Содержание
-
«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ» ГБДОУ детский сад № 61 (филиал)Колпинского района Санкт-Петербурга Составила воспитатель Салтанова Юлия Александровна
-
Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые, на их взгляд, показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например: «А у волка были большие зубы». «У него была пасть страшная», и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.Иными словами, ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.Иногда на занятиях мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы: «А что дальше?», «А как это произошло?», «Почему это случилось?».Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов.Что же делать? И вот сегодня я хочу поделиться опытом, как я помогаю детям при рассказывании использовать модельные схемы.
-
История возникновения мнемотехники
Мнемотехника известна с давних времён. Мнемотехника – это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000 лет.Ввёл термин «мнемотехника» в оборот Пифагор Самосский. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике принадлежат Цицерону и Квинтиллиану. Существует легенда, что искусство запоминания названо словом «mnemonikon» в честь имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Во время молитв Мнемозины люди просили улучшить их способность запоминать услышанное и увиденное.
-
В наше время первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной.
-
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
-
Актуальность
Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста в настоящее время становится более актуальным. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом и поэтому для достижения результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приёмы.Актуальность выбранной темы: - мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;- применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт;- ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
-
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
1) развивать умения понимать текст и рассказывать с помощью графической аналогии;2) развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;3) развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;4) содействовать в решении изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера;5) обучать детей правильному звукопроизношению;6) воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
-
Известная нам мнемотехника:
Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить все цвета радуги: КаждыйОхотник Желает Знать ГдеСидитФазан
-
Структура мнемотехники
Мнемоквадрат Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадраты – это понятные изображения, которые обозначают одно слово , словосочетание, его характеристики или простое предложение.
-
Мнемодорожка Затем усложняем , демонстрируя мнемодорожки. Мнемодорожки – это уже квадрат из трех-четырех картинок, по которым можно составить рассказ в 2-3 предложения.
-
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.
Мнемотаблица
-
Мнемотаблицы-схемы могут служить дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:
обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, скороговорок, чистоговорок.
-
Этапы использования мнемотаблиц:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ сказки с опорой на символы. 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
-
Примером мнемотехники для обогащения словарного запаса могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.
-
Для составления описательных рассказов используют мнемотаблицы об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.
-
При ознакомлении с художественной литературой также широко используют мнемотехнику. Вместе с детьми беседуют по тексту, рассматривают иллюстрации и отслеживают последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
-
Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
-
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях можно использовать мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.
-
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
-
-
Следующий вид работы по мнемотаблицам – отгадывание загадок, разучивание чистоговорок, скороговорок. Сидит дед в 100 шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
-
На полянке возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
-
Текст скороговорки: В огороде у Федоры - помидоры, за забором у Федоры - мухоморы. (Автоматизация звука Р). Мнемотаблицы по обучению скороговорок с дошкольниками.
-
-
Вывод
- в результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире,появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно; - заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. - это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
-
Источники:
Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М.: Линка-пресс. 2006.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.