Презентация на тему "Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" 9 класс

Презентация: Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" по русскому языку, включающую в себя 32 слайда. Скачать файл презентации 0.36 Мб. Для учеников 9 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    32
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
    Слайд 1

    Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

    Тематическая группа «Язык и речь» (ГИА-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько – М.; Издательство «Национальное образование», 2013. – (ГИА – 2014. ФИПИ – школе).

  • Слайд 2

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на бланке ответов №2

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста (писателя, филолога, философа): «…….». Аргументируя свой ответ, приведите 2 ( два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами лингвиста (писателя, филолога, философа). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

  • Слайд 3

    Теоретический материал

    Лингвистика(отлат. lingua –язык),или языкознание – наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и др. Язык – необходимое условие существования и развития общества. Важнейшая единица языка – слово. При помощи слова, т.е. при помощи языка, люди имеют возможность общаться. Нормированность – характерная черта литературного языка. Литературный язык имеет две формы существования: устную и письменную. Абзац: 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя такими отступами. Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

  • Слайд 4

    Стили речи

    Научный стиль – сообщение научных сведений, научное объяснение фактов: научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация; терминологическая и профессиональная лексика; строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлечённость и обобщённость. Официально-деловой стиль – сообщение, информирование; сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовая деятельность: законы, приказы, постановления, протоколы, справки, деловые бумаги; официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи; точность, не допускающая иного толкования. Публицистический стиль – воздействие через средства массовой коммуникации: статья, очерк, репортаж, интервью, ораторская речь; общественно-политическая лексика; логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

  • Слайд 5

    Стиль художественной литературы – изображение и воздействие на читателя: роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия; использование всех богатств лексики; образность, эмоциональность, конкретность речи; использование возможностей разных стилей. Разговорный стиль – непосредственное, повседневное общение: дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма; разговорная и просторечная лексика; эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.

  • Слайд 6

    Характеристика слова как единицы лексики

  • Слайд 7

    Характер лексических явлений в тексте

  • Слайд 8

    Изобразительно-выразительные средства

    Эпитет - образное определение предмета, чаще выражен прилагательным или наречием (роща золотая, жемчужный иней). Метафора - скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы ), чаще выражается существительными, глаголами (костёр рябины красной, слов моих сухие листья). Олицетворение - свойства человека переносятся на животных, неодушевлённые предметы (журавли не жалеют, молчит лес). Сравнение -один предмет сравнивается с другим (луна, как фонарь; туман, словно молоко). Фразеологизм - устойчивое словосочетание (Не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу). Гипербола – преувеличение (Пройдёт – словно солнцем осветит!) Антитеза - противопоставление, основывается на употреблении антонимов (Возникают, стираются лица…) Инверсия - обратный порядок слов (Белеет парус одинокий…)

  • Слайд 9

    Примеры высказываний, связанные с темой «Язык и речь»

    Вариант 4, 22 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич Лихачёв Вариант 6«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».Литературная энциклопедия Вариант 8«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».Борис Николаевич Головин

  • Слайд 10

    Вариант 10«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».Иван Александрович Гончаров Тест 21«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».Георг фон Габеленц Вариант 31«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».Поль Рикёр

  • Слайд 11

    Вариант 33 «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». Андрей Александрович Мирошниченко Вариант 34 «Некоторые учёные дажепредлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».Андрей Александрович Мирошниченко Тест 36«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина

  • Слайд 12

    Тип речи рассуждение

  • Слайд 13

    Композиция сочинения – рассуждения( по Ивановой С.Ю.)

  • Слайд 14

    Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему

  • Слайд 15

    Шаг 1Знакомство с высказыванием

    Внимательно прочитайте высказывание о языке и подчеркните в нём ключевые слова. Определите, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Подумайте, к какой тематической группе можно отнести данное высказывание: Лексика и фразеология Лексика и грамматика Морфемика и морфология Синтаксис Пунктуация Язык и речь Язык художественной литературы, средства речевой выразительности. Вспомните теоретический материал, связанный с выбранной тематической группой.

  • Слайд 16

    Шаг 2Оформление вступления

    Начинаем сочинение с предложенного высказывания, принятого в качестве тезиса. Сочинение можно начать и собственным высказыванием, интерпретирующим ключевые слова цитаты. Выражаем согласие с компетентным мнением лингвиста ( писателя, филолога, философа ). Помним, что вступление должно состоять из 2-3 предложений.

  • Слайд 17

    Шаг 3Написание основной части

    Обязательно комментируем предложенное высказывание (понимание смысла). Формулируя своё понимание тезиса, опираемся на ключевые слова.

  • Слайд 18

    Шаг 4Приведение примеров-аргументов

    Вспоминаем, о каком языковом явлении идёт речь в предложенном высказывании. Внимательно читаем текст и находим примеры, иллюстрирующие данное языковое явление(подсказки могут содержаться в тестовых заданиях A2, A3,B1). Выбираем из найденного 2 (два) разных примера-аргумента. Объясняем их значение и указываем роль в тексте. Оформляем примеры в письменном виде.

  • Слайд 19

    Шаг 5 Оформление заключения

    Подводим итог, обобщаем сказанное. Подчёркиваем, что доказали верность тезиса.

  • Слайд 20

    Шаг 6Проверка написанного сочинения

    Медленно читаем своё сочинение. Проверяем: - соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых норм; - фактическую точность письменной речи; - правильность деления на абзацы ( не меньше трёх). Аккуратно, разборчивым почерком переписываем сочинение на чистовик.

  • Слайд 21

    Речевые клише (вступление)

    Известный лингвист (писатель, филолог, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (пишет, замечает):«цитата из задания». Прав был лингвист (писатель, учёный, филолог) (имя, фамилия автора), утверждавший, что « цитата из задания». Трудно не согласиться с мнением известного лингвиста (писателя, филолога, учёного) (имя, фамилия автора), утверждавшего, что «цитата». Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я поддерживаю мнение …

  • Слайд 22

    Речевые клише(основная часть)

    Это высказывание я понимаю так … Как можно понять это высказывание? Задумаемся: что стоит за этими словами? Попробуем объяснить данное утверждение… Высказывание лингвиста (имя,фамилия ) подтолкнуло меня к следующим размышлениям … О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания? Мне кажется, что здесь речь идёт о … Мне предстоит поразмышлять над этими словами. Я считаю, что … Я понимаю эти строки так … По-моему, речь идёт о том, что ..

  • Слайд 23

    Речевые клише(введение примеров)

    Попробую доказать справедливость своего суждения … Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … текста.. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения … текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении … В подтверждение приведу пример из предложения … текста. Рассмотрим предложение … Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения … текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что …

  • Слайд 24

    Речевые клише (заключение)

    Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (писателя, филолога, философа) (имя, фамилия автора( справедливо. Таким образом, можно сделать вывод, что лингвист (писатель, филолог) (имя, фамилия) был прав. Следовательно, можно сделать вывод: утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо). Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что …

  • Слайд 25

    Знакомимся с высказыванием и оформляем вступление

    Немецкий языковед Г. фон Габеленц утверждал: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Я полностью согласна с этим мнением.

  • Слайд 26

    Пишем основную часть

    Это высказывание я понимаю так: речь характеризует человека. По речи многое можно узнать о говорящем (внутренний мир, чувства, культуру поведения и т.п.).

  • Слайд 27

    Приводим примеры-аргументы

    Так, в предложении 6 Павлик говорит старику: «А вам-то что?». Речь мальчика показывает, что перед нами невоспитанный ребёнок. Но, овладев «волшебным» словом, Павлик изменяется. Обращаясь к бабушке, он использует не только слово «пожалуйста», но и уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «кусочек пирожка» (предложение 53). Это уже не сердитый и грубый, а ласковый внук и брат.

  • Слайд 28

    Оформляем заключение

    Таким образом, можно сделать вывод, что утверждение Г. фон Габеленца справедливо.

  • Слайд 29

    Проверяем написанное сочинение(вариант 21)

    Немецкий языковед Г. фон Габеленц утверждал: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Я полностью согласна с этим мнением. Это высказывание я понимаю так: речь характеризует человека. По речи можно многое узнать о говорящем (внутренний мир, чувства, культуру поведения и т.п.). Так, в предложении 6 Павлик говорит старику: «А вам-то что?». Речь мальчика показывает, что перед нами невоспитанный ребёнок. Но, овладев «волшебным» словом, Павлик изменяется. Обращаясь к бабушке, он использует не только слово «пожалуйста», но и уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «кусочек пирожка» (предложение 53). Это уже не сердитый и грубый, а ласковый внук и брат. Таким образом, можно сделать вывод, что утверждение Г. фон Габеленца справедливо.

  • Слайд 30

    Задание для самостоятельной работы

    Следуя алгоритму, напишите самостоятельно сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

  • Слайд 31

    Пример сочинения(вариант 6)

    В Литературной энциклопедии написано: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Не могу не согласиться с этим высказыванием. Я думаю, что автор наделяет своих героев свойственной только им манерой речи, по которой можно многое узнать о персонажах. Предложенный текст А. Сент-Экзюпери представляет диалог Лиса и Маленького принца. По разговору героев мы можем охарактеризовать их. Так, речь Лиса богата выразительными средствами: например, метафора «жизнь солнцем озарится» (предложение 18), сравнение «позовёт, точно музыка» (предложение 21). Фразы, которые он произносит, полны глубокого смысла (предложения 47, 48). Можно сказать, что Лис – существо мудрое. Выражения, сказанные Лисом, стали «крылатыми». А речь Маленького принца характеризует его как неопытного мальчика. Вопросы, которые он задаёт Лису (предложения 4, 11, 32), свидетельствуют о любознательности и желании всему научиться. Таким образом, предложенное для анализа высказывание верно.

  • Слайд 32

    Удачи тем, кто учит!

    novopodzornovo@rambler.ru Яруллина Е.Ю., учитель русского языка МКОУ «Новоподзорновская СОШ»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке