Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по русскому языку, адресованная начальным классам. С помощью данной работы ученики изучат правописание удвоенной согласной на стыке корня и приставки. Наглядные примеры и схематические пояснения заметно облегчат процесс усвоения новой темы.
Правописание слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня
Prexentacii.com
Слайд 2
Слайд 3
мм пп лл рр
Чистописание
Слайд 4
Коллекти…, расск…зал,
аккор…, масса…,
отт…лкнул, подд…ржал
Слайд 5
коллекти… расск…зал
аккор… отт…лкнул
масса… подд…ржал
в д ж а о е
Слайд 6
коллектив рассказал
аккорд оттолкнул
массаж поддержал
Слайд 7
Стык– это место, где приставка и корень соединяются вплотную.
Слайд 8
Тема урока:
Удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Слайд 9
делать
вёз
занёс
написать
сделать
писать
отвёз
вывез
снёс
вынес
привёз
списать
переделать
нёс
Слайд 10
бе(с,сс)полезно
бесполезно
ра(с,сс)писание
расписание
бе(с,сс)страшный
бесстрашный
Слайд 11
Прочитай слово.
Выдели корень.
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Обозначь орфограмму.
Алгоритм:
Слайд 12
Подведение итогов
Самооценка
Молодцы!
Посмотреть все слайды
Конспект
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №71» г.Рязани
Выполнила:
учитель начальных классов
Аверина Елена Васильевна
Тема:
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.
Цель:
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи:
познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня и ее графическим обозначением;
развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа;
формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. (Слайд №2 «Солнышко»)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Всем доброе утро!
Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
Чистописание.
мм пп лл рр (Слайд №3)
Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные).
Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)
Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.
Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).
В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне).
Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (Один ученик чертит схему на доске).
Введение в тему.
Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словахзаключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.
Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты).
Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж)
По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (Пропущена парная согласная в конце слова).
Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал)
По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).
Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:
(Слайд №5)
коллекти… расск…зал
акко… отт…лкнул
масса… подд…ржал
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.
Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.
Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)
Постановка проблемы.
Проблемный вопрос.
В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)
Оцените ответ.
Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)
Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)
Открытие новых знаний.
Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.
Проверка.
(Слайд №6)
Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)
Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать, выделяю в нем корень –сып-, приставку рас-. Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).
Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.
2) стр. 108, упр. 160.
Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.
Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?
массаж
кроссворд
аттестат
одноклассник
Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?
рассмешил
оттолкнул
оттаял
ввинтил
оттуда
Вывод.
В какой части слова может находиться удвоенная согласная? ( В корне и на стыке приставки и корня)
Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?
Работа в парах (задание творческого характера).
Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая пара получает карточку с заданием).
1) Подумайте, как правильно написать слова.
бе(с, сс)полезно
ра(с, сс)писание
бе(с, сс)трашный
2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
Проверка:
Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд №10).
бесполезно
расписание
бесстрашный
Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде №11)
Алгоритм:
Прочитай слово.
Выдели корень.
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Обозначь орфограмму
Подведение итогов.
Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
Что нового узнали на уроке?
Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?
Что было для вас самым интересным на уроке?
Что было сложным? Вызвало затруднения?
Самооценка.
- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
Домашнее задание: с.111, упр.5
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №71» г.Рязани
Выполнила:
учитель начальных классов
Аверина Елена Васильевна
Тема:
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.
Цель:
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи:
познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня и ее графическим обозначением;
развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа;
формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. (Слайд №2 «Солнышко»)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Всем доброе утро!
Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
Чистописание.
мм пп лл рр (Слайд №3)
Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные).
Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)
Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.
Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).
В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне).
Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (Один ученик чертит схему на доске).
Введение в тему.
Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словахзаключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.
Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты).
Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж)
По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (Пропущена парная согласная в конце слова).
Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал)
По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).
Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:
(Слайд №5)
коллекти… расск…зал
акко… отт…лкнул
масса… подд…ржал
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.
Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.
Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)
Постановка проблемы.
Проблемный вопрос.
В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)
Оцените ответ.
Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)
Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)
Открытие новых знаний.
Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.
Проверка.
(Слайд №6)
Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)
Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать, выделяю в нем корень –сып-, приставку рас-. Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).
Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.
2) стр. 108, упр. 160.
Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.
Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?
массаж
кроссворд
аттестат
одноклассник
Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?
рассмешил
оттолкнул
оттаял
ввинтил
оттуда
Вывод.
В какой части слова может находиться удвоенная согласная? ( В корне и на стыке приставки и корня)
Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?
Работа в парах (задание творческого характера).
Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая пара получает карточку с заданием).
1) Подумайте, как правильно написать слова.
бе(с, сс)полезно
ра(с, сс)писание
бе(с, сс)трашный
2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
Проверка:
Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд №10).
бесполезно
расписание
бесстрашный
Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде №11)
Алгоритм:
Прочитай слово.
Выдели корень.
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Обозначь орфограмму
Подведение итогов.
Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
Что нового узнали на уроке?
Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?
Что было для вас самым интересным на уроке?
Что было сложным? Вызвало затруднения?
Самооценка.
- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.