Содержание
-
«Сочинение налингвистическую тему как средство формирования у младших школьников интереса к языку»
Павлова Анна Анатольевна ГБОУ школа №570 Невского района Санкт-Петербурга
-
Начальное образование - это этап, на котором закладываются основы языкового образования и речевого развития младших школьников. Успешное достижение планируемых результатов в овладении русским языком невозможно без устойчивого познавательного интереса к этому предмету. С целью повышения интереса детей к русскому языку в методике применяются различные приёмы и виды работ. Одним из таких приёмов является написание сочинений «нетрадиционных» жанров, в частности написание сочинений на лингвистическую тему. Сочинение на лингвистическую тему помогает осознать детям сущность изученных лингвистических понятий и явлений, обобщить и систематизировать изученный материал. Этот и средство развития речи обучающихся, т.к. школьники учатся создавать текст с учётом его признаков, подбирать языковой материал для иллюстрации лингвистической теории, строить объяснение языковых фактов.
-
Сочинение на лингвистическую тему –сочинение «нетрадиционного» жанра
Особенности сочинений на лингвистическую тему: помогают выявить уровень мотивации обучающихся; повышают интерес обучающихся к изучаемой теме; развивают творческие способности школьников, навыки связной речи; активизируют образное и логическое мышление; помогают отбирать, составлять и анализировать факты языка.
-
Лингвистическая миниатюра
- это краткий занимательный рассказ, создающий образное представление о лингвистическом понятии, факте языка или речи. Главный персонаж рассказа олицетворяет это понятие, в его «характере», действиях наглядно проявляются признаки понятия. Особенность лингвистической миниатюры – образность, которая увеличивает «объяснительную силу» текста, способствует более глубокому освоению лингвистических знаний. Для младших школьников характерно выполнение такого задания в жанре сказки или рассказа с оригинальным необычным сюжетом.
-
Пример сочинения- миниатюры(3 класс)
Необычные существительные На уроке русского языка мы изучали имена существительные. Они бывают женского рода, например: машина, сумка; мужского – картофель, лук; среднего - зеркало, солнце. А к какому роду относятся слова плакса, ябеда, умница? Я решил узнать и заглянул в учебник, который есть у старшего брата. Оказалось, что это существительные общего рода. Они часто употребляются в разговорной речи, а род может меняться в зависимости от пола человека. Например: Ты ещё тот хитрюга! Моя сестра такая хитрюга! Русский язык очень интересный и необычный.
-
Этапы формирования умения писать сочинение на лингвистическую тему
ознакомление с особенностями текста лингвистической тематики; редактирование текста, содержащего неполную и неточную лингвистическую информацию; восстановление текста на лингвистическую тему с пропущенными словами; составление текста-миниатюры по аналогии или плану; составление текстов лингвистической тематики на предложенную и самостоятельно выбранную тему.
-
Редактирование текста, содержащего неполную и неточную лингвистическую информацию
Весёлый корень В стране Словообразование жил весёлый корень Звон. С помощью приставок и суффиксов он мог превратиться в другие слова. Корень Звон очень любил суффикс ПЕРЕ, потому что с его помощью он превращался в ПЕРЕЗВОН, и все вокруг слушали и восхищались им. Суффикс ОК обычно вставал перед корнем, и вместе они бежали в школу. Звонок в школе необходим! Только одна часть Звонка оставалась всегда неизменяемой – это окончание, которое служило для связи слов в предложении.
-
Восстановление текста на лингвистическую тему с пропущенными словами (работа по индивидуальным карточкам)
Имена … В русском языке есть слова, которые называются … … . Они отвечают на вопросы ... ., ... , … , … . Именно имена … уточняют нашу речь, делают ее образной и выразительной. Ведь увидев любой предмет, человек не только его называет, но и хочет его описать. Для этого он использует … ... . Например, если я захочу описать медведя, то употреблю слова, отвечающие на вопрос … ?, и скажу, что медведь …, …, … . А вот в вазе лежит … , … ,… яблоко. А … берёзка? Она ... , … , … . Имена ... нужны для того, чтобы сделать нашу речь более … и …. .
-
Составление текста-миниатюры по аналогии или плану
Примерный план: 1.Назови часть речи. 2. Вспомни признаки этой части речи. 3. Приведи примеры. 4. Скажи, для чего нужны в речи эти слова. Глагол в нашей речи Есть в русском языке часть речи, которая называется глагол. Это очень деятельная и активная часть речи. Глагол всё приводит в движение и выполняет любую работу. Он бегает, мастерит, варит, шьёт, летает. Стать грамотным человеком нам тоже помогают глаголы. Ведь на уроках ученики пишут, читают, рисуют, учат. Эти слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делают? что сделает? и другие. Глагол – самая живая часть речи!
-
Темы сочинений на лингвистическую тему
«Чудесные волшебные слова» «Спор частей речи: кто главнее?» «Автобиография слова» (слово рассказывает о себе) «Волшебник мягкий знак» «Весёлый корень» «Приключения суффикса» «Спор подлежащего и сказуемого» «Волшебное ударение» «Зачем нужны суффиксы» «Глагол в нашей речи» и другие.
-
Методические условия написания сочинений на лингвистическую тему:
1) актуализация знаний о тексте и его признаках; 2) целенаправленный анализ существенных признаков лингвистических понятий и явлений, раскрываемых в сочинении; 3) выбор тем, требующих расширения знаний о языке и вызывающих интерес у учащихся; 4) постановка проблемных вопросов лингвистического характера, для решения которых необходим поиск сведений, подбор языкового материала и его анализ; 5) включение в систему обучения в качестве образца авторских текстов.
-
Книжка- альбом«Русский язык – это интересно!»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.