Содержание
-
Сложноподчиненное предложение.Повторение и обобщениепо УМК Разумовской М.М. 9класс
Автор: Гусева Татьяна Ивановна учитель русского языка и литературы ЧОУ СОШ Кристалл г. Сызрань
-
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, а зависимая — придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.
-
[Вновь я посетил тот уголок земли],(где я провел изгнанником два года незаметных.)(А.С. Пушкин)
-
Классификация типов придаточных предложений
определительные обстоятельственные изъяснительные
-
СПП с придаточным определительным
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. (А. С. Пушкин)
-
Отвечают на вопрос какой? Я люблю людей (каких людей?), с которыми легко общаться.
-
Относятся к одному слову в главной части — существительному, местоимению или слову, употребленному в значении существительного. Я люблю людей , с которыми легко общаться.
-
СПП с придаточным определительным Присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и наречий где, куда, откуда, когда.
-
СПП с придаточным определительнымПридаточная часть всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри главного.а) [ Мы повторяем правила] , (без знания которых сложно сдать экзамен по русскому языку).
-
б) [ Книга, (которую вы сейчас держите в руках), поможет вам справиться со сложными тестовыми заданиями].в) [ Это были просто крестьянские ребятишки],(которые стерегли табун). г) [Мельничный мост, (с которого я не раз ловил пескарей), был уже виден].
-
Задание 1. Укажите предложение с определительным придаточным
1)Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий.(К.Паустовский)2) Долго и трудно пришлось бороться гребцам с течением, которое не давало подойти к острову. (И.Чесноков)
-
Ответ.[Долго и трудно пришлось бороться гребцам с течением], (которое не давало подойти к острову). (И.Чесноков)
-
СПП с придаточным изъяснительным
Он очень сожалеет о том , что не знает русского языка.(А.Майков)
-
СПП с придаточным изъяснительнымОтвечают на падежные вопросы. Он очень сожалеет о том (о чём), что не знает русского языка.
-
СПП с придаточным изъяснительнымотносятся к членам предложения, имеющим значения речи, мысли, чувства (сказал, подумал, рад, обрадовался, известно, ясно, жаль, разговор, сообщение и др.)Недаромговорится, что дело мастера боится.
-
СПП с придаточным изъяснительным
Присоединяется к главной части: а) при помощи союзов (что, как, будто, чтобы, как будто и др.)
-
б) при помощи союзных слов (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда и др.)в) при помощи частицы ли в значении союза.
-
СПП с придаточным изъяснительнымВсегда находится после главного предложения, т.к. раскрывает, поясняет его смысл. Я не хочу , чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (М.Ю. Лермонтов)
-
СПП с придаточным изъяснительным1)Иван Ильич спросил, гденаходится штаб.2)Теперь Леонтьеву стало ясно, о чемон будет писать.3)Казбич вообразил, будтоАзамат украл у него лошадь.
-
4)В ясный день вы увидите в лесу, какосенняя паутина блестит на солнце.5) Иван Петрович расспрашивал детей, не устали лиони в дороге.
-
Задание 2. Переделайте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение с косвенной речью, т.е. с придаточным изъяснительным.
Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».
-
Ответ.Древние римляне утверждали, что поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться.
-
СПП с придаточным обстоятельственнымАлексей пополз туда,кудаулетел самолет.Когдауже почти стемнело, мы решили остановиться на привал.Еслиисчезнет воображение, человек перестанет быть человеком.
-
СПП с придаточным обстоятельственным
Имеют значения те же , что и обстоятельства в простом предложении, поэтому и отвечают на те же вопросы (где, куда, когда, почему, зачем, как, при каком условии и др.)
-
Придаточная часть может находиться перед, после или внутри главного предложения а) ( Куда ни взглянешь), [ всюду холмы ]. б) [ Я решил подняться на гору ], (чтобы оттуда осмотреть окрестности). в) [ Утром, (как только мы отошли от стоянки), сразу же увидели тропу ].
-
Алгоритм определения вида придаточного предложения1.Найти грамматические основы;2.Установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения;3.Поставить вопрос от главного предложения к придаточному;
-
4.Найти союз или союзное слово в придаточном предложении;5. По вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
-
Обратите внимание!
Один и тот же союз может быть в придаточных разного вида! а)Над долиной (какой долиной?), гдемы ехали, спустились тучи.(опр.)
-
б)Теперь мне стало ясно (что?),где синичка спрятала гнездо.(изъясн.)в)Алексей пополз туда (куда?), гдетеперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.(обст.)
-
Задание 3. Определите вид придаточных предложений, расставьте запятые
1) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было. 2) Леонтьев охотно соглашался со всем что говорил капитан.
-
Ответы.
1) В степной полосе, где был расположен родной Колин городок, лесов не было.(опр.) 2) Леонтьев охотно соглашался со всем, что говорил капитан. (изъясн.)
-
Список использованной литературы1. Русский язык : Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов;Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа,2011.2. Уроки русского языка в 9 классе: Поурочные планы по программе М.М. Разумовской./ Авт.-сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.