Содержание
-
Современные технологии развития речи детей ТРИЗ
-
Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для:- поиска нетривиальных идей,- выявления и решения многих творческих проблем,- выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство,- развития творческого мышления, формирования творческой личности.
-
Можно выделить основные функции ТРИЗ: Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). Развитие качеств творческой личности.
-
Методические советы при работе по ТРИЗ-технологии: Совет № 1. Формулируйте детям проблему в виде противоречия. Например. Дождь должен идти, чтобы был хороший урожай, и его не должно быть, чтобы этот урожай можно было вовремя убрать. Домашние задания должны быть, чтобы лучше усвоить материал, и их не должно быть, чтобы было больше времени на отдых. Совет № 2. Знакомьте детей с противоречиями, используя загадки. Например. Что это: местами колючее, местами неколючее; то колючее, то неколючее; по отдельности колючее, вместе неколючее. Совет № 3. Придумывайте для детей и вместе с детьми новые изобретательские задачи. Например. Он много хвалился, за что и поплатился. (Колобок.) Он ее освободил, потому что полюбил. (Царевна-лягушка.) Полюбив, она сделала невозможное. (Аленький цветочек.) Совет № 4. Учите детей во всем видеть хорошие и плохие стороны. Например. Огонь — хорошо или плохо? Доброта — хорошо или плохо? Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
-
Пособия для развития детского творчества посредством методов ТРИЗ. Основными положениями программы "Развитие" Л.А. Венгера и ТРИЗ-РТВ-технологии в плане развития творческих способностей, где способности понимают как ориентировочные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников эти средства носят образный характер - это эталоны, схемы, модели. Предметно-развивающую среду предлагаю обогатить основной группой моделей ТРИЗ-РТВ, таких как морфотаблицы, системный оператор, символическая зрительная и слуховая аналогия и др. - построенной с использованием схем, эталонов, символов и представляющей собой модели различных систем и объектов.
-
Пособие "Круги Луллия" Используются в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным разделам программы: экология, развитие связной речи, обучение грамоте, музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, конструирование. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.
-
Морфотаблицы. Педагоги активно используют в своей работе морфотаблицы. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику. Цель: формировать у детей умение давать большое количество различных категорий ответов в рамках заданной темы; создавать условия для оценки ребёнком полученных идей. Учить детализировать наиболее удачные. "Волшебный домик для Незнайки" - находили возможные варианты домика для сказочного героя. "Поющая архитектура" - устанавливали связь архитектурных стилей и музыкальных жанров. "Сравнение архитектурных стилей" - выявляли особенности архитектурных стилей и сравнивали их между собой.
-
"Дидактический мяч". Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться. Задания для детей 5 лет. Детям предлагаются в разброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. Пример: добрый - (какой?) злой; работа - (что?) отдых; бежит - (что делает?) стоит. В задания вводятся наречия. Задания для детей 6 лет. Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Данное пособие используется при работе с литературным произведением. Например: "Назови героев с противоположными чертами характера".
-
Пособие по составлению загадок. Для усвоения детьми моделей составления загадки пользовались универсальной схемой. Цель: - упражнять детей в умении составлять загадки об объектах, используя известные модели; побуждать к использованию сравнений метафорического плана при составлении речевых зарисовок. Пособие по описательной характеристике литературного героя. В каждой группе педагоги придумали своё необычное пособие, которое интересно и удобно в использовании. В одной группе - это "Часы", в другой "Улитка", а есть ещё и "Ромашка", на которую прилетает пчёлка. Данное пособие используется как алгоритм составления описательного рассказа. "Часы", "Улитка", "Ромашка"
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.