Презентация на тему "Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ" 1 класс

Презентация: Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку для первого класса. С помощью этой работы ученики узнают как пишутся слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, увидят как пишется это в прописи, разгадают тематический ребус и сделают ряд заданий для закрепления материала.

Краткое содержание

  • Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
  • Ребусы и загадки
  • Пояснительные картинки
  • Практическое задание

Содержание

  • Презентация: Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ
    Слайд 1

    Правописание ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, 1 класс

    Выполнила учитель начальных классов МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №31» г. Курска Голобокова Оксана Александровна

  • Слайд 2

    Ж Ш Ч' Щ'

    • СОГЛАСНЫЙ
    • СОГЛАСНЫЙ
    • СОГЛАСНЫЙ
    • СОГЛАСНЫЙ
    • ЗВОНКИЙ
    • ТВЁРДЫЙ
    • ПАРНЫЙ
    • ГЛУХОЙ
    • ГЛУХОЙ
    • ГЛУХОЙ
    • ПАРНЫЙ
    • НЕПАРНЫЙ
    • НЕПАРНЫЙ
    • МЯГКИЙ
    • МЯГКИЙ
    • ТВЁРДЫЙ
  • Слайд 3
  • Слайд 4
  • Слайд 5

    ,,

    ,

    ЧАШКА

  • Слайд 6

    Щ , ЩУКА

  • Слайд 7
  • Слайд 8
    • ЩА
    • ВЕЛЬ
    • ЧУ
    • НИК
    • ЧАЙ
    • ЛОК
    • КА
    • ЩУ
  • Слайд 9

    ЩАВЕЛЬ /

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    03.06.2016

    11

  • Слайд 12
    • Ч…йка уш… скач…
    • уж…н щ…ка тащ…
    • дач… рощ… кач…ет
  • Слайд 13

    ЧА – ЩА пиши с буквой …

    ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

  • Слайд 14

    - всё получилось сегодня

    - были сомнения

    - постоянно требовалась помощь

  • Слайд 15

    Галанжина Е. с. Учимся писать буквы Щ, Ч. … волк

    белка

    сорока

    галка

    часы

    рука

    Используемые ресурсы

    -щавель

    - заяц

    - шкаф

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Автор: Шарова Светлана Павловна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2 села Обшаровка, Приволжского района Самарской области

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.

Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Задачи.

Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.

Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

Планируемые результаты

Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

Метапредметные результаты:

- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

- проговаривает последовательность действий на уроке;

- работает по коллективно составленному плану;

- фиксирует затруднения в выполнении заданий;

- оценивает правильность выполнения действий;

- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- высказывает свои предположения;

- строит краткое устное высказывание по теме;

- слушает и понимает речь других;

- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Авторский медиапродукт: презентация.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактические материалы:

- сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,

- картинки животных,

- текст загадок,

- ребусы,

- толковый словарь С. И. Ожегова,

- карточки для индивидуальной работы,

- звук: стук дятла.

Ход урока

1. Организационный момент

Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

Учитель. Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.

- Руки? – На месте!

- Ноги? – На месте!

- Локти? – У края.

- Спинка? – Прямая.

2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.

Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?

Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Вспомним правило. По моей руке хором.

Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве…

Дети. Ч

Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

Учитель. Отгадаем вторую загадку.

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща-

От леща осталась…

Дети. Щ (ща).

Учитель. Что вы знаете о букве щ?

Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж , ш , щ ' , ч ' .

Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч' , щ' ?

Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.

Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

Слайд 3 - 4

На интерактивной доске правописание букв .

Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

Чч Ччч

Щщ Щщщ

3.Самоопределение к деятельности.

Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )

Учитель. Ребята, посмотрите на доску.

Слайд 5-6 (Ребусы)

Какое задание можете предложить?

Ученик. Разгадать ребусы.

Учитель. Попробуем их разгадать.

Ученик. Чашка, щука.

Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Слайд 7 (картинки животных)

На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

Учитель. Кто изображён на картинках?

Ученик. Животные.

Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

4. Применение и добывание знаний. Работа в парах

Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.

Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).

Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

На какие группы у вас получилось разбить слова?

Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

Что общего у всех слов?

Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.

Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.

5. Физкультминутка.

Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

Слайд 8

На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.

Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.

Ученик. В них спрятались слоги.

Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

Ученик. Составить из слогов слова.

Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.

Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

Ученик. Это такая трава.

Ученик. Это кислое растение.

Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

Ученик. В толковом словаре.

Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?

Ученик читает значение слова в словаре.

Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

Ученик. Составить предложение.

Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?

Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)

Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

Ученик. Маша сорвала щавель.

Ученик. Из щавеля сварили щи.

Ученик. В огороде растёт щавель.

Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

Ученик. Мне последнее.

Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.

Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема)

Что же это за задание?

Ученик. Найти главные слова в предложении.

Учитель. Выполните работу самостоятельно.

Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?

Ученик. « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.

Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.

Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.

Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?

Дети. Да, конечно.

6. Физкультминутка для глаз

Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.

Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.

Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).

Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…

Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

А как называется такой лес?

Ученик. Чаща.

Слайд 11

Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.

На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.

Кто же этот невидимка?

Ученик. Дятел.

Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».

Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

Ученик. Они ищут пищу.

Учитель. Запишите предложение.

Какие правила подчеркнём?

Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.

Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?

Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».

Что понадобится для этой игры?

Ученик. Веер букв.

7. Контроль и самоконтроль полученных знаний

Дидактическая задача: Проверить полученные знания.

Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.

Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).

Слайд 12

На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.

Задания на карточках.

Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

Слова на доске:

Ч…йка уш… скач…

уж…н щ…кА тащ…

дач… рощ… кач…ет

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?

Учитель. Это слова действия.

Учитель. Какое слово «лишнее»?

Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.

8. Итог урока

Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.

Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).

Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

Слайд 13

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

9. Рефлексия учебной деятельности

Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).

Слайд 14

На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.

Учитель. Урок окончен.

***

На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

Автор: Шарова Светлана Павловна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2 села Обшаровка, Приволжского района Самарской области

Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.

Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Задачи.

Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.

Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

Планируемые результаты

Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

Метапредметные результаты:

- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

- проговаривает последовательность действий на уроке;

- работает по коллективно составленному плану;

- фиксирует затруднения в выполнении заданий;

- оценивает правильность выполнения действий;

- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- высказывает свои предположения;

- строит краткое устное высказывание по теме;

- слушает и понимает речь других;

- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Авторский медиапродукт: презентация.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактические материалы:

- сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,

- картинки животных,

- текст загадок,

- ребусы,

- толковый словарь С. И. Ожегова,

- карточки для индивидуальной работы,

- звук: стук дятла.

Ход урока

1. Организационный момент

Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

Учитель. Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.

- Руки? – На месте!

- Ноги? – На месте!

- Локти? – У края.

- Спинка? – Прямая.

2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.

Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?

Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Вспомним правило. По моей руке хором.

Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве…

Дети. Ч

Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

Учитель. Отгадаем вторую загадку.

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща-

От леща осталась…

Дети. Щ (ща).

Учитель. Что вы знаете о букве щ?

Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж , ш , щ ' , ч ' .

Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч' , щ' ?

Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.

Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

Слайд 3 - 4

На интерактивной доске правописание букв .

Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

Чч Ччч

Щщ Щщщ

3.Самоопределение к деятельности.

Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )

Учитель. Ребята, посмотрите на доску.

Слайд 5-6 (Ребусы)

Какое задание можете предложить?

Ученик. Разгадать ребусы.

Учитель. Попробуем их разгадать.

Ученик. Чашка, щука.

Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Слайд 7 (картинки животных)

На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

Учитель. Кто изображён на картинках?

Ученик. Животные.

Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

4. Применение и добывание знаний. Работа в парах

Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.

Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).

Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

На какие группы у вас получилось разбить слова?

Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

Что общего у всех слов?

Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.

Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.

5. Физкультминутка.

Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

Слайд 8

На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.

Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.

Ученик. В них спрятались слоги.

Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

Ученик. Составить из слогов слова.

Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.

Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

Ученик. Это такая трава.

Ученик. Это кислое растение.

Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

Ученик. В толковом словаре.

Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?

Ученик читает значение слова в словаре.

Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

Ученик. Составить предложение.

Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?

Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)

Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

Ученик. Маша сорвала щавель.

Ученик. Из щавеля сварили щи.

Ученик. В огороде растёт щавель.

Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

Ученик. Мне последнее.

Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.

Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема)

Что же это за задание?

Ученик. Найти главные слова в предложении.

Учитель. Выполните работу самостоятельно.

Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?

Ученик. « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.

Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.

Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.

Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?

Дети. Да, конечно.

6. Физкультминутка для глаз

Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.

Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.

Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).

Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…

Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

А как называется такой лес?

Ученик. Чаща.

Слайд 11

Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.

На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.

Кто же этот невидимка?

Ученик. Дятел.

Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».

Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

Ученик. Они ищут пищу.

Учитель. Запишите предложение.

Какие правила подчеркнём?

Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.

Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?

Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».

Что понадобится для этой игры?

Ученик. Веер букв.

7. Контроль и самоконтроль полученных знаний

Дидактическая задача: Проверить полученные знания.

Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.

Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).

Слайд 12

На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.

Задания на карточках.

Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

Слова на доске:

Ч…йка уш… скач…

уж…н щ…кА тащ…

дач… рощ… кач…ет

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?

Учитель. Это слова действия.

Учитель. Какое слово «лишнее»?

Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.

8. Итог урока

Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.

Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).

Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

Слайд 13

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

9. Рефлексия учебной деятельности

Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).

Слайд 14

На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.

Учитель. Урок окончен.

***

На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке