Содержание
-
Т у к а й начал изучать русский язык
Урок развития речи в 7 классе Обучающее изложение (сжатое изложение с последующим рассуждением)
-
Цель урока:
дать возможность проявить самостоятельность в использовании имеющегося у учащихся словарного запаса научить строить высказывание, учитывая ведущий тип речи и элементы других типов развивать умение запоминать чужое высказывание, сохраняя его в памяти; излагать материал обобщенно, выделять в содержании главное, избежать ненужных подробностей исходного текста; отбирать и использовать языковые средства авторского текста; грамотно оформить текст с орфографической и пунктуационной стороны раскрыть яркие черты характера Тукая, раскрывающиеся в этом тексте
-
Этапы урока:
вступительное слово учителя, призванное создать в классе тот эмоциональный настрой, который поможет учащимся глубже воспринять содержание текста, познакомить с его автором, что будет способствовать расширению их общего кругозора выразительное чтение текста словарно-орфографическая работа, нацеленная на объяснение значений непонятных слов и выражений, комментирование слов, трудных в орфографическом плане, обоснование постановки некоторых знаков препинания беседа по содержанию, определение темы, основной мысли текста, анализ языковых средств составление плана устный пересказ по плану повторное чтение текста письменное оформление изложения
-
Сжатое изложение
Материал излагается обобщенно. В тексте выделяется главное, пропускаются ненужные подробности и обобщаются однородные явления. Последовательность работы: 1.Внимательно прослушай текст. 2. Определи тему и основную мысль текста. 3. Вдумайся в название текста (именно в нем обычно содержится тема или идея рассказа). 4. Установи причинно-следственные связи в содержании текста 5. Определи тип речи. 6. Раздели текст на смысловые части 7. Начинай работу по сжиманию текста. Ты должен передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное. 8. Сохраняй особенности языка данного текста, используй авторские ключевые слова 9. Напиши черновик изложения, после исправления и проверки перепиши его начисто.
-
Его саз звучал недолго…
Пушкин – море! Море – Лермонтов! В небе вечности сверкай, Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай! – так писал известный татарский поэт, гениальный татарский классик Габдулла Тукай. Его стихами и поэмами зачитываешься. Может, потому, что он сумел выразить в своих произведениях всю душу народа. Своими учителями он считал Пушкина, Лермонтова, переводил их на татарский язык. Говорят, Максим Горький плакал, слушая переводы его стихов.
-
Работа над текстом
Сформулируйте тему и основную мысль текста Вдумайтесь в название текста Определите к какому типу речи относится текст Определите стиль речи Разделите текст на композиционные и смысловые части
-
Повествование с элементами описания
В основе лежит рассказ о каком-нибудь событии, которое разворачивается во времени и имеет динамику и следующую схему построения: Завязка Кульминация Развязка В некоторых пунктах схемы имеются описания чего-то или кого-то, которые помогают раскрыть содержание текста
-
Словарная работа
По наивности – по простоте своей Приемный отец – человек, который усыновил ребенка, принял в свою семью Ошеломила – очень сильно удивила Шакирды – ученики медресе
-
Беседа по содержанию текста
Какое событие произошло в жизни Тукая в 1896 году? Что рассказывает он о первом дне пребывания в «русском классе» медресе? Какая путаница произошла с фамилией мальчика? Почему новая школа «ошеломила» Тукая? Почему мальчику было трудно в этой школе? Как долго мальчик преодолевал трудности в обучении? Кому принадлежит «дорогое место в его сердце»?
-
Средства сжатия текста
Обобщение однородных фактов, явлений, признаков Сокращение описаний Абзацное сокращение, т.е. выделение из абзаца главной мысли Перестраивание диалогов
-
План изложения
Событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Тукая. Первый день в «русском классе» медресе в Уральске Путаница с фамилией. Русская школа. Преодоление трудностей.
-
Образец изложения
В 1896 году Габдулла Тукай начал изучать русский язык. Сам поэт вспоминает об этом так: «Мне было десять лет. Свою фамилию не знал , не знал и значения этого слова. Только дома от сестер я узнал, что моего отца звали Гарифом, и сказал об этом учителю. Он так и записал в журнал: «Гарифов». Но Тукай, конечно знал, кто его отец. Но он не хотел обидеть никого: ни Гарифа-муллу, родного отца, ни Мухамметвали, ни Сагъди. Русская школа ошеломила Тукая. Двухэтажный большой каменный дом с просторными классами нельзя было сравнить с медресе, где все сидели на низеньких скамейках, поджав ноги. Это уже не медресе. И учитель просто генерал! Уроки ведет совсем по-другому. Пишет буквы на доске, показывает их в книжке с картинками, заставляет переписать в тетрадь. Но вот беда:Габдулла ни слова не понимает по-русски, а другие свободно разговаривают с учителем Через несколько месяцев мальчик выучил много русских слов, стал понимать русскую речь, читать книги на русском языке. На третий год обучения Габдулла стал первым учеником в русском классе. Учитель перед шакирдами объявил: «Гарифов – кругом пять!» Он занимался с ним отдельно и давал книги для чтения. В них Габдулла впервые увидел стихи многих русских поэтов, прочел их вслух. Пушкин поразил Тукая и навсегда занял дорогое место в его сердце.
-
Рассуждение
Какие яркие черты характера Тукая раскрываются в этом отрывке?
-
Образец рассуждения
К личности Тукая, я думаю, можно относиться с глубокой благодарностью и постоянным удивлением. Он входит в нашу жизнь с детства, постепенно мы открываем для себя все новые грани его таланта. Тукай уже в десять лет был очень трудолюбивым, усидчивым , увлекающимся и любознательным мальчиком. Целеустремленность помогает ему преодолеть препятствия в изучении русского языка. За столь короткое время Габдулла смог стать первым учеником в русской школе! В данном рассказе мне открылись только привлекательные стороны личности Тукая.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.