая работоспособность. Замедленное восприятие. Бедный словарный запас. Слабо развиты все виды памяти. Быстрая утомляемость. Интеллектуальное напряжение вызывает усталость. Методы и приёмы работы: 1. Алгоритмизация устного и письменного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования. Дробная подача материала. Пошаговые инструкции. От простого к сложному. Создание иллюстрированного словаря. Опорные схемы, таблицы. Динамические паузы, переключение. Самостоятельные работы в виде теста с короткими вопросами-ответами.
-
РАСТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ
Общая характеристика: разнородная группа, в т.ч. расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков Восприятие – дезорганизовано. Мышление – не понимают подтекста, осмысление с одного ракурса, зависит от состояния (цикла). Речь – богатая лексика, но мало используется; затруднения с диалогами; говорят, не слушая других. Память – снижена, механическая. Внимание – развитое непроизвольное.
-
Адаптация работы с текстом в соответствии сособенностями восприятия обучающихся с разнымивидами нозологии
Нарушение зрения 2.1, 2.2 – уменьшение объёма самостоятельно читаемых произведений, увеличение доли слушания. Смещение формы выполнения заданий с письменной на устную (с аудиозаписью ответа). Нарушение слуха 4.1, 4.2 – уменьшение доли чтения вслух, к чтению про себя. Изменение формы выполнения заданий с устной на письменную. ТНР 5.1, 5.2 – внимание к звукопроизносительной стороне речи. Ежеурочная словарная работа. Алгоритм письменного и устного высказывания. НОДА 6.1, 6.2 – уменьшение объёма самостоятельно читаемых произведений, выбор в пользу более коротких и доступных по содержанию. Лаконичность письменных ответов. Алгоритм устного высказывания. Использование шаблонов, форм, таблиц, тестов.
-
ЗПР 7.1, 7.2 – предварительная словарная работа, постановка задачи чтения фрагмента. Чтение с комментированием. Большие тексты дробятся на части, работа над пониманием с опорой на иллюстрации, план текста, выделение ключевых слов. Алгоритм письменного и устного высказывания. РАС 8.1, 8.2 – отбор произведений с преимущественно правдоподобным содержанием. Сравнение текстов художественных и нехудожественных по одной тематике. Стимулирование творчества. Создание ощущения личной значимости читаемого произведения. Предметные умения •Понимать заглавие произведения.
-
ДИСГРАФИЯ (РУССКИЙ ЯЗЫК) РАЗДЕЛ « РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
В начальной школе работа по развитию речи строится по следующим направлениям: - работа над звуковой стороной речи; - словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса); - работа над предложениями и словосочетаниями в плане развития речи; - развитие связной речи.
-
ОРФОГРАФИЯОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1 класс — освоение умения классифицировать звуки на гласные и согласные; классификация гласных звуков на ударные и безударные; изучение орфограмм сильных позиций (границы предложений, правописание им. собственных, жи-ши и же-ше под ударением, правописание слов с непарными согласными “ч, щ, ц” — ча-ща и чу-щу, цы-ци, чк-чн-чт); 2 класс — понятие орфограммы; орфограммы основы (безударные гласные в корне, приставке, суффиксе; правописание слов с шипящими в корне); 3 класс — орфограммы в окончаниях слов (безударные окончания существительных и прилагательных, правописание слов с шипящими на конце, включая глаголы); 4 класс — орфограммы в окончаниях глаголов.
-
МОРФОЛОГИЯ
1 класс — группировка слов по значению; 2 класс — формы слова и однокоренные слова, состав слова, вопросы к частям речи, функция слов в речи; 3 класс — морфологические признаки им. существительных, им.прилагательных и глаголов; роль предлога в изменении слова; Различие предлога и приставки; правописание окончаний в слабой позиции; 4 класс — правописание глаголов.
-
ФОНЕТИКА
-различение звуков и букв; -характеристика звуков русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие; парные и непарные твердые и мягкие; звонкие и глухие; -умение пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
-
ОБЩИЕ СЛОЖНОСТИ ОВЗ
низкая или сниженная речевая активность ‒ нарушение произносительной стороны речи ‒ своеобразие восприятия речи ‒ бедный лексический запас ‒ сложности в сопоставлении графического образа слова и его значения ‒ сложности в подборе букв для обозначения звуков на письме ‒ сложности в следовании инструкции ‒ трудности в определении ударного гласного звука ‒ трудности в различении парных согласных звуков на слух ‒ механистичность в заучивании правил, трудности в применении
-
ПРЕДЬЯВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
‒ глухие и слабослышащие — через визуальный ряд ‒ слепые и слабовидящие — через аудиоряд ‒ ТНР, ЗПР, РАС, УО — порционно поданный с большим кол-вом наглядности, с системой вопросов после каждой порции материала ‒ НОДА — с включением ИКТ-инструментов и компьютера
-
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Внутриутробные патологии Наследственность Родовые патологии Заболевания первых лет жизни Неблагоприятные социально- бытовые условия Нарушение функций артикуляционного аппарата Поражение органа слуха ЗПР, Аутизм
-
ДИАГНОЗЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО МКБ _10
РАЗДЕЛ F 8. F 80 Специфические расстройства развития речи и языка F 80.0 Специфическое расстройство артикуляции 80.1 Расстройство артикуляции речи 80.2 Расстройство экспрессивной речи 80.3 Расстройство рецептивной речиF 81.0 Расстройство развития школьных навыков : дисграфия, дислексия, дискалькулия.
