Содержание
-
КЛАССИФИКАЦИИ СЕГМЕНТНЫХ ЕДИНИЦ РУССКОГО ЯЗЫКА
Л.Б. Савенкова
-
План
1. Основы общей классификации звуков русской речи. 2. Артикуляционная классификация русских гласных звуков. 3. Артикуляционная классификация русских согласных звуков. 4. Принципы акустической классификации звуков русской речи. Достоинства и недостатки обеих классификаций.
-
Звуки человеческой речи – результат работы произноси-тельного аппарата.
-
Каково основное условие образования звуков речи?
прохождение воздушной струи через речевой аппарат. В русском языке, как и в большинстве человеческих языков, звуки образуются на выдохе.
-
Все ли звуки человеческой речи произносятся на выдохе?
В готтентотских языках известны так называемые щелкающие взрывные согласные звуки, при произнесении которых воздух не движется из легких. Их называют инспиратами (вдыхательными звуками).
-
Работа по созданию звука в речевом аппарате – артикуляция.
экскурсия→выдержка→рекурсия э→в→р э→в→р э→в→р
-
От чего зависит качество звука?
От того, какие части речевого аппарата и в какой степени заняты в его образовании.
-
Условия образования гласного звука
воздушная струя проходит через сдвинутые и напряжённые языковые связки и при этом не встречает препятствий ни в ротовой, ни в носовой полости
-
Условия образования согласного звука
воздушная струя встречает преграду в носовой или ротовой полости
-
Согласные и гласные звуки
тон шум + + + - - + + + гласный согласный согласный согласный сонорный шумный шумный звонкий глухой
-
Качество звука
зависит от формы резонатора, т.е. от положения речевых органов, например, языка, губ, зубов, увулы.
-
-
Артикуляционная классификация звуков
предполагает учёт особенностей их произношения. Простейшая классификация строится для звуков, произносимых отдельно, вне сочетания с другими звуками. Единой артикуляционной классификации звуков русской речи не существует. Есть классификация гласных и классификация согласных.
-
3 фактора артикуляционной характеристики гласных
1) Участвуют или не участвуют в образовании звука губы? Это позволяет различать звуки лабиализованные ([о], [у]) и нелабиализованные ([а], [э], [и], [ы]).
-
2) Как движется язык по вертикали?
Различаются звуки верхнего ([и], [ы], [у]), среднего ([э], [о]), и нижнего ([а]) подъёма.
-
3) Как движется язык по горизонтали?
Выделяют звуки переднего ([и], [е]), среднего ([ы], [а]), заднего ([у], [о]) ряда.
-
4 основания артикуляционной классификации согласных
1) Участвуют или не участвуют голосовые связки в образовании звука? По этому признаку согласные делят на звонкие ([б], [в], [г] и др.) и глухие ([п], [ф], [к] и др.).
-
2) В каком месте речевого аппарата образуется преграда, создающая шум при экспирации?
С учётом этого фактора звуки делят на губно-губные ([б], [б’], [м] и др.), губно-зубные ([в], [в’], [ф] и др.), переднеязычные зубные ([д], [з’], [н] и др.), переднеязычные передненёбные ([ч], [р], [ж] и др.), среднеязычный средненёбный (он в русском языке один – [j]), заднеязычные средненёбные ([г’], [к’], [х’]) и заднеязычные задненёбные ([г], [к], [х]).
-
3) Каким способом образуется преграда, создающая при экспирации шум?
По способу образования различают смычные ([б], [д], [к] и др.) и щелевые ([в], [ж], [х] и др.) звуки.
-
Собственно смычными являются
взрывные (дублетными обозначениями являются термины «мгновенные», «затворные», «эксплозивные») звуки, у которых момент выдержки предполагает полный смык речевых органов и разрыв его под напором воздуха. Так образуются, например, [б], [т], [т’].
-
Остальные смычные могут быть отнесены к таковым лишь с определённой долей условности.
слитные звуки (аффрикаты) предполагают смык в первой части выдержки, а затем – прохождение воздушной струи через щель, ср.: [ц], [ч]
-
смычно-проходные
– полный смык в ротовой полости, но при этом – прохождение воздушной струи через носовую, ср.: [м], [н]
-
вибранты (дрожащие) –
неоднократное повторение смыка и размыкания преграды, ср.: [р], [р’]
-
Щелевые согласные
срединные боковые
-
4) Происходит ли дополнительное движение спинки языка по отношению к нёбу?
При перемещении передней части спинки языка к твёрдому нёбу образуется мягкий (палатализованный) звук, ср.: [д’], [с’]. [м’] и др. При движении задней части спинки языка к мягкому нёбу образуется твёрдый (веляризованный) звук, ср.: [д], [с]. [м]. Звук [j] образуется без дополнительного движения спинки языка вперёд или назад. Поэтому он оказывается несколько твёрже мягких, но мягче твёрдых звуков.
-
Теоретическое значение артикуляционной классификации
Она помогает исследовать фонетические закономерности: звуки, схожие по образованию, проявляют одни и те же свойства.
-
Практическая полезность артикуляционной классификации
помогает в изучении фонетики чужого языка, в освоении (понимании) звучащей речи глухонемым, в постановке диагноза некоторым больным, страдающим расстройствами речи и др.
-
-
Несовершенство артикуляционной классификации
характеризует не сам по себе звук, а лишь движения речевых органов при его произнесении, строится для гласных и согласных на разных основаниях; содержит многочленные ряды признаков, что неудобно для компьютерной обработки данных.
-
Акустическая классификация звуков
даёт собственные физические характеристики звуков; учитывает такие признаки звука, как сила (определяемая по величине амплитуды колебания звуковой волны), высота (зависящая от частоты колебаний звуковой волны), тембр (специфическая «окраска» звука, создаваемая одновременным сочетанием колебаний различной высоты).
-
Акустическая классификация
строится с учётом одних и тех же признаков как для гласных, так и для согласных звуков; каждый признак определяется как присутствующий или отсутствующий у того или иного звука.
-
Результаты классифицирования звуков по акустическим признакам
можно применять при компьютерном исследовании звучащей речи.
-
Задание для самостоятельного выполнения
Из художественного текста, звучащего кинотекста или записи телевизионной передачи подберите два примера диалога между носителем русского языка и человеком, для которого русский язык не является родным. Выполните письменный анализ фрагментов, указывая, какие звуки русской речи вызывают трудность у говорящего инофона. Самостоятельно отыщите в научной или справочной литературе сведения о системе фонем того языка, который является для инофона родным. Сделайте заключение о том, чем обусловлены артикуляционные неудачи данного инофона.
-
Литература
1. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977. 2. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб, 1998. 3. Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003. § 7 – 9. 4. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001. Гл. 2, 3, 5. 5. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. М., 1983.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.