Содержание
-
Род имён существительных
-
Цели и задачи урока:
Дать знания о граматической категории рода существительных Развивать умение определять род имен существительных Пробудить интерес к соблюдению литературных норм в речи
-
Синтаксическая разминка
Задание:выписатьименасуществительные, определитьрод В далекихморскихпутешествияхвозможныразныеиспытания: буря, шторм, полныйштиль и диковинныеострова. Нанекоторыхостровахживутлишьдикиептицы: пеликаны, серыецапли, чайки.
-
Актуализация знаний.
Женский род Мужской род Средний род Относится к постоянным признакам. Определять род существительных, подставляю слова - помощники: моя, мой, моё.
-
Повторим определение рода имён существительных.
Запишите существительные, укажите, к какому роду они относятся. Лебедь, мышь, картофель, бандероль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ.
-
Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя? Неясно. Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте. Какой мальчик злюка! Какая девочка злюка!
-
Всегда ли легко определить род?
Запомните! Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
-
«Третий лишний».
Молодёжь, картофель, путь. Неряха, туфля, ветчина. Самостоятельно составьте цепочку слов на изучаемое правило.
-
Род склоняемых имен существительных. Как мы определяем и выражаем род существительного? На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают: а) формы прилагательного: большойстол, краснаяручка, широкоеокно; б) формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык. У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные: а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг; б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка; в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце. Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы! вывод
-
Оцените свою работу на уроке.
Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то - 1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? 2. Сможешь ли ты определить род имен существительных? 3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных? 4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками? 5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе? - У кого 4 +? Молодцы. У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.