Содержание
-
(от 1,5 до 3 лет)
Развитие речи детей раннего возраста
-
Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.
-
Родители должны быть внимательны к речи своего малыша и, при малейших сомнениях, в случае отсутствия активной речи у ребенка 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов: -логопеда, -психолога, -психоневролога, -стоматолога, ортодонта, -оториноларинголога (ЛОР), -провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.)
-
Возможные причины: - негативные факторы в период беременности и родов; - «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом; - перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист; - частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет; - наследственные факторы; - снижение слуха; - анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата; - сосание пальца;
-
Особенности развития речи детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет
-
К полутора годам: - ребенок говорит отдельными словами. - слова дополняются жестами, мимикой, интонацией. - часто общепринятые слова заменяются на звукоподражания. - ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки – м,п,б,к,г,т,д,н,ф,в,х,й.
-
С полутора лет: Быстро растет активный словарь малыша – к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов, - он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова во фразу. - облегченные слова заменяются правильными. - появляются прилагательные и местоимения. - начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. - речь эмоциональна и выразительна.
-
На третьем году: - осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие сь, зь, ць, ль. - многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) малыш нередко заменяет мягкими свистящими. - интенсивно развивается мышление внимание становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. - он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы.
-
К трем годам: - пассивный и активный словарь ребенка достигает 1000 – 1200 слов. кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. - ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падежах. .
-
Какие отклонения в развитии ребенка раннего возраста должны насторожить заботливых родителей?
-
Для ребенка второго года жизни необходимо обратить внимание на следующие отклонения в речевом развитии: • присутствуют трудности в понимании обращенной речи (простой инструкции и двухступенчатой: «Подойди к столу и возьми кубик»); • в активной речи ребенок «застрял» на этапе лепета; • наблюдаются трудности формирования интонационной стороны речи (ребенок затрудняется в самостоятельной речи воспроизвести интонацию вопроса, требования); • при общении малыш использует очень мало общеупотребительных слов (3-5), чаще – звукоподражания, лепет; • к двум годам малыш испытывает затруднения при зрительном различении предметов, различных по величине (большой - маленький), по цвету (красный, синий, желтый, зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник).
-
Для ребенка третьего года жизни важными диагностическими показателями отклонения в речевом развитии являются следующие: • отсутствие в самостоятельной речи ребенка фразы из 2-4 слов; • ребенок НЕ называет величину предметов (большой - маленький), основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат); • нарушения слоговой структуры слова (сокращение или перестановки слогов в словах типа «киска», «машина»); • стойкие запинки при произнесении слов, фраз, многократные повторения или растянутое произнесение звуков или слогов на фоне мышечного напряжения; • нарушение произношения простых по артикуляции согласных звуков (М, Н, Т, Д, Ф, В, К, Г, Х); • искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты); • ребенок НЕ проявляет интереса к слушанию сказок, стихов; плохая слуховая память; • ребенок НЕ интересуется процессом «словотворчества».
-
Игры
-
Игры на развитие слухового восприятия «Угадай, что звучит» «Угадай, где звучит» «Угадай, чей это голос» «Кто позвал?» «Различение слов, близких по звуковому составу»
-
Игры на развитие артикуляционной моторики Динамические: «часики», «лошадка», «качели», «почистим зубки», «маляр», «вкусное варенье», и т.д. Статические: «улыбочка», «заборчик», «чашечка», «иголочка», «горка», «трубочка», и т.д «Рожицы».
-
Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков «Покажи, как плачет Ляля», «Как воет волк», «Как летит самолет», «Лошадка». - «Звукоподражания»
-
Игры на развитие мелкой моторики - стихи для игр с пальчиками -из бытового: завязывайте шнурки, привязывайте предметы друг к другу, застегивайте пуговички, перебирайте мелкие предметы (крупу, например).
-
Игры для развития словарного запаса и грамматической связи слов в предложении. 1. «Спрячь игрушку»: 2. «Поможем кукле Кате запомнить посуду» 3. «Чей малыш?», «Чья мама?»: 4. «Покорми зверей»: 5. «Назови маленький предмет». 6. «Подскажи словечко»: 7. «Кто как кричит?»: 8. «Сделай, как я скажу»:
-
Игры для развития самостоятельной фразовой речи игры- театрализации
-
Исправлять искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, т.к. у ребенка- дошкольника ещё недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и тем самым избежать серьезных проблем.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.