Презентация на тему "Развитие речи дошкольников в театрализованной деятельности"

Презентация: Развитие речи дошкольников в театрализованной деятельности
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.55 Мб). Тема: "Развитие речи дошкольников в театрализованной деятельности". Предмет: русский язык. 21 слайд. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Развитие речи дошкольников в театрализованной деятельности
    Слайд 1

    Развитие РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Никитина А.В. Сатка 2016г. МКДОУ ЦРР Д/С 30

  • Слайд 2
  • Слайд 3
  • Слайд 4

    ЦЕЛЬ:

  • Слайд 5

    Принципы организации театрализованной деятельности

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    3начение театрально-игровой деятельности для развития дошкольника

    Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Дошкольники любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети артисты, другие - зрители. Доказано, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Театр - один из самых доступных для детей видов искусства. Театральное искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое воздействие на речь ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную и очищающую функцию. Об очищающем воздействии театрального искусства известно очень давно. Станиславский указывал на то, что люди идущие в театр для развлечений, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обогащенным познанием жизни духа. Театральные игры и игры- драматизации являются разновидностью творческих игр. Театральные игры являются средством всестороннего воспитания дошкольника. Они обогащают впечатления детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, к театру.

  • Слайд 8

    Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности , инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения, этот вид игр оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы все его поняли. В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Игры-драматизации способствуют освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

  • Слайд 9

    Психолого-педагогические основы приобщения детей дошкольного возраста к театральной деятельности

    Целенаправленная организация восприятия различных видов искусства театра детьми дошкольного возраста и их собственная театрализованная деятельность, является разновидностью ведущей игровой деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста, и прежде всего на развитие такого важнейшего психического процесса, как воображение. Основным подходом к анализу механизмов воображения и его развития в дошкольном возрасте является концепция В.В. Давыдова, показывающая, что «на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. Это, прежде всего воображение и символическая функция, которая позволяет ребенку производить в своих действиях перенос одних вещей на другие, замещение одного предмет другим». Л.С Выготский считал игру основным источником воображения у детей дошкольного возраста, по его мнению, о возникновении воображения в игре можно судить по наличию в ней мнимой ситуации. Указывая на взаимосвязь игры и воображения. А.М Дьяченко отмечает, что воображение и игра связаны сложной диалектической связью: зарождаясь в игре, развиваясь вместе с игрой, воображение, в свою очередь, определяет и детерминируете развитие игровой деятельности. Исследования О.М Дьяченко показали, что игра открывает перед ребенком возможности развития воображения через вхождение в целостную мнимую ситуацию, обеспечивая интериоризацию этого процесса как одну из основных линий его развития.

  • Слайд 10

    В дошкольном возрасте наряду с игрой складываются и такие виды деятельности , как художественно-речевая и театрально-игровая, которые считаются видами художественной деятельности и имеют большие возможности для развития воображения дошкольника. По утверждению А.Н. Леонтьева, игра-драматизация является одной из важных форм перехода к продуктивной, творческой, а именно эстетической деятельности, с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Исследователи, изучавшие театрализовано - игровую деятельность дошкольников, сходятся в утверждении важности этого вида деятельности для развития психических функций - внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоциональной отзывчивости. Карпинская Н.С. рассматривала театрализовано - игровую деятельность как «трамплин» для развития творческой активности. В театральном искусстве творчество - это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театральных играх детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности, естественно, нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.

  • Слайд 11

    Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях - как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов), исполнительское, речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы). На мой взгляд, обеспечить полноценное развитие речи дошкольника помогает ряд условий: овладение системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемым качеством объектов; опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности ( музыка, живопись, худ.литература); обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации в изобразительном искусстве; достаточно высокий уровень сюжетной игры; полноценность и глубина восприятия ребенком литературных произведений; способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

  • Слайд 12

    Театрализованные игры отличаются главным образом тем, что в них воссоздаются конкретные образы, используются такие средства выразительности, как интонация, мимика, жест, поза, походка, приемы вождения куклы. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях; «как продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское творчество (речевое, двигательное) и оформительское (обстановка игр, декорации, костюмы и т. д.)». Характерная особенность такой деятельности — большие возможности для импровизации, свободное участие в ней детей по своему желанию, самостоятельная переработка драматургического материала, игра не для зрителей. Для того чтобы у детей могла возникнуть театрализованная игра, необходимо многократно повторяю произведение, вызываю интерес к нему путем рассматривания, иллюстраций, бесед. Вначале роль ведущего исполняю сама активно помогая детям распределить роли, подсказывая реплику, следующий эпизод. Я показываю детям некоторые способы художественно-образной выразительности, например, возможность, передавать содержание произведения своими словами, использовать прямую речь героев, разнообразие интонаций; показываю приёмы вождения кукол, возможные варианты размещения декораций на столе и т.п.

