Презентация на тему "Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников"

Презентация: Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 44 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    44
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников
    Слайд 1

    Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи.

    Дислексия Дисграфия

  • Слайд 2

    Письменная речь

    Л.С. Выготский: Письменная речь – не просто прямой перенос, фиксация устной речи с помощью знаков на бумаге, а действительно новый и сложный вид деятельности. Письменная речь – особая форма коммуникации посредством системы письменных знаков. Она отличается особыми стилистическими нормами, отличными от устноязыковых, сложной системой пунктуационных правил. Особенностью письменной речи как средства коммуникации является ее монологический и сугубо контекстный характер. Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная – как деловая, научная, более безличная, предназначена не для непосредственно присутствующего собеседника.

  • Слайд 3

    Своеобразие письменной речи:

    Письменная речь требует более систематического, логического связного изложения, она совершается в отсутствии собеседника, в ней все должно быть сказано до конца, устная речь – звучащая, она всегда полна интонаций, жестов, акцентов, и эта интонационная живость и образность придает ей специфический характер, а органами письменной речи являются – рука и зрение, письменная речь более произвольна, абстрактна, независима от ситуации, К моменту ее формирования у ребенка еще не сложились мотивы ее освоения, не полностью сформировались обеспечивающие ее психологические функции, а некоторые еще и не начинали формироваться.

  • Слайд 4

    Принципы функционирования русской письменной речи

    Фонетический принцип. Состоит в том, что буквенное обозначение полностью соответствует фонемам, которые слышны в слове, вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции они находятся. Морфологический принцип. Сущность этого принципа в том, что написание значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний) сохраняются независимо от их произношения. Традиционный принцип. Он сохраняет исторически старое написание слов, без всякого учета его современного состояния, и поэтому называется еще историческим.

  • Слайд 5

    Развитие письменной речи в онтогенезе

    Л.С. Выготский: Предпосылки письменной речи - жест, рисунок и игра. А.Р. Лурия: Овладение графическим знаком происходит у детей в два этапа: а) условно-подражательной записи (каракули, лишь внешне напоминающие письменный текст); б) запись образа – пиктограмма, которая позднее дифференцируется в буквенную запись. Этапы освоения чтения: I период глобального чтения – чтение на основе звуко-буквенного ананлиза и синтеза – II период глобального чтения. Письменная речь формируется в условиях специального обучения.

  • Слайд 6

    Т.Г.Егоров выделяет четыре ступени овладения чтением:

    Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями Ступень слогового чтения Ступень становления синтетических приемов чтения Ступень синтетического чтения

  • Слайд 7

    Функциональный базис письма (А.Н. Корнев)

    III II I Письмо Навык звуко-буквенной символизации Навык моделирования звуковой структуры слова Графо-моторный навык Символиза- ция вообще Фонемати- ческие представ- ления Фонемати- ческий анализ Перекодировка временной последовательности звуков в пространственную последовательность букв Зрительно- моторные координации Умствен- ное развитие Устная речь Сукцессивные способности Пальцевый праксис Зрительно- простр. восприятие

  • Слайд 8

    ДИСЛЕКСИЯ

    — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера (Л.С. Волкова). «алексия» —полное отсутствие чтения «дислексия» - частичное нарушение процесса чтения «дислексия развития», эволюционная дислексия» —частичные расстройства процесса овладения чтением у детей.

  • Слайд 9

    ЭТИОЛОГИЯ ДИСЛЕКСИИ

    Причины дислексии и дисграфии конституциональные органические функциональные 1. Особенности ЦНС 2. Ресурсы организма (иммунологические, реактивные), 3.Левшество, 4. Возрастные осо- бенности мозга, 5. Характер церебра- льной нейродинамики Перинатальная патология 2. Повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (при афазии, дизартрии, алалии) Соматические заболевания 2. Неправильная речь окружающих, двуязычие, 3. Недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, 4. Дефицит речевых контактов

  • Слайд 10

    Механизмы дислексии:

    1) несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове, сукцессивные функции); 2) несформированность языковых операций, операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень); 3) нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом).

  • Слайд 11

    Классификация дислексии (Р.И. Лалаева)

    фонематическая дислексия семантическая дислексия аграмматическая дислексия мнестическая дислексия оптическая дислексия тактильная дислексия

  • Слайд 12

    СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИ

    1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.). 2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а). 3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др. 4. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. 5. Аграмматизм при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от ее вида, степени выраженности, а также этапа овладения чтением.

  • Слайд 13

    ДИСГРАФИЯ — это частичное специфическое нарушение процесса письма (Л.С. Волкова)

    Для обозначения нарушений письма в основном используются термины: дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюционная дисграфия.

  • Слайд 14

    Причины нарушений чтения и письма являются сходными.

    У детей с дисграфией отмечается: несформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства: памяти, внимания, Сукцессивных(сукцессивный способ — это последовательное восприятие информации, шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом — третье) и симультивных (симультанный способ — это единомоментное восприятие информации, когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом. процессов, эмоционально-волевой сферы.

  • Слайд 15

    Классификация дисграфии (Р.И. Лалаева)

    1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. 2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т', ч — щ, ц — т, ц — с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о — у (тума — «точа»), е — и (лес — «лис»).

  • Слайд 16

    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Аграмматическая дисграфия Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых. 5.Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. К этой форме дисграфии относится зеркальное письмо.

  • Слайд 17

    Симптоматика дисграфии

    Стойкие и повторяющиеся ошибки в процессе письма: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. Неречевая симптоматика в структуру дисграфии не входит, она совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.).

  • Слайд 18

    Схема обследования детей с расстройствами чтения и письма (Л.С. Волкова)

    1. Анкетные данные и изучение медико-педагогической документации. 2. Анамнез. 3.Строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата. 4. Речевая моторика. 5. Слуховая функция. 6. Состояние звукопроизношения. 7. Состояние фонематического анализа, синтеза и представлений. 8. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем). 9. Особенности словарного запаса и грамматического строя речи. 10. Особенности динамической стороны речи. 11. Состояние зрительной функции: биологическое зрение, зрительный гнозис, мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления. 12. Состояние процесса чтения (значение букв, характер чтения слогов, слов, предложений, текста различной трудности); скорость и способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение). 13. Состояние различных видов письма (списывание, письмо под диктовку, изложение и сочинение, письмо текстов с дефектно произносимыми звуками, с недифференцируемыми на слух звуками, с графически сходными буквами). В логопедическом заключении указывается степень и вид нарушений чтения и письма и их соотнесенность с состоянием устной речи.

  • Слайд 19

    Коррекция нарушений чтения и письма

    Достижение социальной адаптации —главная цель коррекции (А.Н. Корнев)

  • Слайд 20

    Дислексия и дисграфия -

    это большой синдром, включающий: нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, непосредственно нарушения письменной речи.

  • Слайд 21

    Помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов:

    психиатром (невропатологом), психологом, логопедом, учителем.

  • Слайд 22

    Принципы лечебной педагогики (советы учителю):

    Индивидуализация методов обучения в соответствии с когнитивным стилем ребенка. Индивидуализация темпов обучения. Систематический контроль автоматизации навыков. Максимальное использование игровых методов обучения. Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала. Усвоению каждого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него.

  • Слайд 23

    ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

    А.Н. Корнев

  • Слайд 24

    Стимуляция осознания звуковой стороны речи «Кто придумает конец...» «Какое слово потерялось?» «Какой звук потерялся?» (там же), «Подскажи Петрушке звук». Подбор картинок к словам-паронимам («дом — том», «коза — коса» и др.), др. Результат:дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.

  • Слайд 25

    2. Стимуляция слухового внимания: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?» Детей учат понимать смысловое значение интонации. 3. Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений Эта работа проводится в процессе постановки звуков на индивидуальных занятиях и в ходе групповых занятий. Работа проводится на основании базовой методики формирования фонематического восприятия, методики Г.А. Каше.

  • Слайд 26

    4. Формирование навыков слогового анализа и синтеза отхлопывание слоговой структуры слов; игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин). в) игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово. игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово; более сложный вариант игры представляет собой называние слогов, паузы между которыми заполнены интерферирующей речевой продукцией. игра «Собери в корзинку»: логопед «кидает» слоги в корзинку одному из детей, называя их в неправильном порядке. Ребенку предлагается догадаться, какое слово собралось в корзинке.

  • Слайд 27

    5. Отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий.

    планомерный последовательный анализ изображений и конструкций (кубики Кооса). Совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий — узкий, длинный — короткий и т. п.), обозначением пространственного взаиморасположения (над — под, перед — позади, право — лево и др.). «Угадай, что задумано?», «Догадайся, что нарисовал художник»

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Назови (покажи) в каждой строчке таблицы сначала все рисунки черного цвета, а затем все рисунки белого цвета.

