1. Работа в «Букваре». 2 5 3
1) – Найдите схему слова шляпа в «Букваре». Сделаем звуко-буквенный анализ этого слова.
– В слове шляпа два слога, ударный первый слог.
Учитель проговаривает слово, чётко выделяя каждый звук.
– Ш-ш-шляпа.
Звук [ш] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета, на письме обозначается буквой Ш.
– Шл-л-ляпа.
Звук [л'] – согласный звонкий, мягкий, рисуем точку зелёного цвета, на письме обозначается буквой Л.
– Шла-а-апа.
Звук [а] – гласный ударный, рисуем точку красного цвета, на письме обозначается буквой А.
– Шляп-п-па.
Звук [п] – согласный глухой, твёрдый, рисуем точку синего цвета, на письме обозначается буквой П.
– Шляпа-а-а.
Звук [а] – гласный безударный, рисуем точку красного цвета, на письме обозначается буквой А.
В этом слове 5 букв, 5 звуков.
Аналогично разбирается слово шалаш или любое другое слово по выбору учителя.
2) Чтение слогов с буквой Ш.
3) Разучивание скороговорок. Шесть мышат в шалаше шуршат.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Чистоговорки.
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
– Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать?
3. Работа в «Букваре». 5 6 3 1
Чтение и анализ слов.
Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений.
Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.
– Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)
– Выделите цветной точкой первый звук. Какой цвет взяли? (Синий.)
– Почему?
Чтение слов 2-го столбика.
– Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы.)
– Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в названии большого? (ПРОПЕДЕВТИКА. Суффикс.)
– Подчеркните эту часть слова.
Чтение 3-го и 4-го столбиков слов про себя.
– Как называют маленького ребёнка, малыша или детёныша животного? (Крошка.)
– Говорят: крошка хлеба, то есть маленький, даже малюсенький кусочек.
– Есть ли в этом столбике однокоренные слова? (ПРОПЕДЕВТИКА. Да, крыша, крышка – корень -крыш-.)
– Отличаются ли оттенками значений эти слова? (Да, крыша – большая, а крышка – маленькая, например, для закрывания банок.)
– Выделите одинаковые звуки в словах этого столбика. Чтение следующего столбика слов про себя.
– Что можно сказать про эти слова? (Они однокоренные, корень -шут-.)
– Выделите корень специальным значком – дугой.
– Какое из этих слов обозначает действие? (Шалун, шалунишка – корень
-шал-.)
– Когда говорят шалун, а когда шалунишка? (Когда ребёнок разбалуется, про него говорят: шалун. А можно сказать ласково: шалунишка.)
– Да, слово шалунишка имеет уменьшительно-ласкательное значение.
– Есть ли разница в оттенках значений слов шут, шутник? (Шут – это клоун, а шутник – это человек, который любит пошутить.)
– Подчеркните ударный слог в каждом слове.
– Найдём эти слова в прописи.
5. Работа в «Букваре». 7 6 1 1 3
Чтение текста «Паша-шутник».
1) Работа с текстом до чтения.
Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации.
– Кого изобразил художник?
– Что уже можно сказать? (Мы будем читать про Пашу-шутника. Это понятно из заглавия. На иллюстрации мы видим клоуна, так как у него разрисовано лицо. Он смеётся. Это, наверное, и есть Паша. Одет Паша как клоун на сцене. У него штанишки на лямочках. На штанишках изображены ромашки. На голове смешная шляпа, на ногах смешные ботинки. А в руках держит ромашки.)
– Чтобы до конца разобраться, прочитаем текст.
2) Работа с текстом во время чтения.
Чтение про себя, затем вслух по предложениям.
Вопросы по ходу чтения.
– Кто же Паша? (Паша – клоун.)
– Кто такой клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.)
– Значит, какой Паша, раз он шутник? (Весёлый, задорный, остроумный.)
– Можно ли приготовить окрошку из ромашек? (Нет, это Паша шутит.)
– А на самом деле из чего окрошку делают?
Повторное чтение.
3) Беседа после чтения.
– Что смешного в Пашином наряде?
– Ещё раз посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте предложения, к которым она относится.
– Почему Паша так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.)
– А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов?
– Подсчитайте, сколько слов с буквой Ш встретилось в тексте.
Прочитайте их.
– Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой.
– Какого цвета точка?
6. Работа в «Букваре». 6 1 1 3
Чтение-слушание рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква» (с. 81). 1
1) Работа с текстом до чтения.
– Наш художник не нарисовал картинку к тексту, который написал Виктор Драгунский.
– Как называется текст?
– Что могло произойти с буквой? Кто её заколдовал? Это сказка?
(Нет, Драгунский писал только рассказы.)
2) Этот текст предлагается для слушания.
Учитель читает, дети слушают (книги закрыты). После чтения предлагаются вопросы на понимание содержания.
– Сколько в рассказе героев? (Мишка, Алёнка и рассказчик.)
Можно сказать детям, что у Драгунского все рассказы написаны от лица главного героя – мальчика Дениса.
– Можно ли определить, сколько детям лет? (Да, примерно 6–7, раз у них у всех выпадают молочные зубы...)
– А можно понять, когда происходит действие? (Зимой, накануне Нового года.)
– Как вы догадались?
– Какая была ёлка?
– Что же так рассмешило друзей?
– Какой звук оказался для всех троих самым трудным? (Звук [ш].)
– А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести?
– Как вы думаете, почему этот рассказ смешной?
– А могла ли такая история произойти на самом деле или Драгунский всё выдумал?
– Можно ли сказать, что у автора рассказа Виктора Драгунского
есть чувство юмора?
Чтение текста хорошо читающими детьми.
3) Работа с текстом после чтения.
– Кто же был прав из ребят? (Никто.)
– Так кто же заколдовал букву (точнее, не букву, а звук [ш])?
– Как точнее: заколдованная буква или заколдованный звук? Почему?
– Вот вы говорите, что смеялись во время чтения, значит, это какой рассказ? (Юмористический.)
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.