Содержание
-
Сколько лиц у слова?
Выполнили: Дрягина Ольга, Грищенко Екатерина, Колесова Ольга, Харрасова Далиля
-
В жизни человека важную роль играют всевозможные знаки. Сигнал светофора, рукопожатие, театральный билет – все это знаки, которые помогают нам отличать один предмет от другого. Одним из самых важных знаков являетсяслово.
-
Лексическое «лицо» слова
Каждое слово что-то называет или на что-то указывает. Слово озероназывает замкнутый естественный водоем; слово озерныйуказывает на связь какого-нибудь предмета с озером (озерная рыба); слово приозерныйуказывает на нахождение чего-либо рядом с озером (приозерные поля). Все это – лексические значения слов.
-
Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
-
Фонетическое «лицо» слова
Каждый языковой знак по-своему звучит, имеет свою особую звуковую оболочку. Без звуковой оболочки слово не может существовать точно так же, как и без значения.
-
Схема фонетического разбора слова. 1. Орфографическая запись слова. 2. Деление слова на слоги и место ударения. 3. Возможность переноса. 4. Фонетическая транскрипция слова. 5. Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный. 6. Количество звуков и букв. 7. Случаи несоответствия звука букве.
-
Фонетическое и лексическое «лицо» слова –
это то, что мы можем обнаружить, наблюдая за словом извне, снаружи. Но можно попытаться заглянуть и внутрь слова. Тогда мы обнаружим, что это слово -сложный знак языка, который состоит из простейших языковых знаков, морфем: корень, суффикс, приставка и окончание.
-
Словообразовательное «лицо» слова
Если слово образовано от какого-нибудь другого слова, то у него есть и словообразовательное значение, общее для всех слов, образованных таким же способом. Так, у слова приозерныйесть значение «находящийся рядом с чем-то», которое можно обнаружить и в словах пришкольный, пригородный.
-
Словообразовательный анализ слов предполагает подбор производящего слова, указание словообразовательного элемента, определение способа образования анализируемого слова. Способы словообразования: 1) морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение слов, сложение основ, сложение основы и слов, сложение основ с присоединением суффикса и др.); 2) неморфологический (распад многозначного слова на омонимы, переход из одной части речи в другую, сращение).
-
пример
-
Морфологическое «лицо» слова
У каждого слова есть значения, обязательные для всех других слов данной части речи. Так, слово озероотносится к неодушевленным существительным; как всякое существительное, оно имеет значение числа, рода и падежа. Это его грамматическиезначения. Свои особые грамматические значения есть и у прилагательных, и у глаголов, и у слов, относящихся к другим частям речи.
-
Например, морфологический разбор имени прилагательного включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению, степень сравнения для качественных прилагательных) и трёх непостоянных (род, число, падеж).
-
Синтаксическое «лицо» слова
Каждое слово используется как строительный материал в предложении, т.е. выполняет определеннуюсинтаксическуюфункцию. Так, слово озеро в предложении Горное озеро расположено между скалами. выполняет функцию подлежащего, а в предложении Мы поедем на дальнее озеро – функцию обстоятельства.
-
При разборе по членам предложения следует исходить из того, что член предложения - это характеристика синтаксической функции слова в предложении. Говоря образно, член предложения - это синтаксическая должность, на которой работает слово. Ту или иную синтаксическую функцию могут выполнять как отдельные слова, так и словосочетания.
-
Весёлые шарады.
◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность? ◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера? ◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений? ◘ Что такое стихийное бедствие? ◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что?
-
◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер? ◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты? ◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»? ◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?
-
Ответы.
◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность? (Второе.) ◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера? (Второе.) ◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений? (Про-за - проза.) ◘ Что такое стихийное бедствие? (Это когда вам задали на дом выучить много стихов.) ◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что? (Свободу слова.)
-
◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер? (Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».) ◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты? (У Герасима - немого дворника.) ◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»? («Весенние воды» - это стихотворение Ф.И. Тютчева, а «Вешние воды» - это повесть И.С. Тургенева.) ◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево? (Анна)
-
Вывод
Каждое слово имеет пять лиц. В зависимости от того, что мы хотим о слове узнать, в центре внимания находится лексическое, фонетическое, словообразовательное, морфологическое или синтаксическое «лицо» слова.
-
Список литературы:
Репкин В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса в двух частях. Часть 2. Фонетика и письмо, - М, 2003. Интернет-источники.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.