Содержание
-
Работа на уроках русского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Булун-Терек Тергиин Аяна Черлик-ооловна
-
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особенностями высшей нервной деятельности, которые неспособны к длительной концентрации внимания. У таких детей снижена память, замедлен темп мыслительной деятельности.
-
Актуальность темы
обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.
-
Дидактическая игра
Ребенок с ОВЗ прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. Игры делят на наглядные и словесные. По числу участников делятся на групповые, коллективные и индивидуальные.
-
-
Обучение письму
Письмо – это сложная форма речевой деятельности. В нём принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Письмо тесно связано с речью, а речь в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении считают принцип развития речи. Это главное на любом этапе урока. Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй – развитие тактильной памяти и третий – закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв.
-
Штриховка – развитие мускульной памяти.
Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали сами или составили с помощью трафаретов, шаблоны. Правила штриховки следующие: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом!
-
Для развития моторики можно использовать не только штриховку, но и задания на раскрашивание, обведение контуров, рисование узоров по клеточкам. Обведение контуров Рисование узоров по клеточкам Раскрась картинку
-
Метод ощупывания букв
2. Создание в памяти ребенка образа заглавной и строчной букв и их соединений - развитие тактильной памяти. Эффективным является метод ощупывания букв из наждачной бумаги в направлении письма. Обводя, ощупывая букву, ученик уже «пишет» ее. Таким образом, формирование модели буквы в памяти учащегося происходит с помощью тактильных рецепторов детской руки. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения «Азбуки» («Букваря»). Из самой нежной (чтобы не оцарапать подушечки пальцев) наждачной бумаги вырезаются буквы (заглавные и строчные) наклеиваются их на бумагу или картон.
-
3. Письмо букв при помощи вкладыша (металлического или пластмассового трафарета).
На этом этапе закрепляются навыки, отработанные на первых двух этапах, т.е. с помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв, и закрепляются навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов. Недостаток таких трафаретов в том, что в нем отсутствуют соединения букв, так как их трудно вырезать из пластмассы или металлической пластины (на втором этапе этот момент является одним из основных и должен закрепляться на третьем этапе). Поэтому учителя применяют листы бумаги (вкладыши), на которых тушью написаны буквы, слоги и т.д. Подкладывая вкладыш под страницу, ученик обводит буквы, слоги, соблюдая при этом наклон букв и правильное направление письма.
-
Рифмованные упражнения
помогают детям прочнее усвоить новый материал по этой теме: Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу - моя: моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род – оно мое: мое окно, моё село. Эта сказка имеет и большую воспитательную направленность: Друзья должны помогать друг другу. Шуточные стихи – один из занимательных приемов развития фонематического слуха и познавательных процессов у младших школьников на уроках обучения грамоте. Прослушав стихотворение, ребенок определяет слово, в котором буква «заблудилась», называет эту букву и новое слово. Слова, отличающиеся одной буквой, ученик анализирует и соотносит звучание слов и их смысл в контексте стихотворения.
-
Как исправить почерк
Несколько несложных правил и упражнений для исправления почерка у детей (эффективны только в начальных классах). Обратите внимание, соблюдает ли Ваш ребенок строчку (буквы не должны вылезать за пределы строки, "прыгать"). Если ребенок "не видит" строчку, попробуйте четче прочертить линии, а еще лучше для домашних заданий вернитесь к тетрадкам в косую линейку. Обозначайте конец и начало строки (ставьте точки, галочки), чтобы ребенок видел, где начинать писать строчку или заканчивать ее. Проверьте, насколько уверенно чертит Ваш ребенок длинные и ровные линии. Если линии неровные, дрожащие, неуверенные, надо приобрести тетради для подготовки к письму предназначенные к работе с дошкольниками. Главное, что Вам нужно в них - это выполнение элементов штриховки, прописывание кривых линий, рисование предметов по пунктирной линии. Делайте как можно больше заданий и упражнений для развития мелкой моторики (лепка, аппликация, пальчиковые игры).
-
Обратите внимание на осанку ребенка - это поможет избавить от проблем позвоночником, чаще всего от сколиозов. Заметьте, с какой силой ребенок нажимает на ручку - если нажим очень сильный, значит, рука у ребенка сильно устает, почерк ухудшается по мере продолжения письменных упражнений - в этом случае можно посоветовать расслабляющий массаж рук и плечевого пояса, дома пишите только карандашом. Если нажим очень слабый, исчезающий, делайте силовые упражнения для пальчиков, упражнения на быструю смену пальчиковых поз (например, быстро меняем позы "колечки" - "коза" - "кулачок"), общеукрепляющую гимнастику для мышц плечевого пояса. Для развития силы нажима также дома надо побольше писать и рисовать карандашом. Обратите внимание на правильность написания букв и соединения их элементов. Если ребенок пишет буквы неуверенно, неправильно соединяет элементы, вернитесь к прописям для первоклашек. В них прописывают сначала элементы буквы, затем прописывают букву в слоге, а затем в словах и в предложении. Эти самые простые рекомендации будут приносить пользу, если Вы будете работать над этой проблемой систематически
-
для усвоения, повторения материала помогает такой вид работы, как работа с ассоциативными картинками, поскольку чаще всего усвоение материала у детей с ОВЗ идёт через ассоциации
-
По темам у учеников есть таблицы или алгоритмы, которые помогают им при выполнении заданий.
-
Самодиктант
Не менее эффективный приём, используемый на уроках русского языка,- самодиктант. Тексты для самодиктантов определяются учителем, они часто повторяются, потому что в работе с одним и тем же текстом меняются задачи: в одном случае он нужен, к примеру, для расстановки знаков препинания, в другом- для нахождения в нём членов предложения и т. д. Если текст повторяется несколько раз, то в конечном итоге его будут знать все.
-
Отгадывание загадок
Процесс отгадывания, по мнению современных психологов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предполагает знание педагогом механизмов построения логической задачи, способом шифровки загаданного предмета, явления в ней. Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования. 1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например: Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. (Арбуз) (Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу: цвет, форма, вкус.) Решение загадок подобного вида основано на анализе: выделении всех признаков и синтезе объединения их в единое целое.
-
Игра с мячом
Во время работы, например, над темами: «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», можно использовать мяч. Учитель кому-то из класса бросает мяч и называет глагол (существительное, прилагательное, местоимение), ученик ловит мяч и называет спряжение (склонение, разряд). Такая игра активизирует мозговой центр, развивает память, внимание, повышает познавательную активность.
-
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
-
Игра «Эрудит»
не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся. Угадай слово по толкованию его лексического значения. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.