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    6. Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений

    Игры типа «Полянка», «Куда спряталась кукла?» «Лабиринты» «Кто с кем разговаривает?»

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    7. Формирование изобразительно-графических способностей

    а) дорисовывание незаконченных рисунков б) игра «Кто наблюдательнее?» — рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей в) дорисовывание рисунков с недостающими деталями (в отличие от а) даются законченные изображения, но с недостающими деталями); г) воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти; д) письмо букв и слов по шаблонам.

  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36

    8. Развитие сукцессивных способностей ребенка (Сукцессивные функции - это операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определенной последовательности.

    а) «Собери бусы» (нанизать, раскрасить), различающие­ся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов), по памяти (от 2 до 6). б) «Игрушки на полках»: чем отличаются? (3-6 предметов). в) Игры «Что изменилось?» (по памяти обнаружить изменение последовательности) — 3-6 предметов. г) Цветной ксилофон (воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд — мелодию).

  • Слайд 37

    Продолжение

    д) «Живые цепочки». Преподаватель строит детей в определенной последовательности. У каждого из них на груди прикреплен значок с определенной картинкой. Порядок расположения картинок (и детей) изображен на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведущего (ребенка) является собрать «цепочку» в прежней последовательности. е) «Запомни карточку и выбери такую же»: ребенку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цветных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпадает с тестовой. Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста. ж) Тот же материал, но ребенку предлагается выложить ряд по памяти из отдельных элементов (более сложный вариант задания).

  • Слайд 38
  • Слайд 39

    Последовательность во времени

    а) Отстукивание ритмов («Телеграфист») по образцу или графической схеме: симметричных — !!!!!!, !!!!!!!!! асимметричных — ! !!, !!!, !!!!,!!!!, !! !!! б) «Зарядка»: последовательность движений (от 3 до 6). в) Порядок времен дня, времен года, дней недели (для младших — по картинкам, для старших — словесно). г) «Шарики в непрозрачной трубочке»: на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубочку. Задача: догадаться, в каком порядке они выкатятся из противоположного конца трубочки (число шариков от 2 до 6).

  • Слайд 40

    9. Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно

    «Картинки-невидимки»: перед ребенком в определенной последовательности выкладывается ряд карточек (с предметными рисунками, фигурами или цветными кружочками). Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицом вниз. Таким образом, выложенный ряд повернут тыльной стороной к ребенку, а лицевая — закрыта. Из набора карточек с рядами изображений, расположенных в разной последовательности, ребенок должен найти тот, который идентичен выложенному. После того как выбор сделан, карточки переворачиваются лицом вверх и оба ряда сличаются.

  • Слайд 41
  • Слайд 42

    Последовательность в речи

    а) Порядок фраз в рассказе («Письмо Незнайки»). б) Порядок слов во фразе («Перепутаница»). в) Ряды слов («Пароль»): от 3 до 6. г) Последовательность в стихах типа «Дом, который построил Джек». д) Последовательность в сказках: «Репка», «Колобок» и др. е) Игра «Повтори и добавь»: 1-й участник игры называет слово, 2-й повторяет его и добавляет свое; 3-й повторяет оба слова и добавляет 3-е; 1-й повторяет все три в названном порядке и добавляет свое слово и т. д. Сделавший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним. ж) Упражнение «Продолжить ряд, сохраняя принцип чередования» (картинки, фигуры или значки):

  • Слайд 43
  • Слайд 44

    10. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания

    а) На развитие устойчивости внимания — длительная сортировка и нанизывание бусинок. Для этой же цели годится задание на прослеживание взглядом линии от ее начала до конца, когда она переплетается с другими линиями (игры «Кто с кем разговаривает по телефону?», «Кто к кому идет в гости?»). б) На переключение внимания «Синхронный счет». При этом требуется подсчитать количество изображений двух видов, не обращая внимания на другие изображенные на этой же картинке предметы. в) Для развития способности произвольно переключать внимание: чтение алфавита, которое перемежается счетом: а, 1, б, 2, в, 3 и т. д. Отыскивание чисел от 1 до 25 в таблицах Шульте. Отыскивание букв в алфавитном порядке в таблицах по типу таблиц Шульте.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке