Содержание
-
Повторим изученный материал о причастии
Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В.Ломоносов
-
Цели урока: образовательные: обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи; уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий; выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; развивающие: уметь формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий; строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; воспитывающие: воспитание интереса к предмету.
-
Тест 1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? А) признаки существительного; Б) признаки прилагательного; В) признаки глагола; Г) признаки наречия. 2. Что обозначает причастие как особая форма глагола? А) признак предмета; Б) признак действия; В) признак признака; Г) признак предмета по действию. 3. Какое утверждение является правильным? А) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых; Б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.
-
Выборочное письмо Выпишите только причастия. Обозначьте суффиксы причастий. 1.Ж..лтый тюльпан, желте..щая рож(?), желтоватый мяч(?). 2. Лет..щий мяч, летучий газ. 3.Дежурный класс, дежур..щий полицейский, дежури…ий охранник. 4. Красная ягода, красне..щая ягода, красноватая ягода. 5. Стекля(н,нн)ый графин, разбитая ваза. Правильные ответы: 1- б, в; 2 - г; 3- а.
-
Суффиксы причастий: -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-); -ем-(-ом-),-им-.; -в-,-ш-,-енн-(-ённ-),-нн-,-т-,-ш-.
-
Код ответов: д, с, с, д, с, с, с, д, д, д. Морфологический разбор причастия Разбитый стакан. Синтаксический разбор предложения Верхушки деревьев, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день Причастный оборот Расставить пропущенные знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения.1. К реке сбегает тропинка едва видимая во тьме.2. Серебрится луна слабо озаряемая луной.3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром.4. Разгорался раздуваемый ветром костер.5. Трава пригибаемая ветром ложилась на землю.
-
Работа по тексту Работа по тексту (1)Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. (2)Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. (3) Здесь все было необыкновенным. (4)Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная маслом картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. (5) Не обычные, а специально прикрепленные к стен полки вмещали множество интересных вещей. (6) На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. (7) Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. (8)Одна из них привлекла его внимание. (9) На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. 1.Из предложения 4 выписать причастные обороты. 2.Выписать действительное причастие. 3.Выписать страдательное причастие.
-
Не с причастиями
слитно 1.Без НЕ не употребляется: ненавидимый негодующий 2.С полными причастиями без зависимых слов и противопоста- вления: непрочитанная книга 3.Со словами совершенно, очень, крайне, чрезвычайно, совсем: совсем непродуманное решение раздельно 1.С краткими причастиями: работа не закончена 2.С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления: не прочитанная мною книга не прочитанная, а лишь просмотренная книга 3.С усиливающими отрицание мест., нареч.: ничем не оправданный поступок
-
Не с причастиямиЗапишите номера словосочетаний, где НЕ пишется
I вариант – слитно 1. Вовсе (не) избалованный ребёнок 2. Окно (не) завешено шторой 3. (Не) лишённый юмора 4. (Не) помогающий никому 5. (Не) зависимый кандидат 6. (Не) устрашимый боец 7. Никогда (не) хвастающийся II вариант - раздельно 1. (Не) появившийся в газете 2. (Не) ограниченные возможности 3. Свобода (не) провозглашена 4. Ничем (не) обладающий 5. (Не) слушающий ученик 6. Очень (не) учтивый 7. (Не)навидящий взгляд
-
ПРИЧАСТИЕ Причастие – это ............. форма............, которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. . Причастия в предложении обычно бывают ....................... и отвечают на вопросы:................................... При них часто находятся зависимые слова и образуют ..............................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него. Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............. запятой, если же он стоит после ............... слова, то он всегда выделяется запятыми. Причастия могут быть страдательными и ..........................................................
-
Рефлексия: незаконченное предложение: Сегодня на уроке я ... Самым полезным интересным для меня было ... Я встретился с трудностью при .. У меня хорошо получилось ... Скажи комплимент самому себе … хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно
-
Задание на дом Составить автобиографию причастия Автобиография причастия Я,причастие______________________обозначаю_______________________________, происхожу из семьи частей речи: ________________________ и _____________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: ___________________________________________ . Я – причастие _________________ времени, ________________________ вида, __________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “______________”, свою синтаксическую роль “___________________”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме __________________рода,________________________падежа, _______________________ числа. В предложении предложении выполняю роль _____________________.
-
Спасибо за работу!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.