Презентация на тему "Учимся писать красиво! Формирование графо-моторных навыков."

Презентация: Учимся писать красиво! Формирование графо-моторных навыков.
Включить эффекты
1 из 53
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Учимся писать красиво! Формирование графо-моторных навыков." в режиме онлайн с анимацией. Содержит 53 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    53
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Учимся писать красиво! Формирование графо-моторных навыков.
    Слайд 1

    «Учимся писать красиво!»

    Формирование графо-моторных навыков. Почерк. Подготовила учитель-логопед Сидорова О.А.

  • Слайд 2

    Почерк – наша «визитная карточка». Он может рассказать о своём хозяине очень многое. Связь между особенностями почерка и эмоциональным состоянием пишущего, обусловлена тем, что моторные движения руки управляются мозгом и несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем.

  • Слайд 3

    Возможна и обратная связь — правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение.

  • Слайд 4

    Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке.

  • Слайд 5

    Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письмаувеличивается с каждым годом и составляет 25-30% причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения.

  • Слайд 6

    Процесс письма связан с участием всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. Нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи.

  • Слайд 7

    Речедвигательный (произношение) Речеслуховой (отбор нужной фонемы) Зрительный (отбор нужной графемы) Двигательный (перевод графемы в кинему) В процессе письма участвуют четыре анализатора:

  • Слайд 8

    К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры. Для формирования навыка ПИСЬМАтребуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка.

  • Слайд 9

    Овладение процессом письма часто осложняется тем, что у детей 6–7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма).

  • Слайд 10

    Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия зрительной памяти зрительно-моторной координации звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности при овладении письменной речью. 

  • Слайд 11

    Для овладения навыком письма необходимо соблюдать следующие правила: Локоть и кисть ведущей руки лежат на столе Кисть повернута книзу с опорой на мизинец Пальцы располагаются близко к отточенному концу карандаша Тетрадь лежит с наклоном, угол листа направлен в середину груди Линии ведутся вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движение не проводится Движение руки строго ограничены.

  • Слайд 12

    Приемы письма: 1) умение сравнивать образец с результатом письма; 2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; 3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения); 4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);

  • Слайд 13

    5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке; 6) письмо букв между линиями строки и на линии; 7) начало письма. Запоминание строки; 8) приемы правильного наклона письма. Приемы письма:

  • Слайд 14

    Существует несколько основных методов обучения письму: копировальный, линейный, генетический, ритмический, аналитико-синтетический. Каждый из перечисленных методов обучения имеет свои достоинства и недостатки. Только применение их в комбинированном виде может дать оптимальные результаты.

  • Слайд 15

    Копировальный (или стиграфический) способ заключается в обвединении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками или бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом.

  • Слайд 16

    Линейный метод облегчает учащимся усвоение правильного написания букв и развивает глазомер. На начальной стадии разлиновка помогает учащимся выработать некий «канон» в соблюдении определённого наклона, размеров, пропорций букв и правильного соединения элементов. 

  • Слайд 17

    «Ячейка» образуется верхними, нижними и косыми линиями, рассчитана на букву или элемент буквы, задаёт им пропорции, чёткость начертаний и наклон. Её границы служат как бы подпорками, поддерживающими ещё неокрепшую руку ребёнка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера.

  • Слайд 18

    Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Этот метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.

  • Слайд 19

    Учитель задаёт ритм « и- раз – и – два – и…» При письме основных штрихов – счёт «раз» и нажим, счёт «и» - соединительный штрих без нажима, расслабление .

  • Слайд 20

    Остаётся вопрос последовательности изучения написания букв. Здесь противостоят друг другу два метода: генетический и аналитико-синтетический. Поскольку в современной школе обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, то после знакомства с правилами посадки и пользования инструментами письма, а так же научения писать некоторые элементы букв, детей учат писать строчные и заглавные буквы в том порядке, в котором они изучаются в букваре.

  • Слайд 21

    Генетический способ заключается в изучении букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Об этом способе упоминалось еще в XVI веке немецким художником Дюрером. Он доказывал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.

  • Слайд 22

    Генетический метод характеризуется следующими особенностями:1. Письмо букв обязательно подготавливается предварительным изучением и освоением элементов. 2. Дети изучают написание букв не в алфавитном порядке, а в порядке возрастающей трудности их написания. 3. Обучение письму строится на основе генезиса, т.е. образование каждой следующей буквы путём присоединения нового элемента к предшествующей букве, предварительно усвоенного элемента, лежащего в основе новой группы букв, затем слога и слов.

  • Слайд 23

    Буквы, при изучении их начертания, разбирались на составляющие элементы и анализировались. Каждый элемент проговаривался, осмысливался, и в конце концов, формулировался алгоритм письма, который закрепляет образ буквы в сознании учеников.  У каждой буквы алфавита есть своя формула, в которой чётко прописано, куда мы ставим ручку, куда ведём линию и где заканчиваем.

  • Слайд 24

    Метод Карстера– обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.

  • Слайд 25

    В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдывает. Наилучшие результаты всегда достигаются путем разумного сочетания методов на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные технологии.

  • Слайд 26

    Важно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-двигательныйобраз буквы. Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов.

  • Слайд 27

    Время движения на начальном этапе практически равно времени паузы, то есть на осознание действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения.

  • Слайд 28

    О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма. При формировании навыков письма, в широком смысле этого слова, процесс овладения техникой письма практически невозможен без учёта требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой). Требование комплексного подхода к обучению письму обусловлено самой природой акта письма..

  • Слайд 29

    Отсюда и неразрывная связь: прежде чем думать, как написать ту или иную букву, как её рационально соединить с предыдущей и последующей, нужно сначала решить вопрос, какую букву нужно писать. И чем меньше на это будет затрачено времени и усилий ученика, тем больше внимания будет уделено достижению четкости начертаний букв, правильности их соединений, ритмичности, связности письма, что особенно важно в первые годы обучения.

  • Слайд 30

    Факторы, влияющие на качество почерка. Отношения к обучению письму. Обычно, как отмечают многие исследователи, в первые годы обучения качество письма соотносится с успехами учащихся в учебе вообще. Общая старательность сказывается и на старательности по усвоению графических навыков письма. 2. На более поздних ступенях обучения эти зависимости не столь однозначны. Но и в младших классах иногда можно отметить расхождение между тем, как учится ученик по русскому языку, математике, и его успехами по чистописанию. Некоторые даже хорошо успевающие ученики не хотят писать лучше, спешат и пишут небрежно.

  • Слайд 31

    Факторы, влияющие на качество почерка. Некоторые дети пишут значительно медленнее, чем этого требует программа по русскому языку. В результате они спешат, нарушая правила каллиграфии. Так, с самого начала обучения у этих учащихся начинается ломка почерка.

  • Слайд 32

    4. Плохо успевая в чтении, в русском языке, ученики с нормальной скоростью письма вместе с тем, задерживаются при решении заданий по русскому языку, чтению и др., не успевают решать графические задания и пишут небрежно. 5. Отдельные учащиеся, даже старательные, не могут хорошо писать в силу каких – то заболеваний, нарушения зрения или моторики.

  • Слайд 33

    Еще один вывод нужно сделать,– нельзя формировать темп, скорость письма. Психологами было установлено: у шестилетних детей в течение всего первого года обучения при требовании «пиши быстрее» скорость самого движения не увеличивается, а лишь сокращается время микропаузы, то есть то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирование навыка письма.

  • Слайд 34

    Для автоматизации навыка письма большое значение имеет соблюдение принципа повторности, который осуществляется в основном в упражнениях. Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и точность в процессе упражнения.

  • Слайд 35

    Еще одним условием успешного обучения каллиграфии следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.

  • Слайд 36

    Дети, владеющие искусством каллиграфии, становятся усидчивее, аккуратнее, внимательнее, увереннее в своих силах, развивается эстетический вкус. Они и учиться начинают лучше, поскольку помимо красивого почерка происходит развитие личности.

  • Слайд 37

    Развитие межполушарного взаимодействия: -Перекресные движения ( «Лезгинка», «Нос-ухо», «Цыганочка»..) -рисование двумя руками - «Ленивая восьмёрка»

  • Слайд 38

    Развитие зрительно-пространственного ориентирования Схема собственного тела . Определение направлений в пространстве. Линейная последовательность ряда. Графическое воспроизведение направлений.

  • Слайд 39

    Таки образом, для развития графо-моторныхнавыков необходимо работать в нескольких направлениях: Гимнастика пальцев и кистей рук; Ориентировка на листе бумаги; Формирование и развитие элементарных графических навыков.

  • Слайд 40

    Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма.

  • Слайд 41

    Хороший эффект даёт комплекс несложных упражнений для развития мышц руки: Разведение и сведение пальцев рук; Одновременное и поочередное соприкосновение пальцев обеих рук; Круговые движения кистями рук в лицевой плоскости, вовнутрь и наружу; Отведение большого пальца левой и правой руки(одновременное и поочередное) и противопоставление его остальным пальцам;

  • Слайд 42

    Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; Соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями. Использование мелких эластичных игрушек, эспандеров, пищалок для сжимания и тренировки пальцев, мячиков, шариков, палочек.

  • Слайд 43
  • Слайд 44
  • Слайд 45
  • Слайд 46
  • Слайд 47
  • Слайд 48

    Для закрепления зрительно-двигательного образа буквы: Конструирование букв( из элементов) Превращение отдельных элементов в буквы Рисование на песке, манке.

  • Слайд 49

    Прописи А.Кушнирасерия «Педагогика здравого смысла»

    1 выпуск «Сказки А.С.Пушкина» послужил тому , чтобы дети научились понимать рукописный текст. 2 выпуск «Школьные песни»- тексты песен отпечатаны прозрачными буквами –позволил освоиться с начертанием отдельных букв. 3 выпуск « Бабушкины песни» предназначен для работы с прозрачной бумагой(калькой) для освоения слитного написания. 4 выпуск « День Победы» предназначен для списывания с рукописного текста.

  • Слайд 50
  • Слайд 51
  • Слайд 52
  • Слайд 53

    Спасибо за внимание! С наступающим Новым годом!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке