Содержание
-
моу сош № 1кафедра русского языка и литературы
Презентация на тему: Сложноподчинённое предложение
-
Схема:
[] – главная часть ( ) – придаточное предложение
-
средства подчинения
союзы не падает логическое ударение, служебные слова Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как. хотя, потому что и др. Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина. союзные слова падает логическое ударение, местоимения и наречия Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др. В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».
-
Типы придаточных:
Определительные Изъяснительные Обстоятельственные
-
ПРИДАТОЧНЫЕОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕВОПРОС: КАКОЙ?
[ … СУЩ.], (… ). Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
-
[ … СУЩ. ,( … ), … ]. В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника.
-
ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ
[ … ГЛ.], (… ). Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь.
-
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ
-
Ученик всё делал так, как требовал мастер. – образа действия Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. – степени Я увидел впереди трёх девочек, когда выбрался из зарослей. - времени
-
-
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. – причины Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. – цели Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт. - места
-
-
Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. – уступки Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. – следствия Лес стоит молча, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. - сравнения
-
ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯПРИНЕСКОЛЬКИХ ПРИДАТОЧНЫХ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ
-
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
[], ( ), ( ). Мы были на летних каникулах, когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие, чтобы мы не приезжали.
-
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕпри стыковке двух союзов
[], (что(если … ), то …). [], (что(если … ), так …). [], (что(если … ), но …). Она сказала ему, чтоесли он болен, тонадо лечиться.
-
[], (что,(когда … ), …). Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-то, зверь тревожно нюхал воздух.
-
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
( ), [], ( ). Когда дверь была заперта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет.
-
ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
[], ( ), ( ). Движение транспорта возобновилось, когда ремонт трамвайных путей был завершён, когда дороги залили асфальтом.
-
[], ( ) И ( ). Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
-
тест
1.Найдите сложноподчиненные предложения. A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированныйкулич. Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги. B. Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтомумальчики долго не могли успокоиться. Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум. Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень. 2.Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова. A. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки. Б. Макар и не заметил, что стало светать. B. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли. Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь. Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
-
тест (продолжение)
3. Укажите среди данных слов союзы: А. ибо; Б. где; В. который; Д. потому что. 4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Обведите в кружок номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного. A. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева. Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов. B. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах. Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай. Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.
-
тест (окончание)
5.Составьте предложения по схемам 1. [… так], (как…). 2. [], (который …). 3. (когда…), []. 4. [ , ( ), ]. 6.Укажите, как расставить знаки препинания в предложении: Бессмертная греческая традиция (1) главная особенность (2) которой (3) углублённый интерес к человеку (4) была воспринята древнерусскими мастерами. 1, 4 – запятые; 3 – тире 1 – тире; 2, 4 – запятые 1, 3, 4 – запятые 2, 4 – запятые; 3 - тире
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.