-
ОБРАЗЦЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ УЧИТЕЛЯ_ ЛОГОПЕДА
ФН ФФН ОНР I уровень( речь отсутствует полностью) ОНР II уровень ( присутствуют измененные слова, которые с трудом можно разобрать) ОНР III уровень ( позволяет малышу строить фразы, но для посторонних речь кажется неразборчивой) ОНР IV уровень (достаточно правильная речь, с определенными артикуляционными и лексическими ошибками)
-
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ СИСТЕМНОГО ХАРАКТЕРА ( ЗПР) СНР, обусловленное УО ( СТЕПЕНЬ) (УО) Специфические нарушения речи ( РАС) + с преобладанием неполноценности коммуникативной функции речи (РАС+УО) ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ ДИСГРАФИЯ ( какая?) ДИСЛЕКСИЯ( какая?)
-
-
-
-
-
-
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ В СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ « РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
‒ умение понимать тему текста и определять ее границы; ‒ умение отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью; ‒ умение прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием; ‒ умение делить текст на логически законченные части; ‒ умение выделять главную мысль текста и составлять план текста; ‒ умение выделять ключевые слова, словосочетания и предложения; ‒ умение пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка; ‒ умение распознавать значение незнакомых слов.
-
Общие сложности детей с ТНР
‒ неточность в использовании слов, например, в выборе приставок (приземлился — заземлился; пришивает — прошивает); ‒ замена признаков названиями предметов (железный — железо); ‒ замена по смысловой близости (кузов — машина); ‒ использование слова только в одном его значении (глухой человек, но не глухой переулок; густой лес, но не густая каша); ‒ сложности в использовании синонимов и антонимов (тяжёлая задача вместо трудной задачи
-
ЗПР, НОДА
Общие сложности детей с ЗПР ‒ аграмматизмы в речи: неумение правильно изменять слова, грамматически сочетать их, строить предложения, в недостаточном понимании грамматических форм — в учебной и бытовой ситуации; ‒ в понимании грамматических категорий; ‒ во всех аспектах работы с текстом. Общие сложности детей с НОДА ‒ осложненное развитие лексико-грамматической стороны речи учащихся, в частности в овладении глаголами и их формами; ‒ в определении целого и частей, сущностного и второстепенного; ‒ в осознании последовательности в разворачивания текста — собственного и готового; построении плана текста, восстановления деформированного плана.
-
ОБЩИЕ СЛОЖНОСТИ ОВЗ
низкая или сниженная речевая активность ‒ нарушение произносительной стороны речи ‒ своеобразие восприятия речи ‒ бедный лексический запас ‒ сложности в сопоставлении графического образа слова и его значения ‒ сложности в подборе букв для обозначения звуков на письме ‒ сложности в следовании инструкции ‒ трудности в определении ударного гласного звука ‒ трудности в различении парных согласных звуков на слух ‒ механистичность в заучивании правил, трудности в применении
-
низкая или сниженная речевая активность ‒ нарушение произносительной стороны речи ‒ своеобразие восприятия речи ‒ бедный лексический запас ‒ сложности в сопоставлении графического образа слова и его значения ‒ сложности в подборе букв для обозначения звуков на письме ‒ сложности в следовании инструкции ‒ трудности в определении ударного гласного звука ‒ трудности в различении парных согласных звуков на слух ‒ механистичность в заучивании правил, трудности в применении
-
ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Формирование оптимальной коммуникационной среды Занятия со специалистом Медикаментозная терапия ( консультация невролога): Неотропные препараты ( стимулирующее действие) Производные гамма –аминомасляной кислоты(ПАНТОГАМ) -нейропептиды (кортексин, церебролизин, семакс) -производственные пиридоксина(энцефалол)
-
ДИАГНОСТИКА
НЕВРОЛОГ ЛОГОПЕД ПСИХОЛОГПСИХИАТР ЭЭГ СУРДОЛОГ АУДИОГРАФИЯ МРТ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.