  • Слайд 13

    Можно выделить такой вид театрально-игровой деятельности как инсценировка художественных произведений Виды инсценировок. Слово инсценировка в русском языке имеет двоякое значение: приспособление какого-либо произведения для постановки на сцене или в кино и само представление, разыгрывание литературного произведения. Инсценировка, как правило, является средством вторичного ознакомления с художественным произведением. Дети лучше усваивают содержание зрелища тогда, когда они знакомы с литературным источником, подготовлены к его восприятию. Учитывая особенность восприятия дошкольников, можно использовать различные вспомогательные приемы: краткий пересказ сценария, напоминание аналогичных произведений или случаев, вступительное слово перед показом и другие. Дети могут инсценировать лишь те произведения, которые им очень хорошо известны, неоднократно прочитаны: сказки, рассказы, стихи, в которых большое место занимает диалог (при разыгрывании они превращаются в маленькие пьески или сценки).

  • Слайд 14

    Для детей дошкольного возраста существует в практике несколько видов инсценировок: игра-драматизация (для всех возрастных групп детского сада); театрализованное выступление (инсценировка) силами самих детей или школьников; разнообразные виды кукольного театра: театр обычных образных игрушек (настольный), театр петрушек, «пальчиковый» театр, теневой и настольный плоскостной театр, фигурки персонажей. Разновидностью плоскостного театра является фланелеграф: на экран, покрытый мягкой пушистой тканью, в процессе рассказа ведущего прикладываются фигурки, подклеенные сзади такой же тканью. По ходу действия их передвигают. Во всех видах инсценировок дети могут быть или зрителями, или исполнителями. Вид инсценировки зависит от темы и художественных особенностей произведения. Характер инсценировки определяет время и место ее показа в детском саду. Инсценировки, подготовленные детьми, мы проводим в часы игр, на прогулках. Я забочусь, чтобы дети располагали достаточными условиями для осуществления своих замыслов: в их распоряжении должны быть игрушки и необходимое оборудование.

  • Слайд 15

    Инсценировка как игровая деятельность детей. Я отмечаю существенную разницу в инсценировке как театральном представлении, которое дети показывают зрителям-сверстникам или взрослым, и инсценировке как игровой деятельности (игра-драматизация, игры с куклами, «в театр», «в кино»). В театральном представлении, которое показывается детьми, возможно предварительное заучивание ролей, репетиция, более широкое использование костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Такая инсценировка занимает в жизни дошкольников сравнительно небольшое место. Дети могут подготовить подобный спектакль к праздничным дням, к родительскому собранию.

  • Слайд 16

    В результате целенаправленной деятельности у детей улучшилась эмоциональное выражение речи, повысился уровень сформированности лексико - грамматического оформления речи, увеличился словарный запас, самостоятельные связные высказывания стали более развёрнутыми. Так же по результатам диагностики наблюдается положительная динамика в развитии внимания, памяти, словестно - логического мышления и восприятия. Я буду продолжать работу по данной теме и надеюсь добиться более высоких результатов.

  • Слайд 17

    Из опыта работы по развитию речи детей в театрализованной деятельности

    Театрализованная деятельность осуществляется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятии по развитию речи и социальным миром. Во всех формах деятельности желательно участие небольшой подгруппы детей, чтобы иметь возможность работать с каждым ребенком. Участники подгруппы могут меняться в зависимости от содержания деятельности. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей учитывают: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; индивидуальные склонности, потребности, предпочтения; любознательность, исследовательский интерес, творческие способности; возрастные и полоролевые способности.

  • Слайд 18

    Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон - специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и т.д. которое он может использовать в театрализованной деятельности. В целях развития индивидуальных интересов и склонностей, потребностей дошкольников предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть различные виды театра и ширма для его показа, детские рисунки. Необходимо периодически обновлять материал, ориентированный на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различным материалом при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям - в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материал, ткань, костюмы для ряженья. Раскрытию творческих способностей детей и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральные залы, гримерная, комната сказок), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним; игры- драматизации; подготовка и разыгрывание специальных сказок и инсценировок; упражнение по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

  • Слайд 19

    Занятия по театрализованной деятельности преследуют одновременно три цели: 1. развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; 2. создание атмосферы творчества; 3. социально-эмоциональное развитие детей. Большая роль в развитии театрализованной деятельности принадлежит воспитателю. Он должен владеть основами актерского мастерства, и основами режиссерских умений. При обучении детей средствам выразительности можно использовать знакомые и любимые рассказы и сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и другими выразительными средствами. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

  • Слайд 20

    В ходе работы детского сада по данной теме возникли две проблемы: 1. Что делать , когда не хватает ролей на всех детей; 2. Кто будет играть отрицательных персонажей. Первую проблему я решила путем подгрупповых занятий и парным проигрыванием ролей. Для решения второй проблемы проводились с детьми беседы о том, что в театре все артисты и им приходится играть как положительные, так и отрицательные роли. Если использовался кукольный театр, отрицательную роль брала на себя или вводила очередность исполнения ролей. Театрализованную деятельность в детском саду тесно увязала с изобразительной деятельностью и ручным трудом.

  • Слайд 21

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке