Содержание
-
УРОК – ИГРА по теме «ЛЕКСИКА»
Русский язык 5 класс Автор: МОУ «СОШп.Бурасы», учитель русского языка и литературы Борисова Анна Геннадьевна
-
Цель урока: повторить изучение по теме «Лексика» в форме игры-сказки. Оборудование: интерактивная доска, картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.
-
В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
-
-
Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка? Для чего служат слова?
-
Возят почту корабли, Самолеты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны. (М.Белкина).
-
Задания к тексту: Объясните орфограммы и пунктограммы. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий. Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначные или многозначными являются эти слова.
-
-
Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова?
-
СИНОНИМЫ
-
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.
-
Задание№1. Назовите имена остальных братьев. Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».
-
Задание№2. Отредактируйте текст, используя синонимы. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
-
Жильцов квартиры номер два Застать сумели мы едва Они стояли у порога, Уже готовые в дорогу.
-
Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый.
-
АНТОНИМЫ
-
Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.
-
Задание №3. Помогите братьям прочитать письмо. «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…»
-
Мы – слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (Я.Козловский).
-
Задание №4. Пользуясь словарем, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.
-
Юмореска. Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это было то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и , воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И.Верзилин).
-
Задание№5. Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создание юмора).
-
Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать им смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я.Козловский). Что это за слова?
-
Задание №6. Найдите слова, использованные в переносном значении. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А.Громова). Полз состав. Он устал- От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, И уснул у моста. (В.Левин).
-
Задание №7 ( на выбор). 1.Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит. 2.Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима». 3.Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.
-
Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание Рефлексия.
-
Подведение итогов!!!
-
http://www.proshkolu.ru/user/svischevi43/file/737655/ http://pptcloud.ru/kartinki/russkij-jazyk/Sinonim-1/002-Sinonimy.html http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Antonim/001-Antonimy.html http://festival.1september.ru ИСТОЧНИКИ:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.