Содержание
-
Собственные и нарицательные имена существительные
Урок русского языка, 5 класс. Учитель: Ошманкевич Г.А.
-
Прочитайте текст.
Не поехать ли нам, читатель, в Петергоф?... Пароход, отходящий от Английской набережной, до того полон пассажиров, что многие из них должны стоять всю дорогу на ногах….Впереди , сквозь легкую мглу, какая часто бывает на море, когда солнце светит слишком ярко, видна узкая полоска, иззубренная шпицамицерквей и мачтами судов. Это Кронштадт: пятна справа и слева – его грозные форты. Направо финляндский берег уходит в туман волнистою линиею, налево берег Стрельны и Петергофа , весь заросший парками и садами. Сзади широкая картина уходящего Петербурга: отдельных зданий уже почти нельзя рассмотреть, только купол Исаакия горит золотою звездой…. У самого начала пристани – вход в знаменитый парк; около ресторанчики, где гремит музыка… Здесь все старо: солидно, прочно. Стар самый парк, множество дерев которого посажены самим Петром Великим; стары фонтаны…,старый дворец глядит сквозь брызги Самсона и множества других водометов на знаменитый канал, ведущий к морю и выкопанный в одну ночь…. В. М. Гаршин «Петербургские письма» ( отрывок), 1882 год Найдите имена существительные одушевленные и неодушевленные. На какие еще существительные вы обратили внимание? Найдите средства художественной выразительности. К какому типу речи мы можем отнести текст? Определите его тему.
-
Выпишите в столбик из текста существительные, которые пишутся с заглавной буквы. Во второй столбик подберите слово-ключ. Петергоф _ музей….Проверим.
Петергоф Английская набережная Кронштадт Стрельна Петербург Исаакий Петр Великий Самсон В.М. Гаршин «Петербургские письма» музей (город) улица город-порт пригород город название собора ( имя) имя императора название фонтана ( имя героя) писатель литературное произведение Что объединяет две группы слов? А чем они отличаются?
-
Восстановите словосочетания. Спишите, раскрывая скобки.
река (Н/н)ева, страна ?, фамилия (е/Е)сенин, художник И.И. (л/Л)евитан, газета (а/А)ргументы и факты ? , отчество ?, музей (Э/э)рмитаж, композитор П.И. ?, балет «Л….. озеро». Написание каких слов вызвало затруднение? Что вы заметили?
-
Выскажите предположение: чему мы научимся на уроке? Какова тема урока?
-
Подберите синонимы к слову: собственный. Запишите. Подберите ассоциации к слову: Нарицательный, нарицать Запишите. Каково лексическое значение слова?
-
Предложите шесть вопросов к уроку, используя слова-подсказки. Запишите три самых важных вопроса.
Что…? Как….? Согласны ли вы…? Где…? Почему…? А что, если…? В чем различие? Уточним!
-
Чему я могу научиться?
Узнать, что такое имена собственные и нарицательные. Различать собственные и нарицательные имена существительные. Правильно писать имена собственные. При проведении морфологического разбора имени существительного. При работе с различными текстами: сочинениями, конспектами, диктантами. , Где я могу использовать знание? Какие же существительные относятся к именам собственным? Вернемся к записанным словосочетаниям! А кроме уроков русского языка?
-
Словосочетания
Река Нева, страна Россия, отчество Александрович, фамилия Есенин, музей Эрмитаж, художник И.И. Левитан, книга «Война и мир», композитор П.И. Чайковский, газета «Аргументы и факты»,балет «Лебединое озеро». СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД!
-
К именам собственным относятся:
Фамилия, имена, отчества. Названия газет, книг, журналов. Географические названия. Найдите объекты на карте, которые мы будем писать с большой буквы. Запишите распространенное предложение с этими существительными. Название музеев. А еще? (в случае затруднения обратитесь к учебнику) Как пишутся имена собственные?, Где можно себя проверить? А какие существительные называются нарицательными? Какое понятие шире?
-
Среди записанных вами словосочетаний найдите имена собственные- фамилии, имена, отчества. Составьте с этими существительными предложение с однородными членами.
-
Работаем в парахКаждая пара должна доказать, что в разных областях нашей жизни мы с вами встречаемся с именами собственными. Придумайте и запишите к данным темам, как можно больше имен собственных.Что получилось?
Музыка Литература География Печатная журналистика Торговля Живопись История Киноиндустрия Телевидение
-
Работа над созданием текста
Представьте, что вы пишите небольшой текст о Санкт-Петербурге своему другу ( подруге) из другого города. Составьте текст, используя имена собственные и нарицательные. При необходимости воспользуйтесь подсказкой. Мариинский театр Исаакиевский собор Медный всадник
-
Сформулируйте основное орфографическое правило к данному уроку в виде таблицы. Проверим О чем еще вы узнали, рассмотрев данную таблицу?
Имена существительные могут быть нарицательными и собственными. Нарицательные имена существительные являются обобщенными наименованиями однородных предметов, действий, состояний (ель, дерево, беготня, краснота и т.д.). Им противопоставляется сравнительно небольшая группа имен существительных собственных, которые служат для называния единичных предметов, отдельных лиц, животных с целью выделения их из ряда других, однородных с ними («Русалка»; Каир; Петров; и т.д.). ( из учебника «Современный русский язык» под ред. Валгиной Н.С.
-
Перед вами табличка тех умений, которые мы осваивали на уроке. Оцените свою работу по предложенной шкале. Вернитесь к вопросам, заданным в начале урока. Выберите один и запишите в таблицу, дайте ответ, используя материал урока.
Понимаю, умею (+) Надо уточнить (?) Не знаю (-)
-
Домашнее задание на выбор:
1.Составить диалог, с использованием имен собственных и нарицательных на любую из перечисленных тем: музыка, литература, живопись. 2. Составить рейтинг любимых фильмов и книг с указанием названий и авторов (режиссеров). 3.Написать мини-сочинение на тему: «Роль имен собственных в современном мире».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.