Презентация на тему "Звуковая сторона слова"

Презентация: Звуковая сторона слова
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Звуковая сторона слова"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 19 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 8-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Звуковая сторона слова
    Слайд 1

    Звуковая сторона слова: произносительная норма. Изобразительно-выразительные возможности фонетики.

  • Слайд 2

    ФОНЕТИКА (от греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук) - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. звуки речи, способы из образования, акустические свойства, закономерности языковых изменений.

  • Слайд 3

    Звук – это минимальная единица речи. Звуки нужны для того, чтобы различать слова: том – дом. ЗВУКИ Гласные Согласные при их образовании воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими) В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́]. При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги. В русском языке 36 согласных звуков.

  • Слайд 4

    ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

    Сильная позиция – позиция под ударением. Например: город, земля, величие. Звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки. Слабая позиция – позиция без ударения. Например: голова, лесной, преподаватель. Звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки.

  • Слайд 5

    ЗВУКОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВ Е, Ё, Ю, Я.

    ДВА ЗВУКА ОДИН ЗВУК В начале слова: есть[й’э́с'т'], яблоко [йа]блоко. 2) После главного звука: уют[уй’у́т], маяк – [майак]. 3) После разделительных ь, ъ: прольет [прал'й'о́т], вьюн[в’йун]. Е = [‘Э] Ё =[‘О] Ю =[‘У] Я = [‘А] N.B.!!!Сигнализируют о мягкости предшествующего согласного. Примечание: Буква и после ь обозначает 2 ЗВУКА: воробьи – вороб[йи].

  • Слайд 6

    СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

    В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ / ОТСУТСТВИЯ СМЯГЧЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ: Твердыми Мягкими  Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости. N.B.!!! Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости.

  • Слайд 7

    НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ:

    ТВЕРДЫЕ МЯГКИЕ ц[ц], ж[ж], ш[ш] й[й], ч[ч’], щ[ш:’] Только твердые согласные:    [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные:  [й’], [ч’], [ш:’].  Долгий мягкий согласный звук [ж:’] встречается в русском языке в небольшом количестве слов, например: езжу, вожжи, дрожжи, визжит, брызжет, брезжит, можжевельник .

  • Слайд 8

    Для  согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости /звонкости; 2) твердости / мягкости.

  • Слайд 9

    ПО ГЛУХОСТИ/ЗВОНКОСТИ СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ Перед гласными звуками: [б]ар - [п]ар, горка [горкъ] – корка[коркъ]. 2) Перед сонорными согласными л, м, н, р, й: слой [слой], злой[злой]. 3) Перед звуками [в, в’]: свой [свой], свет [св’эт]. На конце слова: Снег – [сн’эк], нож – [нош], лоб – [лоп] ОГЛУШЕНИЕ 2) Если звонкий звук стоит перед глухим: Лодка – [лоткъ], ножка – [ношкъ], пробка – [пропкъ]. ОГЛУШЕНИЕ 3) Если глухой согласный звук стоит перед звонким: Просьба– [проз’бъ], вокзал – [в^гзал] ОЗВОНЧЕНИЕ

  • Слайд 10

    ПО ТВЕРДОСТИ/МЯГКОСТИ

    СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ На конце слова: кров [кроф] – кровь [кроф’], вес [в’эс] – весь [в’эс’], трон [трон] – тронь [трон’]. 2) Перед гласными а, о, у, ы: грозы[грозы] – грёзы[гр’озы], сад [сат] – сядь [с’aт’]. 3) Перед г, к, х: редька [р’эт’къ] – редко [р’эткъ]. Перед [д’][т’][ч’][ш’ (долгое)][ц]: листик [л’ис’т’ик], венчик [в’эн’ч’ик]. Сильная позиция позволяет отличить звуки друг от друга. Проверка звука (главного/согласного) сильной позицией лежит в основе русской орфографии.

  • Слайд 11

    ЗАПОМНИТЬ!!!

    [Р, Л, М, Н, Й’, Р’, Л’, М’, Н’ ]– всегда ЗВОНКИЕ. [Х, Ц, Ч’, Ш:’]– всегда ГЛУХИЕ. [Ж, Ш, Ц ]– всегда ТВЕРДЫЕ. [Й’, Ч’, Ш:’]– всегда МЯГКИЕ. Запомнить все ГЛУХИЕ согласные можно, запомнив предложение: Фока, хочешь поесть щец?

  • Слайд 12

    Правила транскрибирования гласных.

    1) Гласные звуки и, у, ы звучат одинаково под/без ударения: Ухо – ухА, бЫк– быкИ, цИрк – циркАч – цирковОй. 2) Гласные а, о - только под ударением. * В начале слова * В 1-м предударном слоге после твердого согласного 3) Гласные а, о, е в 1-м предударном слоге после мягких согласных – звук [и э]: [в’и э сна], [п’и э т’оркъ]. 4) В безударных слогах после мягкого согласного – [ь]: [ос’ьн’]; после твердого – [ъ]: [горът]. 5) Воображала [въбр^жалъ]- две буквы о передают звук [ъ]. [^] («шва») Например: ^бл^ка

  • Слайд 13

    УПРОЩЕНИЕ ГРУПП СОГЛАСНЫХ

    2) Сочетание согласных тд произносятся как [д:]: отдых [од:ых]. 3) Сочетания сж, зж – как [ж:]: сжатый [ж:атый], развизжаться [ръзв’иж:ац:ъ] 4) сч, зч, шч– как[ш:’]: расчистить [р^ш:’ис’т’ит’], рассказчик[р^скаш:’ик], веснушчатый[в’и эснуш:’ьтый]. 5) сш – как [ш:]: сшитый [ш:ытый] 6) дц– как[ц]: двенадцать [дв’и энацът’]. 7) дч, тч– как [ч:’]: летчик [л’оч:ик], разведчик [р^зв’эч:’ик]. 8) ться,тся – как [ц:ъ]: расшалится [ръш:^л’иц:ъ] 9) Непроизносимые согласные – не передаются: праздник [праз’н’ик] 1) Двойные согласные передают один долгий звук: класс [клас:]

  • Слайд 14

    Порядок фонетического разбора

    1) Прочитать слово; установить сколько в нем слогов. 2) Определить ударный слог. 3) Назвать звуки, из которых состоит данное слово. 4) Охарактеризовать звуки. Гласный звук: ударный/безударный; установить какой буквой обозначен. Согласный звук: твердый/мягкий, звонкий/глухой; установить какой буквой обозначен. 5) Подытожить количество звуков и букв в слове.

  • Слайд 15

    Образец фонетического разбора

    Я очень люблю есть морковь. Фонетический разбор слова люблю: люблю , люб-лЮ[л'убл'у] – 2 слога. Л – [л'] согласный, мягкий, звонкий и непарный; Ю – [у] – гласный и безударный; Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный Л – [л'] – согласный, мягкий, звонкий и непарный; Ю – [у] – гласный и ударный ___________________________ В слове 5 букв и 5 звуков. морковь мор-кОвь[м^ркъф'] - 2 cлога. М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный. О – [^] – гласный и безударный. Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный. К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный. О – [о] – гласный и ударный. В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный. —————————– В слове 7 букв и 6 звуков.

  • Слайд 16

    Функции буквы ь в словах

    В качестве разделительной Для обозначения мягкости в середине слова 1) Перед е, ё, ю, я 2) Перед гласным о в заимствованных словах Пьеса, семья. Сеньор, больон А) После согласного л перед согласным Нельзя, апельсин Б) Перед твердыми согласными Восьмой, скользко В) Перед мягкими г, к, б, м В судьбе, в письме На конце слова (морковь)

  • Слайд 17

    Особенности русского ударения

    Акцентология – раздел языкознания, изучающий функционирование ударения. Ударение в русском языке разноместное, подвижное, не закреплено за каким-нибудь определенным слогом слова. В русском языке много слов, значение которых определяется в зависимости от места ударения: Атлас (карта) – атлАс (ткань); безОбразный (расплывчатый) – безобрАзный (некрасивый); вЕнец (житель Вены – венЕц (головной убор); мУка (страдание) – мукА (размолотые зерна) и т.д. У большинства прилагательных в краткой форме сохраняется ударение полного прилагательного: обыкновЕнный – обыкновЕнен. У некоторых глаголов в форме женского рода ударение переходит с корня или приставки на окончание: брАть – бралА, дАть – далА, занЯть – зАнял – занялА, раздАть – рОздал – раздалА.

  • Слайд 18

    Произношение фрикативного звука Г

    Согласный г в русском языке взрывной, образуется так же как к, но с участием голоса. Произнесение фрикативного звука [г] (как в белорусском языке) сохраняется в: междометиях: эге, эге-гей и других звукоподражательных словах типа гав-гав; в слове бухгалтер и производных от него (бухгалтерский, бухгалтерия). В словах лёгкий, мягкий, облегчить, мягче, легче, мягчайший, мягкотелый, легковесный, налегке и др. на месте буквы г следует произносить звук [х]. В окончаниях местоимений в Р.п. и прилагательных на –ого, -его, а также в словах сегодня, итого на месте буквы г следует произносить звук [в]: наше[в]о, се[в]одняшний.

  • Слайд 19

    Изобразительно-выразительные возможности фонетики. Аллитерация – это разновидность звукового повтора — повторение одинаковых согласных. На эффекте аллитерации основаны некоторые скороговорки, тренирующие определенные звуки: Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит, Звон стеблей, ковыль, поет, поет, поет… (К. Д. Бальмонт). Ассонанс – это средство звукописи, основанное на повторении гласных звуков. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке