Презентация на тему "Презентация с планом сочинения о функциях союзов. С2. ГИА." 9 класс

Презентация: Презентация с планом сочинения о функциях союзов. С2. ГИА.
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Презентация с планом сочинения о функциях союзов. С2. ГИА."? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 12 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку для 9 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    12
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Презентация с планом сочинения о функциях союзов. С2. ГИА.
    Слайд 1

    ГИА С 2Табунникова Е.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ № 62 г. Тулы

    Сочинение о функциях союзов

  • Слайд 2

    Сочинение о функциях союзов

  • Слайд 3

    Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение". (И.Г.Милославский )

    (1)Его звали Мухтар. (2)Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». (3)Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. (4)А когда его ранили и он не мог больше работать, люди продолжали его кормить и за ним ухаживать. (5)А эта собака, про которую я хочу вам рассказать, была простой дворнягой. (6)Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть (7) Но люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. (8) Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город.(9)Первое время голодная, исхудавшая собака ждала своих хозяев. Потом пошла искать их. (10)Откуда могла знать собака, что хозяевам она больше не нужна... (11)Сначала она бежала по просёлочной дороге. (12)Ещёиздали заметив человека, останавливалась, внимательно вглядывалась, потом догоняла и обнюхивала. (13)Но это всё были люди чужие, и она опять бежала дальше. (14)Дорога вывела её на шоссе, а она всё бежала и бежала куда глаза глядят... (15)В воскресенье мы с мужем, как всегда, приехали на дачу.(16) Пока Шура насыпал в птичью кормушку семечки и подвешивал для синиц сало, я прошла к дому. (17)У крыльца, вся сжавшись, грязная и такая худая, что можно было пересчитать все ребра, лежала собака и испуганно глядела на меня. (18)Мухтар остался жить у нас. (19)Он давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем заборе было много выломанных досок. (20)Приезжали мы теперь на дачу всегда с внучкой. (21)Марина была в восторге, что у нас поселилась собака. (22)Приезжали мы всегда в одни и те же часы. (23)Мухтар хорошо знал время нашего приезда. (24)Он уже заранее шёл к автобусной остановке и терпеливо ждал. (25)Мухтар оказался умным и сообразительным псом.(26) Скоро он не только знал всех людей, живущих поблизости, но и охотно их встречал у автобусной остановки и провожал нашим переулком. (27)Теперь мы больше не волновались, если почему-либо не могли привезти собаке еду. (28)Мухтар был всегда сыт. (29)Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости и кусочки мяса.(30) Да и зачем ему суп! (31)Бывало, придёшь, а около калитки лежат пустые пакеты, обрывки газет, бумаги.(32) По ним я всегда могла сказать, кто из его друзей здесь побывал. (33)Вот листок из тетради — это Катя поделилась с ним завтраком, вот газета — значит, приходил Коля.(34) Он собирал еду для Мухтара со всего двухэтажного дома, а его товарищ — Серёжа Гаврилов — привозил угощение из Москвы. (35)Появились у Мухтара друзья и среди взрослых. (36)И среди них – наш сосед Федор Васильевич. (37)Он жил напротив нас, часто к нам заходил и, если мы почему-либо не могли приехать, кормил Мухтара.  (38)Мухтар хорошо его знал и любил. (39)— Пусть живёт у меня, — предложил Фёдор Васильевич.(40) — Забор у нас новый, только поставленный, а то правда, как бы собачники не выловили. (41)И вот Мухтар живёт у нового хозяина. (42)Там у него хорошая новая конура, там его хорошо кормят и, главное, любят.(43) Любят все: и сам Фёдор Васильевич, и его жена, и маленький внучек Андрюша. (44)Мухтер тоже любит своих новых хозяев. (45)Он тщательно оберегает их покой, караулит их сад, но по-прежнему не забывает нас и, когда его выпускают, всегда заходит в гости. (46)А короткими зимними днями Мухтар, как и раньше, встречает своих друзей и провожает их до дома нашим тёмным переулком.

  • Слайд 4

    Шаг 1

    Вспоминаем требования к сочинению: во-первых, необходимо раскрыть смысл высказывания лингвиста; во-вторых, необходимо, аргументируя свой ответ, привести 2 примера из прочитанного текста; в-третьих, объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Внимание! Раскрыть смысл высказывания можно в любой части сочинения.  

  • Слайд 5

    Шаг 2 

    Определяем, о чём это высказывание. Для этого выделяем в высказывании ключевые слова: "союзы", "служебные слова", "имеют значение".Таким образом, в высказывании речь идёт о смысловой функции союзов.

  • Слайд 6

    Шаг 3Вспоминаем, что такое "союз", классификацию союзов, их смысловые функции.

    Союз - служебная часть речи, которая служит для связи  однородных членов предложения,  частей сложного предложения,  предложений в тексте,  частей текста (абзацев). Союзы не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении.   Союзы имеют 2 функции: синтаксическую и смысловую.   Синтаксическая функция: союзы - средство связи синтаксических конструкций.Смысловая функция: союзы выражают различные отношения между явлениями действительности, вносят в предложения различные оттенки значения.  

  • Слайд 7

    Классификация союзов по характеру выражаемых отношений

    Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности, равноправности между однородными членами предложения, а также между частями сложносочинённого предложения Типысочинительныхсоюзов Выражаемыеотношения Примеры 1 Соединительные Выражаютотношенияперечисления. И, да (в значении «и»), и... и, ни... ни, тоже, также. 2. Противительные Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия. Но, а, да (в значении «но»),однако, зато, 3. Разделительные Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков. Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли. 4. Сопоставительные, илиградационно-сопостовительные Выражаютотношениясопоставления. 5. Как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не столько... сколько. Пояснительные Выражаютотношенияпояснения А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то. 6. Присоединительные Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное. И то, а то, да и, а также и др. Подчинительные союзы выражают отношения синтак­сической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения Типыподчинительныхсоюзов Выражаемыеотношения Примеры Изъяснительные Выражаютотношенияпояснения. Что, чтобы, как и др. Временные Выражаютвременныеотношения. Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того каки др. Причинные Выражаютпричинныеотношения. Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что и др. Условные Выражаютусловныеотношения. Если, коли, раз, ежели, кабы. Сравнительные Выражаютсравнительныеотношения. Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.

  • Слайд 8

    Шаг 4

    Находим в исходном тексте предложения с союзами. Выбираем из найденных 2 с разными союзами. Определяем их смысловую функцию. Оформляем примеры в письменном виде.

  • Слайд 9

    Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение". (И.Г.Милославский )

    (1)Его звали Мухтар. (2)Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». (3)Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. (4)А когда его ранили и он не мог больше работать, люди продолжали его кормить и за ним ухаживать. (5)А эта собака, про которую я хочу вам рассказать, была простой дворнягой. (6)Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть (7) Но люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. (8) Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город.(9)Первое время голодная, исхудавшая собака ждала своих хозяев. Потом пошла искать их. (10)Откуда могла знать собака, что хозяевам она больше не нужна... (11)Сначала она бежала по просёлочной дороге. (12)Ещёиздали заметив человека, останавливалась, внимательно вглядывалась, потом догоняла и обнюхивала. (13)Но это всё были люди чужие, и она опять бежала дальше. (14)Дорога вывела её на шоссе, а она всё бежала и бежала куда глаза глядят... (15)В воскресенье мы с мужем, как всегда, приехали на дачу.(16) Пока Шура насыпал в птичью кормушку семечки и подвешивал для синиц сало, я прошла к дому. (17)У крыльца, вся сжавшись, грязная и такая худая, что можно было пересчитать все ребра, лежала собака и испуганно глядела на меня. (18)Мухтар остался жить у нас. (19)Он давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем заборе было много выломанных досок. (20)Приезжали мы теперь на дачу всегда с внучкой. (21)Марина была в восторге, что у нас поселилась собака. (22)Приезжали мы всегда в одни и те же часы. (23)Мухтар хорошо знал время нашего приезда. (24)Он уже заранее шёл к автобусной остановке и терпеливо ждал. (25)Мухтар оказался умным и сообразительным псом.(26) Скоро он не только знал всех людей, живущих поблизости, но и охотно их встречал у автобусной остановки и провожал нашим переулком. (27)Теперь мы больше не волновались, если почему-либо не могли привезти собаке еду. (28)Мухтар был всегда сыт. (29)Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости и кусочки мяса.(30) Да и зачем ему суп! (31)Бывало, придёшь, а около калитки лежат пустые пакеты, обрывки газет, бумаги.(32) По ним я всегда могла сказать, кто из его друзей здесь побывал. (33)Вот листок из тетради — это Катя поделилась с ним завтраком, вот газета — значит, приходил Коля.(34) Он собирал еду для Мухтара со всего двухэтажного дома, а его товарищ — Серёжа Гаврилов — привозил угощение из Москвы. (35)Появились у Мухтара друзья и среди взрослых. (36)И среди них – наш сосед Федор Васильевич. (37)Он жил напротив нас, часто к нам заходил и, если мы почему-либо не могли приехать, кормил Мухтара.  (38)Мухтар хорошо его знал и любил. (39)— Пусть живёт у меня, — предложил Фёдор Васильевич.(40) — Забор у нас новый, только поставленный, а то правда, как бы собачники не выловили. (41)И вот Мухтар живёт у нового хозяина. (42)Там у него хорошая новая конура, там его хорошо кормят и, главное, любят.(43) Любят все: и сам Фёдор Васильевич, и его жена, и маленький внучек Андрюша. (44)Мухтер тоже любит своих новых хозяев. (45)Он тщательно оберегает их покой, караулит их сад, но по-прежнему не забывает нас и, когда его выпускают, всегда заходит в гости. (46)А короткими зимними днями Мухтар, как и раньше, встречает своих друзей и провожает их до дома нашим тёмным переулком.

  • Слайд 10

    План сочинения

    План №1 1. Цитируем высказывание.2. Объясняем смысл высказывания.3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.4. Делаем вывод Внимание!При письменном оформлении сочинения не забудьте выделить абзацы!  План №2 1. Объясняем смысл высказывания.2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.3. Делаем вывод. План №3 1. Цитируем высказывание.2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.4. Объясняем смысл высказывания.

  • Слайд 11

    Образцы сочинений по данному высказыванию

    Образец 1    И.Г.Милославский утверждал: "Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение". Что же имел в виду известный лингвист? Попробуем разобраться.    Действительно, союзы, как и все служебные слова, не могут употребляться без самостоятельных частей речи, т.к. не имеют конкретного лексического значения. Они используются для связи однородных членов или предложений. Но при этом союзы способны выражать различные отношения между явлениями действительности и вносить в предложения разнообразные оттенки значения. Докажем это на примерах, взятых из текста известной детской писательницы Чаплиной В.В.    В предложении №19 есть три союза. Сочинительный союз "но" подчёркивает противопоставленность действий собаки, подчинительный союз "хотя" придаёт предложению уступительное значение, а благодаря союзу "потому что" мы понимаем, по какой причине могло произойти то, о чём говорится в предыдущей части.   Таким образом, союзы не только служат для связи различных синтаксических конструкций, но и придают предложению эмоционально-смысловое значение.  Крюкова Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска "Гимназия №62" Образец 2 Высказывание И.Г.Милославского заставило меня задуматься о том, что союз - это не просто средство связи однородных членов и предложений, это ещё и слово, которое выражает различные отношения между явлениями действительности и вносит в предложение разнообразные оттенки значения. Убедимся в этом, обратившись к тексту В.В.Чаплиной.    В тексте известной детской писательницы немало союзов. Возьмём, к примеру, предложение №8. Союз "и" в нём соединяет однородные сказуемые "бросили" и "уехали" и при этом выражает одновременность действий, совершённых людьми, у которых жила собака. А союз "когда" даёт понять, в какое время были произведены эти действия.   Итак, мы продемонстрировали на конкретных примерах, что союзы обладают не только синтаксическими функциями, но и смысловыми. Крюкова Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска "Гимназия №62"

  • Слайд 12

    Образцы сочинения по данному высказыванию

    Образец № 3 И.Г.Милославский писал: "Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение". Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры. В тексте известной детской писательницы мы видим множество вариантов использования союзов. Как известно, союзы выполняют несколько функций. Это смысловая и синтаксическая роль союзов в языке. Союзы используются в качестве средства связи, не имеют конкретного лексического значения, но могут придавать членам предложения какие-либо оттенки значения. Например, в предложении №26 В.В.Чаплина использует соединительный союз "не только..., но и". Данный союз выполняет две функции. С одной стороны, он соединяет однородные сказуемые "знал" и "встречал", с другой стороны, придаёт второму сказуемому добавочное значение, т.е. имеет «не только форму, но и значение». Рассмотрим еще один пример из текста. Например, в предложении № 43 используется повторяющийся «и» (…и сам Фёдор Васильевич, и его жена, и маленький внучек Андрюша.), здесь и перечисление однородных подлежащих, и добавочное значение одновременности происходящего. Думаю, смысл высказывания И.Г.Милославского заключается в том, что союзы способны выражать различные отношения между синтаксическими конструкциями, а также вносить в предложения разнообразные оттенки значения. Образец №4 "Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение", - писал известный лингвист  И.Г.Милославский. Несомненно, союзы выполняют служебную функцию, т.е. используются в качестве средства связи слов в словосочетании, простых предложений в составе сложного или предложений в тексте. У союзов есть и смысловая функция. Рассмотрим роль «если» в предложении № 27. Это подчинительный союз, связывающий главную и придаточные части сложноподчиненного предложения. Союз показывает, что действие происходит при определенном условии. В предложении № 44 «тоже» не только соединяет это предложение с предыдущим, но и придает присоединительный оттенок. Таким образом, языковед совершенно прав, говоря, что союзы имеют не только форму, но и значение.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке