Презентация на тему "Применение мнемотаблиц в связной речи"

Презентация: Применение мнемотаблиц в связной речи
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.11 Мб). Тема: "Применение мнемотаблиц в связной речи". Предмет: русский язык. 24 слайда. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Применение мнемотаблиц в связной речи
    Слайд 1

    Применение мнемотаблиц в связной речиГБОУ ШКОЛА 1028учитель-логопедЛосева И.В.

  • Слайд 2

    к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: - недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение ; - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; - бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

  • Слайд 3

    Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Использование приёмов мнемотехники, это то, что поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.   Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи.

  • Слайд 4

    В методике О. С. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи. Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение. Монологическая речь- требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников.

  • Слайд 5

    Формирование связности речи включает в себя развитие умения строить высказывания разных типов: - описание (это специфический текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идёт перечисление его качеств, свойств, действий, признаков. ), - повествование (развитие сюжета во времени и логической последовательности. Это передача развития действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. динамика событий в движении и во времени), - рассуждение (это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку ).    

  • Слайд 6

    Формирование связности речи включает в себя развитие умения строить высказывания разных типов: - описание (это специфический текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идёт перечисление его качеств, свойств, действий, признаков. ), - повествование (развитие сюжета во времени и логической последовательности. Это передача развития действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. динамика событий в движении и во времени), - рассуждение (это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку ).    

  • Слайд 7

    Что же такое мнемотехника?   Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.

  • Слайд 8

    Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала коллажа и мнемотаблицы.     Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов: 1.  Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено. 2.  Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации). 3.  Пересказ с опорой на символы (образы). Коллаж - лист картона (ватмана), где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать.    

  • Слайд 9

    Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Начинаю с простейших мнемоквадратов, которые применяю при обучении детей младшего возраста. Затем последовательно переходить к мнемодорожкам для среднего возраста, и позже – к мнемотаблицам для старшего возраста. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично – графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Приёмы мнемотехники начинают использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определённые навыки и умения, вводятся в обучающий процесс, мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку для разучивания потешек.  

  • Слайд 10

    Например, «Водичка – водичка…», где на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично (Приложение 1). Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения. Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом использую приём совместного рассказа. Схему обучения пересказу сказок представляют таким образом: рассказывают сказку и одновременно показываю настольный театр. Затем дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Я начинаю фразу, дети продолжают.  

  • Слайд 11

    Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Далее показываю иллюстрации, обращая внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Использую приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки. После такой работы привлекаю детей к обыгрыванию сказки (Приложение ) При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет (сумку) . Одновременно объясняют и показывают. (Это - сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…) . В результате обогащается словарный запас ребенка.  

  • Слайд 12

    Далее составляют совместный рассказ с детьми . Начинают и указывают на часть предмета, дети заканчивают. Вопросы задавать нельзя. (Это - сумка. Это ручки. …) . Задача детей - увидеть признаки и качества предмета. На этом этапе происходит активизация словаря. Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка. Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам. Вопросы являются основным приёмом при рассматривании картин. Сначала подбираю предметные картины с изображением игрушек, предметов домашнего обихода, животных (Например: Это - лиса. Она живёт в лесу. У неё есть хвост…). Затем несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). Использую игровой приём и художественное слово, с помощью которого ребёнок рассказывает какому - либо сказочному персонажу, что нарисовано на картине (например: «Петушок, петушок…»). В индивидуальной работе применяются дидактические игры, где закрепляются с детьми характерные особенности внешнего вида предмета, действия с этим предметом: «Что умеет делать кошка?, где дидактическим материалом являются мнемоквадраты, они же плавно переходят в мнемодорожки (Приложение )

  • Слайд 13

    В среднем возрасте при составлении описательного рассказа вводится новый приём: элемент сравнения. Например: мяч круглый, как яблоко; красный, как ягода. Вводится более подробную характеристика предметов. Применяют мнемодорожки: ребёнок называет предмет, его свойства, отношение к нему.  

  • Слайд 14

    Как только дети научатся составлять описательный рассказ о предмете, учат их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или набору мнемоквадратов со схематическим изображением предметов. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка, ёлочка, ёж). Вопросы помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы. Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она встретила? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?...

  • Слайд 15

    Занятия при заучивании стихотворения, по пересказу состоят из следующих частей: - вводная часть, - чтение литературного произведения, - беседа с наводящими вопросами, - повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы, - пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице (коллажу). Использование мнемотаблиц (коллажа), облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

  • Слайд 16

    В качестве элементов коллажа выступают картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. После того как дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов вводятся творческие элементы. В сказку или сюжет картины включаю необычных героев, этим персонажам присваиваются несвойственные им качества и рассказ составляется с учётом этих изменений.

  • Слайд 17

    Для творческого рассказывания делаю экран - таблицу с набором различных объектов, персонажей. Задача детей - придумывать сказку или историю на темы проявления доброты, жадности, хитрости. В таких историях отражаются собственные переживания ребёнка, его понимание окружающей жизни.

  • Слайд 18

    Особенно сложным видом высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов мнемотаблицы выступают объекты природы. Так как они носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: - выделение значимых объектов картины; - рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; - определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; - объединение мини - рассказов в единый сюжет. Трудность том, что в необходимо постоянно поддерживать внимание во время прослушивания детьми рассказов других детей.  

  • Слайд 19

    В качестве подготовительного упражнения по формированию навыка составления рассказа по пейзажной картине и поддержания устойчивого внимания детей применяю игру «Оживи картинку» (Приложение ). Игра является как бы переходом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагаю картину с ограниченным количеством пейзажных объектов. Например, болото, кочки, туча, камыши и мелкие изображения живых предметов – «оживлялок», которые оказываются в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается путём включения описаний и действий живых предметов. Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: « На болоте тихо, вода, как чёрное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идёт дождик».

  • Слайд 20

    А вот рассказ с введением живых персонажей: « На болоте тихо, вода как чёрное зеркало, а по ней скользит жёлтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду и как маленький вертолётикзастыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зелёным лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется тёплому дождику». «Оживлялки» легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции. В одном пейзаже могу присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества картинок достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.  

  • Слайд 21

    Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, овощах, фруктах, птицах, животных, насекомых (Приложения №5, 6, 7). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Для систематизирования знаний о сезонных изменениях составила коллажи, мнемодорожки и мнемотаблицы по блокам Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (Приложения № 8, 9). В утренний отрезок времени дети, работая с календарём природы, составляют описательный рассказ о сезонных изменениях в природе по мнемотаблицам, коллажам (Приложение ).  

  • Слайд 22

    Когда дети научатся свободно работать с мнемодорожками по описанию отдельных предметов или явлений, вводится приём сравнительного описания. Два ребёнка составляют модель описания двух или более предметов по плану. При этом символы описания вкладываются каждым ребёнком в свой обруч. Затем в пересечении обручей выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. Например: Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц маленький, а лиса больше зайца. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц травоядное животное, а лиса хищник.

  • Слайд 23

    Работа с мнемотаблицами не ограничивается по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить. Параллельно с этой работой проводятся речевые игры, используют настольно - печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.  

  • Слайд 24

    Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, Но если свяжите двадцать таких слов с картинками, Их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке