Содержание
-
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
-
Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод
-
Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис– это мысль, которую нужно доказать. В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г.Степанова. Но это не принципиально. Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части). Рассмотрим некоторые клише и несколько возможных вариантов вступления.
-
Клише к 1 абзацу.
Лингвист учёный языковед автор высказывания утверждал считал писал Рассуждал высказывание афоризм мысль утверждение суждение справедливо верно неоспоримо понятно Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я разделяю точку зрения докажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем Таким образом «соберем» слова-клише в предложения: Вариант1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Вариант2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Вариант3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это. Мне созвучны слова Г.Степанова о том, что "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.
-
Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны: объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка. Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ: Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г.Степанова. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г.Степанова. Взаимосвязь лексики и грамматики. Далее следуют примеры из текста… Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Вариант2.Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека. Вариант 3.Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Вариант 4.Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») - область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена тремя смежными дисциплинами - морфологией, синтаксисом и словообразованием. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Вариант 5. Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.
-
Требования к примерам
Помните о требованиях к примерам: примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению; Речевые клише, которые вы можете использовать: • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. • Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста. • Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... . • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... . • В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
-
Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?
Образец 1 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души». Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
-
Образец 2 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
-
Образец 3 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
-
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: Итак, ... Следовательно, ...Значит, ...Таким образом, ...Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводуо том, что ... и т.д. Помните, что они выделяются запятой! Рассмотрим несколько образцов заключения: Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов. Образец 3.Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, это и хотел донести до нас языковед Г.Степанов. Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
-
Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3): • 1 абзац - тезис, • 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления, • 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления, • 4 абзац - вывод.
-
Объем сочинения.
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово. Про почерк Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда. УДАЧИ!
-
Сочинение.
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста. Рассмотрим лексические явления в предложенном тексте. В предложениях 7, 8 используются олицетворения: «стены построек дрожали», «играл огонь», «вихриться огонь». Эти выражения помогают образно представить, как возник пожар и как быстро он охватывал все вокруг. Рассмотрим грамматические явления. В предложениях 3, 4,5, используются восклицательные предложения и обращения. Это позволяет передать эмоции и переживания героев данного рассказа. Таким образом, мы проиллюстрировали, что лексические и грамматические явления в языке очень связаны и свидетельствуют, о чем и как думают люди. Взаимодействуя, они делают нашу речь яркой, образной и правильной. (127 слов)
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.