Содержание
-
Тема урока:
«Союз как часть речи»
-
Цель урока:
Познакомить учащихся с союзом как частью речи.
-
Объяснительный диктант.
На небе разг..раетсяз..ря. Я проб..раюсьузкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья к..саютсялица и будто соб..раютсяудержать меня. Из пр..дорожных зар..слей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.Подн..мается солнце, и его лучи осв..щают д..лекиеполя, пр..брежныекусты возле речки. Она ярко бл..ститна солнце.Вот и лес. Я предпол..галсобрать здесь много ягод и от..скатьгрибы. Мои предпол..женияоправдались. Ягоды буквально уст..лалилесные поляны. Стоило пр..сесть — вид..шь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. Долго бр..дилпо лесу. С трудом дот..щиля до дома полную корзину пр..сладких ягод. За день мое лицо и руки заг..рели. После такой прогулки хорошо выкупаться и пр..лечь отдохнуть на свеж..м сене. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание. Какова роль союзов в предложениях?
-
Работа в конспектах.
1. Союз – это служебная часть речи, которая связывает - однородные члены; - части сложного предложения; - предложения в тексте. 2. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.
-
-
-
-
Сложносочиненные предложения- это сложные предложения, части которых связаны интонацией и сочинительными союзами.
-
Группы сочинительных союзов:
-
Запятая между однородными членами предложения ставится
1. Между однородными членами, не соединенными союзами: В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась. [O, O, O, O и O]
-
2. Перед противительными союзами: Не от росы урожай, а от поту. [ O, а O]
-
3. Перед повторяющимися союзами: И туман, и непогоды осень поздняя несет. [ и O, и O] А вокруг были дым, и бой, и смерть [O, и O, и O]
-
4. Перед второй частью двойных союзов: Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. [… не только O, но и O …]
-
Парное соединение:
Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами (внутри таких пар запятая не ставится): Я слышал разговоры – пьяные и трезвые, робкие и отчаянные, полные покорности и злобы, – всякие разговоры. [O и O, O и O, O и O].
-
Запятая между однородными членами предложения не ставится
1. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (= и), разделительными союзами или, либо: Сведения об успехе или неудаче быстро разносились. [O или O]
-
2. Внутри фразеологизма: день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и этак, и туда и сюда, ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни да ни нет, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни за что ни про что, ни конца ни края, ни много ни мало, ни пава ни ворона, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни себе ни людям, ни слуху ни духу
-
-
Морфологический разбор союза.
Каштанка оглянулась и³ увидела, что³ по улице прямо на нее шел полк солдат. И – союз I. O и O II. Морф. призн: соч., соед., прост. Что – союз I. [ ], ﴾что…﴿ II. Морф. призн: подч., изъясн., прост.
-
Слитное написание союзов.(орфограмма №67)
-
Контрольные вопросы:
1. Что такое союз? 2. Какие союзы называются простыми, составными? 3. Какова роль сочинительных, подчинительных союзов? 4. Назовите группы сочинительных союзов. 5. Назовите группы подчинительных союзов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.