Презентация на тему "Методика словообразования"

Презентация: Методика словообразования
Включить эффекты
1 из 54
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.7
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.15 Мб). Тема: "Методика словообразования". Предмет: русский язык. 54 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 2.7 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Методика словообразования
    Слайд 1

    Изучение отдельных разделов школьного курса. Методика словообразования

  • Слайд 2

    Предмет и задачи словообразования

    Словообразование сформировалось как особый раздел языкознания в 40-50 гг. 20 века. Основоположники:В.В.Виноградов, Г. О. Винокур, Н. М. Шанский, Н. А. Янко-Треницкая, Е. А. Земская. Опирались на работы Бодуэна де Куртене, Н. В. Крушевского, Ф. Ф. Фортунатова.

  • Слайд 3

    В 60-70 гг. теория словообразования получила развитие в трудах О. К. Арутюковой, Ю. С. Азарх, В. В. Лопатина, С. М. Соболевой, В. Н. Немченко, А. Н. Тихонова. Предметом словообразования является слово с точки зрения его структуры: морфемной и словообразовательной.

  • Слайд 4

    Термин словообразование имеет несколько значений: это процесс образования слов ( белить←белый т.е. делать белым; суф. и; белеть←белый .т.е. становиться белым, суф. е). это система типов моделей образования слов в языке (∩ + ^ + ^ - модель слова, например «зеленеть»). наука о структуре слов и способах их образования.

  • Слайд 5

    Задачи:

    изучение минимально значимых частей слова – морфем; изучение словообразовательных ресурсов; изучение способов образования слов; изучение словообразовательной системы русского языка, основные тенденции развития; освоить методику словообразовательного анализа и разбора слова по сотаву

  • Слайд 6

    Связь словообразования с другими науками

    В отличие от лингвистики нет общепринятого решения вопроса о месте словообразования среди других наук→ 3 точки зрения: 1. многие ученые, начиная с М. В. Ломоносова, считают, что словообразование относится к грамматике, но включают его туда по разному. А) жива традиция включать словообразование в состав морфологии ( труды М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, Ф. И. Буслаева). Б) сущ-ет традиция рассматривать словообразование как особый раздел грамматики, наряду с морфологией и синтаксисом.   Русская грамматика морфология синтаксис словообразование ( Л. В. Щерба, В. В. Лопатин, Н. Д. Арутюнова)

  • Слайд 7

    Связь словообразования с другими науками 2. Некоторые ученые считают, что словообразование раздел лексикологии (Смирницкий, Шмелев). 3. 50 гг. 20 века. Словообразование не входит ни в грамматику, ни в лексикологию, это особый раздел языкознания (Головин, Купрякова, Земская, Сахарный). Причины разногласий ученых обусловлены структурой русского языка т.к. словообразование тесно связано с лексикологией и морфологией.

  • Слайд 8

    Словообразование изучается с 5-7 классы: 5 класс Изучается тема «Состав слова» (корень, окончание, основа, приставка, суффикс; исторические изменения в составе слова и чередования звуков при составе слов). 6 класс Изучаются основные способы образования слов; способы образования отдельных частей речи.

  • Слайд 9

    В школьном курсе словообразования выделяют 3 группы понятий:

    I группа:«Связь со структурой слов»(5 класс). В данной группе рассматривается слово и его значимые части, а также сложное и сложносокращённое слово.

  • Слайд 10

    В школьном курсе словообразования выделяют 3 группы понятий: II группа: «Связь с образованием слов» (6 класс). Рассматривается производящее слово; способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный); непроизводное слово. III группа: «Связь со словообразовательным анализом слов» (5-6 классы). Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

  • Слайд 11

    Основные умения

    5 класс Усвоение учащимися различия между словообразованием и словоизменением. Уяснение значимости частей слова. Выработка умений находить значимые части слова и определять: какие части слова передают смысл, а какие выражают грамматическое значение. Формирование умений разбирать слово по составу.

  • Слайд 12

    6 класс Уяснение сущности способов словопроизводства. Формирование умений определять исходную единицу, от которой образовано данное слово. Формирование умения производить словообразовательный разбор.

  • Слайд 13

    Принципы словообразования:

    1. Структурно-словообразовательный. Рассматривается сопоставление структуры слова и способа его образования. Для реализации этого принципа необходимо: -при выполнении упражнений сопоставлять морфологический и словообразовательный анализ слов; - при изучении структуры слов выявлять способы их образования: - путём сочетания управления слов и словопроизводства вырабатывать у учащихся навыки самоконтроля.

  • Слайд 14

    2. Мотивационный. Данный принцип заключает определение структуры слова путём его мотивирования. 3. Лексико-словообразовательный. Предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели.

  • Слайд 15

    4. Диахронический (исторический). Задача учителя: не допускать смешения исторического и современного аспектов. Пути реализации: 1) необходимо выяснить правильно ли учащиеся понимают семантику слова; 2) рассматриваются случаи изменения ЛЗ анализируемого слова; 3) историческая справка (этимологический анализ).

  • Слайд 16

    Содержание раздела «Словообразование»

    Велико значение занятий словообразованием с точки зрения задач общепедагогического характера, развития мыслительных способностей учащихся, их познавательной деятельности, самостоятельности, навыков решения поисковых задач и т.п.

  • Слайд 17

    Без умения определять в слове его составные части (морфемы): основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучение частей речи, усвоение многих орфографических правил, понимание значений большинства слов, сознательное изучение грамматики. Работа по изучению состава слова ведётся в начальной школе и по мере перехода учащихся из класса в класс усложняется.

  • Слайд 18

    При изучении раздела «Словообразование» даются следующие сведения: - место темы в общей системе работы по грамматике; - последовательность ознакомления учащихся со значимыми частями слова (корнем, приставкой, суффиксом и окончанием); - взаимодействие между составом слова и способами образования слов; - взаимодействие между навыками правописания частей слова и знаниями в области словообразования и грамматики.

  • Слайд 19

    Изучение состава слова и словообразования – процесс длительный, неограниченный только временем прохождения соответствующего раздела программы, рамками одного какого – либо класса. В 6-8 кл., где изучение словообразования не выделяется в особый раздел, необходимо при всяком удобном случае выделять одно-два слова для разбора по составу и для словообразовательного разбора. Помимо умения выделять в слове значимые части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова.

  • Слайд 20

    Типология упражнений

    1. Подбор (по памяти/из учебника) слов, состоящих из набора разного количества морфем. 2. Составление таблиц разной формы и заполнение их примерами. 3. Подбор слов заданной структуры. 4. Подбор слов определённой модели по значению. 5. Выяснение функции слов определённой структуры художественных произведений. 6. Разграничение суффиксов, близких по значению. 7. Упражнения, предполагающие стилистическую дифференциацию слов, в зависимости от образующего их суффикса.

  • Слайд 21

    Морфемный анализ и словообразовательный разбор

    Во всех классах необходимо придерживаться определённой системы в подборе материала для анализа состава слова и соблюдать последовательность в переходе от элементарных случаев к более сложным.

  • Слайд 22

    Вначале для разбора следует брать слова, состоящие только из основы и легко выделяемого окончания (стран-а, трав-а), а затем – слова, состоящие из основы, в которой легко выделяются корень и приставка (вы-ход, пере-вод), затем – слова с основой из корня и суффикса (дом-ик, стар-ик, уз-к-ий) и т.п.

  • Слайд 23

    Не следует избегать и анализа состава слов с двумя и более суффиксами или приставками, но, конечно, слов с незатемнённой этимологией , т.к. основные трудности при выделении морфем в слове возникают не столько в связи с количеством их, сколько в связи с их характером, степенью отчётливости границ между ними.

  • Слайд 24

    С этой точки зрения слово, состоящее только из приставки и корня (например, приём), нередко оказывается значительно более трудным для выделения в нём значимых частей, чем слово с несколькими морфемами (пере-пис-ыва-ть, от-дел-к-а, по-раз-брос-ать, с-крепл-ённ-ый и т.п.).

  • Слайд 25

    Для правильного выделения основы в слове исключительное значение имеет умение учащихся изменять форму слова (падеж, число, род, лицо и т.п.). Только сравнивая слово в данной форме с другими его формами, учащиеся смогут безошибочно выделить в них общую часть, являющуюся основой. Этот приём выделения основы распространяется и на случаи, когда основа равна корню, как в словах типа стен-а, край, клад и т.п.

  • Слайд 26

    Обучать составу слов лучше, если говорить не об отдельных только морфемах, а одновременно о разных и если учителем учитывается то, что младшие школьники осознают морфемы лучше в целом слове, чем взятые отдельно, - тогда лучше осознаются на первых же порах и различия между ними. Углубление же и уточнение этих понятий должно производиться позднее и в определённой последовательности (например, корень, приставка, суффикс, окончание)

  • Слайд 27

    Типичными ошибками учащихся при анализе состава слова, особенно на первых порах, являются такие, как: А) отнесение формообразующих суффиксов (суффикса прошедшего времени –л и т.п.) в разряд окончаний; Б) необоснованное расщепление одного суффикса на две морфемы и ошибочное затем отнесение одной части этого суффикса к окончанию (например, крас-иль-щ-ик – последние два звука ик принимаются учеником за окончание);

  • Слайд 28

    Типичными ошибками учащихся при анализе состава слова, особенно на первых порах, являются такие, как: В) выделение в качестве суффиксов или приставок частей слов, которые морфемами не являются, но по своему звуковому составу совпадают с той или иной морфемой. Чисто внешнее сходство их и приводит школьников к ложной аналогии. С другой стороны, сходство родственных слов улавливается младшими школьниками скорее, чем их различия. Это такие случаи, как ошибочное выделение учащимися в слове простыня приставки про-, в слове половина приставки по-, в слове глина суффикса -ин и т.п.

  • Слайд 29

    На следующем этапе учащиеся должны научиться выделять в основе составляющие её части – корень, приставки и суффиксы. Как показывает учительский опыт, при изучении состава слова наибольшую трудность для учащихся представляет выделение корня, в связи с чем именно на эту сторону надо обратить особое внимание.

  • Слайд 30

    При выполнении учащимися упражнений по выделению корня надо предупредить возможность допущения ошибок в таких случаях, когда одинаково звучащие корни двух различных слов принимаются за один и тот же корень, в то время как между этими корнями нет ничего общего ни по смыслу, ни по способности образовывать новые слова. Так, например, в словах год-н-ый, год-ов-ойкак будто бы один и тот же корень год-, однако это сходство только внешнее, здесь корни разные, что с полной ясностью обнаруживается при сопоставлении значений этих слов.

  • Слайд 31

    Предупредить подобные ошибки можно лишь в том случае, если при разборе по составу слова учащиеся будут исходить не только из внешних соответствий звукового оформления слова, но и из того, какой смысл заключён в морфеме (в данном случае – в корне). Такое же условие должно учитываться и при выделении других морфем – приставок, суффиксов.

  • Слайд 32

    В данном случае возможны упражнения следующего типа: 1) найти корень данного слова и указать его значения; 2) образовать ряд слов с данным корнем; 3) ввести эти слова в предложения; 4) доказать, что некоторые слова с корнями, сходными по своему звуковому составу, всё же являются словами не одного и того же корня (поднос-переносица); 5) найти общий корень в ряде однокоренных слов; 6) показать на примерах, как образуются сложные слова и т.п.

  • Слайд 33

    Безошибочному выделению корня в слове способствует умение учащихся подбирать группы однокоренных (родственных) слов, но относящихся к разным частям речи (видеть, видный, вид, видно; старый, старость, стареть, старо и т.п.).

  • Слайд 34

    Необходимо обратить внимание и на то, что чередование гласных и согласных в основе слова нередко связано с образованием тех или иных грамматических форм, например: при образовании сравнительной степени прилагательных часто чередуются: г-ж (строгий-строже), т-ч (крутой-круче), х-ш (тихий-тише), д-ж (молодой-моложе), ст-щ (простой-проще), з-ж (узкий-уже), к-ч (резкий-резче);

  • Слайд 35

    Необходимо обратить внимание и на то, что чередование гласных и согласных в основе слова нередко связано с образованием тех или иных грамматических форм, например: при образовании личных форм глагола: г-ж (бегу-бежишь), ч-т (кручу-крутить), ж-д (брожу-бродишь), ж-з (вожу-возить), к-ч (пеку-печёшь) и т.д.; при образовании глаголов совершенного и несовершенного вида, глаголов со значением однократности и многократности:о-а (коснуться-касаться).

  • Слайд 36

    Изменения в составе слова, происходившие на разных исторических этапах, могут и не приниматься учеником во внимание, так как для такого анализа у него нет ни нужных знаний, ни опыта. В тех же случаях, когда этимология слова может представлять интерес и о нём имеются достоверные и вполне доступные пониманию учащихся данные, учитель может дать соответствующую историческую справку о происхождении такого слова, хотя перегружать уроки грамматики подобными экскурсами ни в коем случае не нужно.

  • Слайд 37

    Изучение состава слова открывает перед учителем большие возможности для организации словарной работы (подбор однокоренных слов, упражнения на сопоставление слов по их значениям, составу, употребляемости и т.д.) и для занятий орфографией. При занятиях русским языком в школе нельзя ограничиваться только изучением состава слова.

  • Слайд 38

    Наличие в языке разнообразных морфем создаёт исключительно благоприятные возможности для расширения словарного состава языка, создания новых слов путём использования различных сочетаний существующих морфем. Эти способы сочетания морфем составляют словообразовательную систему языка, которая и должна изучаться в школе наряду с изучением состава слов.

  • Слайд 39

    Изучение способов словообразования на уроках русского языка даёт возможность показать учащимся, как образуются новые слова от уже существующих: 1) путём присоединения к известному слову суффикса (одного или двух); 2) приставки (одной или двух); 3) одновременно и приставки, и суффикса;

  • Слайд 40

    Изучение способов словообразования на уроках русского языка даёт возможность показать учащимся, как образуются новые слова от уже существующих: 4) бессуффиксным способом; 5) путём сложения основ; 6) слиянием сочетания слов в одно слово; 7) путём перехода слова из одной части речи в другую.

  • Слайд 41

    Показать учащимся, насколько богаты и разнообразны способы словообразования, свойственные русскому языку, можно путём анализа какой-либо большой группы однокоренных слов, например слов с корнем бел-. В результате такого анализа может быть установлена их принадлежность к различным частям речи (белила – сущ., белый – прил., белеть – гл., набело – нар.), возможность образования разных по значению однокоренных слов в пределах одной и той же части речи (существительные: беляк, белок, побелка, пробел).

  • Слайд 42

    Необходимо, чтобы и сам учащийся сумел подобрать по такому же образцу группы однокоренных слов с каким – либо корнем, например с корнями род-, сад-, вид- и т.п., выделил в них морфемы и оформил произведённый им разбор.

  • Слайд 43

    Общие сведения о способах образования слов в русском языке сравнительно хорошо должны быть изучены учащимися ещё до перехода их к систематическому изучению частей речи. Поэтому при изучении частей речи должны даваться уже достаточно обстоятельственные (в пределах материала учебника) сведения о специфических способах образования частей речи, о наиболее продуктивных морфемах (корнях, приставках, суффиксах), которые образуют слова, относящиеся к данной части речи.

  • Слайд 44

    При изучении способов словообразования в русском языке существенную помощь могут оказать такие таблицы:

  • Слайд 45

    Образование глаголов с корнем -вод- при помощи приставок:

  • Слайд 46

    Такая таблица подготавливает учащихся к усвоению способов словообразования глаголов, уяснению роли приставок в образовании различных разрядов слов. Из неё видно, что от одного корня при помощи приставок можно образовать большое количество слов, принадлежащих к одной части речи (в данном случае глаголов).

  • Слайд 47
  • Слайд 48

    В школьных условиях существенно важным является умение учащихся различать разбор по составу слова и разбор словообразовательный, поскольку тот и другой виды разбора выполняют различную роль в усвоении школьниками грамматического строя русского языка.

  • Слайд 49

    Различие это заключается в том, что разбор по составу слова предполагает выделения в слове всех частей (морфем - окончания, основы, корня, суффикса, приставки), из которых оно состоит. Словообразовательный разбор даёт возможность ответить на вопрос о том, как образовано данное слово, т.е. указать, от какого исходного слова и с помощью каких морфем, вскрыть ЛЗС, ввести его в ряд однокоренных слов, чтобы определить исходную основу, а значит, и исходное слово.

  • Слайд 50

    1) Правда 2) Правдивый По составу: 1) Корень правд- Окончание –а; 2) Корень правд-, суффикс – ив-, окончание –ый. Словообразовательный разбор: 1) Исходная основа правд-, окончание –а. 2) Исходная основа правдив-, суффикс –ость- (с помощью которого образовано это слово).

  • Слайд 51

    Обычная для школьной практики схема словообразовательного анализа такова – при разборе ученик указывает: 1) значение слова, к какой части речи оно относится; 2) от основы какого исходного слова образовано данное слово; 3) каким способом образовано данное слово; 4) чем отличается разбираемое слово по значению от того, от которого оно образовано.

  • Слайд 52

    Проф. В. И. Лебедев рекомендует сочетать упражнения в разборе слова по составу со словообразовательной работой. Эти упражнения предоставляются в следующем виде: - выделение морфемы, при помощи которой образовано разбираемое слово от другого; - мотивированное выделение в слове основы и сравнение её с основой исходного слова; - самостоятельное составление списка слов, принадлежащих к различным частям речи (сущ., прил.), но образованных при помощи одноимённых (омонимичных) суффиксов;

  • Слайд 53

    Проф. В. И. Лебедев рекомендует сочетать упражнения в разборе слова по составу со словообразовательной работой. Эти упражнения предоставляются в следующем виде: - образование рядов слов, в составе каждого из которых были и приставки и суффиксы (суффиксально-префиксальный способ образования слов); - образование новых слов при помощи: а) разных приставок; б) разных суффиксов; в) соединительных гласных; г) без соединительных гласных (бессуффиксный способ).

  • Слайд 54

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке